Дело № 2-1696/18 28 ноября 2018 года
Мотивированное решение изготовлено 28.11.2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гринь О.А.
при секретаре Евстафьеве Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Матвееву ФИО9, Леонтьеву ФИО8, Леонтьевой ФИО7 об обязании привести помещение в первоначальное состояние, а также по встречному иску Матвеева ФИО10, Леонтьева ФИО11, Леонтьевой ФИО12 к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о сохранении помещения в перепланированном состоянии,
У с т а н о в и л:
Истец обратился в суд и просит обязать ответчиков привести жилое помещение по адресу: <адрес> в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом, путем демонтажа лестниц из оконных проемов, восстановления лицевого фасада и оконных проемов в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, со сдачей работ представителям МВК Фрунзенского района в течение 10 дней с момента выполнения указанных работ.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ответчики являются собственниками указанной квартиры. В связи с неоднократными жалобами граждан на незаконную перепланировку, был организованы выездные проверки ГЖИ в ходе которых установлен факт самовольной перепланировки помещения, отраженный в соответствующих документах. В данном случае перепланировка произведена с нарушением ст. 26 ЖК РФ, что является основанием для приведения помещения в первоначальное состояние.
Ответчиками был заявлен встречный иск о сохранении помещения в перепланированном состоянии.
В обоснование заявленных требований они ссылаются на то, что перепланировка не нарушает градостроительных норм, разрешения общего собрания собственников на нее не требуется, так как права иных собственников многоквартирного дома не нарушаются выполненной перепланировкой.
Представитель истца в суд явилась, на иске настаивает, встречный иск не признает.
Ответчики в суд не явились, их представитель, участвующий в порядке ст. 53 ГПК РФ в суд явился, встречный иск поддерживает, первоначальный не признает.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает первоначальный иск подлежащим удовлетворению, а встречный не подлежащим удовлетворению.
Ответчики являются собственниками указанной квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 29-34).
19.04.2016 года ГЖИ Санкт-Петербурга была выявлена самовольная перепланировка в квартире ответчиков (л.д. 10).
Ответчикам направлены предписания о приведении помещения в первоначальное состояние (л.д. 13-24).
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 29 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1998 года N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, а также форма технического паспорта жилого помещения.
Как следует из указанной формы, в техническом паспорте должен содержаться план квартиры, составленный путем выкопировки из поэтажного плана дома. Пунктом 3.16 Инструкции предусмотрено, что на поэтажном плане вычерчиваются в масштабе в соответствии с размерами на абрисах, в том числе, стены, перегородки, окна, балконы.
Таким образом, произведенная ответчиком перепланировка, влечет за собой необходимость внесения изменений в технический паспорт и является перепланировкой жилого помещения и его согласования МВК района.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозы их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
При этом бремя доказывания наличия оснований для сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае возложено на ответчика.
Из материалов дела следует, что на основании определения суда от 16.05.2018 года по делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза из заключения которой следует, что выполненная перепланировка не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, безопасна, не нарушает прав и интересов других собственников помещений в многоквартирном доме, соответствует всем действующим нормам. В то же время в экспертном заключении указано, что при проведении данной перепланировки общее имущество многоквартирного дома не задействовано (л.д. 146-178).
Для сохранения помещения в перепланированном состоянии следует учитывать безопасность выполненной перепланировки, а также ее соответствие всем строительным и иным нормам и правилам.
Согласно пункту 3.4.41 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, пункту 1.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2006 года N 1139 "О приведении в соответствие с действующим законодательством правовых актов Правительства Санкт-Петербурга" администрации районов в установленном порядке согласовывает переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, а также осуществляют в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировки жилых помещений.
15.10.03 года зарегистрировано Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", определяющее правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и, указанные в нем правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Администрация района, принимая решение по делу, ссылается на раздел 4 – «Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций, содержащий п. 4.2 – «Стены». В данном пункте содержатся отдельные пункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности 4.2.1. – стены каменные (кирпичные, железобетонные), 4.2.2. – стены деревянные, 4.2.3. – отделка, 4.2.4. – балконы, козырьки, лоджии и эркеры. В данном п. 4.2.4. содержится пп. 4.2.4.9., регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. В данном пункте также указано о том, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки. Как следует из вышеуказанных норм, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданиях при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.
При этом, раздел 1 Правил – основные положения, содержит пункты 1.7.1, 1.7.2., прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений.
Так, п. 1.7.1. переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с п. 1.7.2. переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируется специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации.
Ответчиками доказано, что данная перепланировка является безопасной для жизни и здоровья граждан и соответствует всем нормам.
Исходя из положений ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно п. "в" ч. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции), колясочные.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляются по соглашению всех ее участников.
Частью 3 ст. 36 ЖК РФ определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Пунктами 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии ч. 2 ст. 40 ЖК РФ в том случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку разрушение ненесущей фасадной стены указанного дома неизбежно повлечет изменение порядка ее использования, которое находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, выполнение таких работ напрямую затрагивает права и законные интересы собственников помещений указанного многоквартирного дома, то на основании положений ст. ст. 36, 40, 44 ЖК РФ и п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для реализации проекта необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Между тем, согласие всех собственников на выполнение указанных работ, ответчиками не представлено, общее собрание не проводилось.
Суд критически оценивает заключение эксперта, так как фасадная стена здания относится к общему имуществу и снос части подоконной панели изменяет структуру фасада, кроме того лестничные проемы, примыкающие к зданию также захватывают часть общего имущества, учитывая, что по данным РГИС земельный участок рядом с домом сформирован на расстоянии 6,5 метров от фундамента, что указывает на присоединение общего имущества дома при отсутствии согласия всех собственников.
Таким образом иск Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга к Матвееву ФИО13, Леонтьеву ФИО14, Леонтьевой ФИО15 об обязании привести помещение в первоначальное состояние подлежит удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь данными положениями процессуального законодательства, суд, для реализации требований, с учетом разумности предоставляемого срока и его достаточности для исполнения решения суда, полагает необходимым предоставить ответчику пять месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для выполнения указанных действий, учитывая, что срок для их выполнения является объективным и соответствующим срокам выполнения работ соответствующими подрядными организациями.
Учитывая, что первоначальный иск о приведении помещения в первоначальное состояние подлежит удовлетворению, встречный иск является производным и удовлетворению не подлежит, учитывая, что ответчиками не было получено согласие всех собственников на перепланировку, при том, что она задействует фасад здания и земельный участок дома прилегающий к нему при организации отдельного входа.
Расходы по госпошлине подлежат взысканию в порядке ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Матвеева ФИО16, Леонтьева ФИО17, Леонтьеву ФИО18 привести жилое помещение по адресу: <адрес> в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом, путем демонтажа лестниц из оконных проемов, восстановления лицевого фасада и оконных проемов в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, со сдачей работ представителям МВК Фрунзенского района в течение 10 дней с момента выполнения указанных работ.
Взыскать солидарно с Матвеева ФИО19, Леонтьева ФИО20, Леонтьевой ФИО21 в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в сумме 300 рублей.
В удовлетворении встречного иска Матвеева ФИО22, Леонтьева ФИО23, Леонтьевой ФИО24 к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о сохранении помещения в перепланированном состоянии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца через Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья О.А. Гринь