Решение по делу № 2-707/2021 от 06.10.2020

2-707/2021

24RS0048-01-2020-005699-98

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2021 года пгт. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Павловой К.П.,

при секретаре Рябцевой Т.И.,

с участием помощника прокурора Емельяновского района Стонт Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО11 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Березовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Большову С.А., в котором просит обязать ответчика ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по данному исковому заявлению.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Березовского района. Осмотрами земельного участка осуществленными прокуратурой Березовского района ДД.ММ.ГГГГ, а также специалистом по земельному контролю администрации Березовского района от 14.11.2019г. и от 02.03.2020г. осуществленному по поручению прокуратуры района, установлено, что в их границах организована свалка твердых коммунальных отходов (строительные отходы, пластик, и.т.д.), которые хаотично размещены по всей площади земельного участка. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, находится в собственности Большова С.А. Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причинённый окружающей среде.

В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Стонт Н.В., выступая по поручению прокурора Березовского района, требования иска поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Ответчик Большов С.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте слушания дела.

Представители третьих лиц администрации Солонцовского сельсовета, Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, были уведомлены должным образом.

Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав помощника прокурора и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Указанные положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 2, 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.

При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из представленных истцом материалов, 14.11.2019 г. инженером по земельному контролю Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района Крибовоковым Р.И по поручению прокуратуры Березовского района проведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый по результатам осмотра установлено: что земельный участок огорожен с северной и восточной стороны, доступ на участок закрыт, зданий строений сооружений на земельном участке нет, территория данного земельного участка захламлена отходами ТБО, ТКО. В юго-восточной части земельного участка установлен вагончик-бытовка, на момент проведения осмотра рядом со строительным и бытовым мусором было расположено два грузовых автомобиля с кузовом. Земельный участок с кадастровым номером используется для складирования отходов ТКО, ТБО. (л.д.24).

Согласно справке от 27.01.2020 г. подготовленной главным специалистом – государственным инспектором отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Коробкиным А.А, в соответствии с письмом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 14.10.2019г. , 18.10.2019г. принято участие в выездной проверку, проводимой ГУ МВД России по Красноярскому краю, проверка проведена УУР ГУ МВД России по <адрес> ст. о/у Волковым Д.В. в ходе проведения проверки установлено: на территории земельного участка с кадастровым номером (который является частью земельного участка с кадастровым номером ) выявлен факт захламления почвы строительными отходами, твердыми коммунальными отходами Ориентировочная площадь захламления составляет около 1300 кв.м. Свалка расположена на склоне. Часть свалки выходит за границы земельного участка. Водонепроницаемое основание, навес и организованный водосток отсутствуют в месте расположения отходов. Географические координаты места расположения отходов: <адрес> В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером (который является частью земельного участка с кадастровым номером расположены седеющие отходы 1-5 класса опасности:

-отходы строительства и ремонта (800000 00 00 0);

-отходы от сноса и разборки зданий (8 12000 00 00 0);

-отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов (8 22000 00 00 0);

-лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (8 12201 01 20 05);

-мусор от сноса и разборки зданий несортированный (8 12901 01 72 4);

-покрышки пневматических шин отработанные (9 21130 00 00 0);

Министерством, с привлечением аккредитованной лаборатории, произведен отбор проб почвы с целью установления степени негативного воздействия от расположения отходов на почве. Согласно полученным результатам анализа установлено загрязнение следующим показателем: нефтепродукты, свинец. Признаки определения класса опасности вредных веществ установлены ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», согласно которому: высоко опасные вещества (2-й класс опасности) – свинец. Согласно методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08.07.2010 №238, произведен расчет исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Равный 975000 руб. Собственником земельного участка с кадастровым номером (который является частью земельного участка с кадастровым номером ) является гр. Большов С.А., ДД.ММ.ГГГГ.р. Таким образом, выявлены следующие нарушения: отсутствует площадка для временного накопления отходов, оборудованная в соответствии с требованием природоохранного законодательства, отходы расположены навалом на почве (л.д.18-20).

Согласно акту осмотра подготовленного инженером по земельному контролю Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района Крибовоковым Р.И по поручению прокуратуры Березовского района 02.03.2020г. с 13 час. 00 мин. до 13 час. 30 мин. проведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый общей площадью 2400 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, в ходе осмотра установлено: что земельный участок огорожен с северной и восточной стороны, доступ на участок закрыт, зданий строений сооружений на земельном участке нет, территория данного земельного участка захламлена отходами ТБО, ТКО. В юго-восточной части земельного участка установлен вагончик-бытовка, на момент проведения осмотра рядом со строительным и бытовым мусором было расположено два грузовых автомобиля с кузовом наполненных отходами ТБО, один из грузовых автомобилей сгружал отходы ТБО на территорию данного земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером используется для складирования отходов ТКО, ТБО. (л.д.21).

Согласно акту осмотра подготовленного инженером по земельному контролю Управления по АГЗ и имущественным отношениям администрации района Крибовоковым Р.И по поручению прокуратуры Березовского района 13.05.2021г. с 15 час. 00 мин. до 15 час. 30 мин. проведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый общей площадью 2400 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, в ходе осмотра установлено: что земельный участок огорожен с северной и восточной стороны, доступ на участок закрыт, зданий строений сооружений на земельном участке нет, на территории данного земельного участка захоронены отходы ТКО в виде бытового и строительного мусора, также территория данного земельного участка отсыпана грунтом поверх мусорных отходов и спланирована для ведения хозяйственной деятельности. Захороненные отходы видны на срезе грунта. В результате проведения осмотра земельного участка с кадастровым номером было выявлено использование данного земельного участка не по целевому назначению (л.д.198,199-200).

Из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства производственной базы, производственная деятельность, собственником вышеуказанного земельного участка является Большов С.А. (л.д.172-176).

Таким образом, виды разрешенного использования и категория спорного участка не подразумевают его использование для целей размещения на нем строительных отходов.

Установив, что несанкционированная свалка отходов потребления расположена на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику, на основе анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что обязанность по сбору и вывозу отходов потребления и мусора, должна быть возложена на собственника земельного участка.

Поскольку ответчиком не предпринимаются меры к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, и это влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает возможным удовлетворить требования истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО12 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Обязать ФИО13 ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Установить срок исполнения решения – в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий К.П. Павлова

2-707/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Берёзовского района в интересах неопределённого круга лиц
Ответчики
БОЛЬШОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Павлова Кристина Петровна
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
06.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.10.2020Передача материалов судье
06.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.12.2020Предварительное судебное заседание
17.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.02.2021Предварительное судебное заседание
16.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.04.2021Предварительное судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее