Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
29 апреля 2015 года г. Тверь
Судья Московского районного суда г. Твери Лискина Т.В.,
рассмотрев жалобуначальника отдела Военного комиссариата Тверской области по г. Твери Соловьева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
на постановление № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Московского района г. Твери по пожарному надзору, главного специалиста отдела надзорной деятельности по Московскому району г. Твери ГУ МСЧ России по Тверской области, капитаном внутренней службы Крыловым И.А. о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 16000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Соловьев В.А. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что при вынесении постановления инспектором не исследованы обстоятельства того, что Соловьев В.А является начальником отдела Военного комиссариата Тверской области по г. Тверь. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1609 от 7 декабря 2012 года, отдел военного комиссариата не является юридическим лицом, а лишь структурным подразделением военного комиссариата субъекта РФ. Юридическим лицом является военный комиссариат субъекта РФ. Отдел военного комиссариата Тверской области по г. Тверь является лишь структурным подразделением военного комиссариата Тверской области. Соответственно, в Тверском регионе юридическим лицом является Военный комиссариат Тверской области. Руководителем военного комиссариата является военный комиссар Тверской области. Соловьев В.А. не является руководителем данной организации. Несмотря на данное утверждение, административное наказание в виде штрафа наложено на Соловьева В.А. В соответствии с п. 21 Положения о военных комиссариатах за пожарную безопасность в военном комиссариате отвечает военный комиссар. Начальник отдела не отвечает и не может отвечать за пожарную безопасность, так как не является руководителем организации и не имеет финансовой части и материальных средств на приведение рабочего места в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Работодателем является военный комиссар. Рабочим местом является то помещение, которое определено и предоставлено работодателем. В обязанности работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ не входит приведение своего рабочего места за свой счет в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Кроме того, в соответствии с п.10 Положения о военных комиссариатах начальники отделов осуществляют свою деятельность на основании доверенности от военного комиссара. В доверенности № 57 от 16 июля 2014 года, выданной Соловьеву В.А. военным комиссаром Тверской области, нет указаний на то, что он отвечает за пожарную безопасность в отделе, соответственно, он не уполномочен на осуществление данной деятельности. В связи с чем, инспектор по пожарному надзору привлек к административной ответственности не то лицо, которое должно быть привлечено к административной ответственности, так как Соловьев В.А не является руководителем организации.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Соловьев В.А. не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, воспользовался правом иметь защитника.
В судебном заседании защитник по доверенности Никитин О.С. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Государственный инспектор Московского района г. Твери по пожарному надзору ГУ МСЧ России по Тверской области Крылов И.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что при проведении проверки Военным прокурором Тверского гарнизона с 11 ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях отдела военного комиссариата Тверской области по г. Твери по адресу: <адрес>, было установлено, что начальником отдела военного комиссариата Тверской области по г. Твери Соловьевым В.А., ответственным за работу в указанной сфере деятельности, не обеспечено соблюдение требований ст.ст. 15, 17 Конституции Российской Федерации, ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, ст. 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15 от 23.02.2013 года, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 Г. № 390, а именно:
1. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации не обеспечил соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности (по освещенности объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности «Выход») в соответствии с требованиями статьи 84Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - на дверях эвакуационных выходов в восточную и западную лестничную клетку не оборудованы доводчиками и уплотнителями в притворах, эвакуационные выходы не обозначены знаками пожарной безопасности «Выход» в лестничных клетках восточной, западной и северный эвакуационный выход: (п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства от 25.04.20 12 г. №390).
2. Дверь архива отдела военного комиссариата Тверской области не выполнена противопожарной с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа. (Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994x. «О пожарной безопасности ст.20, СНиП 2.08.02-89* п.1.82).
3. План схемы эвакуации людей при пожаре выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности ст. 20, ГОСТ Р 12.2.143-2009).
4. Покрытие пола и стен на 2-м этаже на общих путях эвакуации выполнено горючим материалом (линолеум, древесноволокнистый сайдинг). Сертификаты соответствия с показателями пожарной опасности на линолеум не представлены. Показатели пожарной опасности древесно-волокнистого сайдинга согласно представленного сертификата выше предельных (ст.134, табл. 28 ФЗ № 123).
5. Не представлены документы об обучении пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководящего состава «Отдела военного комиссариата Тверской области по городу Твери», а также работников ответственных за пожарную безопасность (п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г № 390, п.36 НПБ «Обучение по мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645).
6. Не обеспечено выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в части размещения на территории знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, не обозначены знаками "Место для курения". (п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 г. №390).
7. К работе допускаются лица не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности (гр. Джо К.И.) (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390).
Вышеуказанные нарушения подтверждены актом о проверке соблюдения требований пожарной безопасности, проведенной 21 января 2015 года совместно со специалистом ГУ МЧС России по Тверской области.
По результатам проверки военным прокурором Тверского гарнизона 03.02.2015 года в отношении начальника отдела военного комиссариата Тверской области по г. Твери Соловьева В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также при проведении вышеуказанной проверки Военным прокурором Тверского гарнизона, установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. огнетушители, размещенные в коридорах 1 этажа, расположены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте более 1,5 метра (1,7 метра). (п. 480 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 г. № 390).
2. допускается установка первичных средств пожаротушения с истекшим сроком годности. (п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г № 390).
По результатам проверки военным прокурором Тверского гарнизона 03.02.2015 года в отношении начальника отдела военного комиссариата Тверской области по г. Твери Соловьева В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении проверки Военным прокурором Тверского гарнизона установлены еще нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1.двери лестничных клеток не имеют устройств для самозакрывания с уплотнениями в притворах (Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» ст. 20, СНиП 21-01-97* п. 6.18).
2. дверь кладового помещения, расположенного в актовом зале, не является противопожарной (Федеральный закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности ст. 20, СНиП 2.08.02-89* п. 1.82).
3. в правом и левом крыле здания на втором этаже в коридорах общего пользования установлены металлические решетки, препятствующие свободной эвакуации людей при пожаре в отступлении от проекта (п. 33, п. 36 «А» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390).
4. отсутствует договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2015 г. № 390).
5. помещение архива не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О подранной безопасности» ст. 20, НПБ 110-03).
6. в помещении дежурного по отделу военного комиссариата неисправна пожарная сигнализация (23 шлейф не работает) (п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390).
По результатам проверки военным прокурором Тверского гарнизона 03.02.2015 года в отношении начальника отдела военного комиссариата Тверской области по г. Твери Соловьева В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Анализируя доводы жалобы о неправомерности привлечения Соловьева В.А. к административной ответственности, суд приходит к выводу о наличии нарушений при привлечении данного лица к административной ответственности.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее - Правила), руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие определенно установить, что начальник отдела военного комиссариата Тверской области по городу Твери Соловьев В.А. является лицом, ответственным за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, где выявлены указанные нарушения.
При рассмотрении дела по существу государственным инспектором Московского района города Твери по пожарному надзору, в материалах дела отсутствовала доверенность на осуществление служебной деятельности № 57 от 16.07.2014 года, согласно которой именно Соловьев В.А. занимает должность начальника отдела военного комиссариата Тверской области по г. Твери, а также Положение об отделах военного комиссариата области (муниципальным образованиям), в п. 21 п.п. 9 которого указано на непосредственную ответственность начальника отдела военного комиссариата по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности в отделе.
Указанные документы были предоставлены представителем ВКТО по доверенности И.Е. Козыревой по запросу суда. Однако, Положение об отделах военного комиссариата области (по муниципальным образованиям) от 12.03.2013 года, в соответствии со ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ не может быть признано судом в качестве допустимого доказательства, поскольку не заверено надлежащим образом и не подписано лицом, утвердившим данное положение.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что начальник отдела военного комиссариата Тверской области по городу Твери Соловьев В.А. является субъектом вмененного ему административного правонарушения, не имелось.
Анализ обжалуемого постановления о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности свидетельствует о том, что Соловьев В.А. привлечен к административной ответственности не как должностное, а как физическое лицо; при этом ему назначено наказание по санкции статей, вменяемых правонарушений, предусмотренной для должностного лица. В то же время, производства по делам об административных правонарушениях были возбуждены военным прокурором Тверского гарнизона 03.02.2015 года в отношении Соловьева В.А. как должностного лица. Следовательно, вывод государственного инспектора Московского района города Твери по пожарному надзору, главного специалиста надзорной деятельности по Московскому району г. Твери ГУ МЧС России по Тверской области Крылова И.А. о необходимости привлечения к административной ответственности Соловьева В.А. как физическое лицо остался немотивированным.
При рассмотрении представленных материалов в отношении начальника ВКТО по г. Твери Соловьева В.А. по факту привлечения его к административной ответственности по ч.ч. 1,4 ст. 20.4 КоАП РФ государственным инспектором Московского района города Твери по пожарному надзору не дана оценка представленных в качестве доказательства невиновности Соловьева В.А. заявок, связанных с финансированием Отдела военного комиссариата Тверской области по г. Твери нужд по обеспечению пожарной безопасности указанного Отдела.
Допущенные нарушения процессуальных требований, обязывающих установить субъект правонарушения, его виновность в совершении вменяемого правонарушения отразилось на всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Указанные нарушения процессуальных требований, являются существенными нарушениями прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение в области законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку вменяемое административное правонарушение совершено 21.01.2015 года, срок привлечения лица к административной ответственности не истек; при производстве по делу существенно нарушены процессуальные требования, что привело к нарушению прав лица, привлекаемого к ответственности, и не позволило всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление государственного инспектора Московского района города Твери по пожарному надзору, главного специалиста отдела надзорной деятельности по Московскому району г. Твери ГУ МЧС России по Тверской области Крылова И.А. подлежит отмене, дело возвращению в отдел надзорной деятельности по Московскому району г. Твери ГУ МСЧ России по Тверской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Московского района г. Твери по пожарному надзору, главного специалиста отдела надзорной деятельности по Московскому району г. Твери ГУ МСЧ России по Тверской области, капитана внутренней службы Крылова И.А. от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Соловьева В.А. отменить, материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Соловьева В.А. передать на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности по Московскому району г. Твери ГУ МСЧ России по Тверской области.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения либо получения его копии в Тверской областной суд с подачей жалобы через Московский районный суд города Твери.
Судья /подпись/ Т.В. Лискина