Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты> суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Глебовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной О.А.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора <адрес> Челнокова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации освещения мест общего пользования в ночное время суток, и возложении обязанности организовать освещение мест общего пользования в ночное время суток,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации муниципального образования МО «<данные изъяты>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации освещения мест общественного пользования в ночное время суток, и возложении обязанности организовать освещение мест общего пользования в ночное время суток, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения и благоустройства территории населенных пунктов, в ходе которой установлено отсутствие на территории <данные изъяты> сельсовета организации искусственного освещения мест общего пользования в ночное время суток: здания администрации <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>«б», здания МКУК «<данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>«б», что свидетельствует о бездействии ответчика и не выполнении обязанностей, установленных действующим законодательством по организации освещения в ночное время суток территории муниципального образования, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью, нарушает их права на благоприятные условия проживания и жизнедеятельности. В связи с чем просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации освещения мест общего пользования в ночное время суток на территории муниципального образования, и возложить на него обязанность по организации освещения в ночное время указанных объектов, установив срок в течение 01 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причины неявки в суд не представил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.130, ч.1 ст.132 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч.3 ст.14 указанного Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе вопрос, предусмотренный п. 19 ч.1 настоящей статьи: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений (ч. 1, п. 2 ч. 1 ст. 45.1 ФЗ N 131-ФЗ).
Согласно п.36 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Судом установлено, что муниципальное образование <данные изъяты> сельсовет» <адрес>, согласно ст.1 Устава, имеет статус сельского поселения.
В силу п.9 ст. 3 Устава, к вопросам местного значения МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> относится организация благоустройства территории сельсовета.
В соответствии с п.п. 2.8.1, 2.8.3, 2.8.8 Правил благоустройства территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, утвержденных решением Собрания депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в различных градостроительных условиях рекомендуется предусматривать функциональное, архитектурное информационное освещение с целью решения утилитарных, светопланировачных и светокомпозиционных задач, в том числе при необходимости светоцветового зонирования территории и формирования системы светопространственных ансамблей. Функциональное освещение (ФО) осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и переходных зонах, дворовых и иных территорий. Установки ФО, как правило, подразделяют на обычные, высокомачтовые, парапетные, газонные и встроенные. Собственники зданий, строений, сооружений, правообладатели земельных участков обязаны обеспечить их функциональное освещение объектов и земельных участков.
Режим работы осветительных установок предусмотрен п.ДД.ММ.ГГГГ указанных выше Правил, в соответствии с которым при проектировании осветительных установок, в том числе ФО, в целях рационального использования электроэнергии и обеспечения визуального разнообразия среды населенного пункта в темное время суток рекомендуется предусматривать режимы работы, в том числе ночной дежурный режим, когда в установках может отключаться часть осветительных приборов, допускаемая нормами освещенности.
Согласно п.п.2.11.6, ДД.ММ.ГГГГ указанных Правил, входные группы зданий, в том числе общественного назначения, должны быть оборудованы осветительным оборудованием. Обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке обычно включает, в том числе, осветительное оборудование.
Вместе с тем, из акта прокурорской проверки следует, что административным ответчиком не в полной мере выполняются возложенные на него обязанности, поскольку на территории муниципального образования <данные изъяты>» <адрес> не организовано искусственное освещение мест общего пользования в ночное время суток, а именно: здания администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного по адресу: <адрес>«б», здания МКУК «<данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно сообщению администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанные выше объекты находятся на балансе муниципального образования <данные изъяты> сельсовет» <адрес>.
Оснований не доверять либо сомневаться в достоверности содержащихся в указанном акте сведений у суда не имеется, акт составлен должностным лицом прокуратуры <адрес> в рамках проводимой им выездной проверки исполнения административным ответчиком в своей деятельности законодательства о благоустройстве территории населенных пунктов с участием уполномоченного представителя ответчика.
При указанных обстоятельствах суд считает, что административным ответчиком допущено бездействие, поскольку им не выполняются возложенные на него приведенным выше федеральным законодательством и уставом обязанности по организации освещения мест общего пользования, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, поскольку бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>» <адрес> по непринятию мер по организации освещения мест общего пользования в ночное время суток, что относится к вопросам обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, является нарушением действующего законодательства, нарушает права граждан на личную безопасность в ночное время суток, влечет за собой угрозу жизни и здоровью, нарушает права на благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, освещение в ночное время суток отсутствует, что не оспаривается административным ответчиком, а организация освещения мест общего пользования является публичной обязанностью органа местного самоуправления, который свободен в выборе способов принятия мер по организации наружного освещения, однако, следует учитывать установленные действующим законодательством нормы, суд полагает, что заявленные прокурором требования, являются обоснованными, считает необходимым признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации освещения в ночное время суток на территории муниципального образования, незаконным и возложить на административного ответчика обязанность принять меры к организации освещения мест общего пользования в ночное время суток: здания администрации <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> здания МКУК «<адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>
Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов, в связи с чем суд полагает возможным возложить на администрацию муниципального образования <данные изъяты>» <адрес> обязанность принять меры к организации освещения указанных мест общего пользования в ночное время суток, в течение 01 года со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес>, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации освещения мест общего пользования в ночное время суток, и возложении обязанности организовать освещение мест общего пользования в ночное время суток удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации освещения мест общего пользования в ночное время суток, незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> обязанность по организации освещения в ночное время суток мест общего пользования: здания администрации <данные изъяты> сельсовета, расположенного по адресу: <адрес>«б», здания МКУК «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, детской площадки, расположенной по адресу: <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> сообщить <данные изъяты> суд <адрес> и административному истцу - прокурору <адрес> в течение 01 года 01 месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> суд через <данные изъяты> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Глебова Т.В.