Дело № 2а-238/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2020 года г.Гдов Псковской области
Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Широкова А.А., при секретаре Кононовой Е.М.,с участием помощника Псковского природоохранного межрайонного прокурора Псковской области Сухарьковой А.В., главы Администрации сельского поселения «Спицинская волость» Иванова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации СП «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области о признании незаконным бездействия Администрации СП "Спицинская волость" Гдовского района, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов и об обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, частично отказавшись от ранее заявленных исковых требований в порядке ч.2 ст.46 КАС РФ к Администрации СП «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области о признании незаконным бездействия Администрации СП "Спицинская волость" Гдовского района, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твёрдых коммунальных отходов и об обязании устранить допущенные нарушения.
Заявленные требования административный истец обосновал тем, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления Администрацией сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района, в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в части непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон № 89-ФЗ) установлено, что охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия является одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 18 части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении её в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
При этом законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательствомРоссийской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В соответствии частью 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Кроме того, статьей 8.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Во исполнение указанных положений законодательства пунктом 2 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-03 «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» вопросы по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями области.
В силу статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 3 указанных Правил места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, Требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 №20 утверждён СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 предусмотрено, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.; до территорий медицинских организаций -не менее 25 м.
Аналогичные положения закреплены пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Исходя из вышеперечисленных требований законодательства на Администрацию сельского поселения «Спицинская волость» возлагается обязанность по организации сбора отходов производства и потребления, их накопления путём обустройства специальных площадок для размещения контейнеров с водонепроницаемым покрытием и ограждением.
В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района согласно выписки из реестра мест накопления, предусмотрено 3 контейнерных площадки, расположенные по адресам:
- д. Спицино поворот у магазина «Райпо»;
- д. Спицино поворот у киоска «Пекарня на паях».
Между тем место накопления ТКО, указанное в реестре мест накопления как контейнерная площадка д.Спицино поворот у магазина «Райпо» не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием водонепроницаемого покрытия и ограждения.
Контейнерные площадки по адресам д.Спицино поворот у киоска «Пекарня на паях» и д.Спицино и за автобусной остановкой «Усадище» на момент проверки не оборудованы даже контейнерами.
Из объяснений Главы сельского поселения «Спицинская волость» следует, что выявленные нарушения стали возможными в виду отсутствия в бюджете муниципального образования на 2020 год денежных средств на обустройство площадок для накопления твёрдых коммунальных отходов. В связи с изложенным, устранить указанные нарушения в тридцатидневный срок по представлению природоохранного межрайонного прокурора не представляется возможным.
На основании вышеизложенногоадминистративный истец просит:
1. Признать бездействие Администрации сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных по адресам:
- д. Спицино поворот у магазина «Райпо»;
- д. Спицино поворот у киоска «Пекарня на паях»;
2. Обязать Администрацию сельского поселения «Спицинская волость» Гдовскогорайона Псковской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц, а именно оборудовать на территории сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов по указанным адресам в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 и СанПиН 2.1.2.2645-10.
В судебном заседании помощник Псковского природоохранного межрайонного прокурора Сухарькова А.В. заявленные требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора Псковской области поддержала с учётом их изменения в полном объёме и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Глава СП «Спицинская волость» Гдовского райна Иванов А.Б. изменённые исковые требования признал, пояснив суду, что обязуется оборудовать контейнерные площадки в д. Спицино на поворотах у магазина Гдовского района и у киоска «Пекарня на паях».
Суд, выслушав административных истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу требований ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно правил ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из положений ст. 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов (п. 4).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов путём принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
Во исполнение указанных положений законодательства пунктом 2 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-03 «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» вопросы по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями области.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 №20 утверждён СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 2.2. СанПиН 2.1.7.3550-19 предусмотрено, что расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.; до территорий медицинских организаций -не менее 25 м.
Аналогичные положения закреплены пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Бездействие Администрации сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района при исполнении законодательства об обращении с твёрдыми коммунальными отходами в связи с не принятием мер по выполнению требований законодательства в указанной сфере, обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду, доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, подтверждается следующими документами:
-решением о проведении проверки № от 11.11.2020года (л.д.11);
-актом проверки от 11.11.2020 года, согласно которому помощником прокурора Псковской области Сухарьковой А.В. проведена проверка по соблюдению органом местного самоуправления Администрации «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области законодательства об отходах производства и потребления и выявлены нарушения (л.д.18);
-объяснением Главы СП «Спицинская волость» Иванова А.Б. от 11.11.2020 года, согласно которым признаёт, он признаёт, что допущены выявленные в ходе проверки нарушения (л.д.15-16);
В соответствии с ч. 3, 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Судом установлено, что административный ответчик признал иск осознанно и добровольно, административному ответчику разъяснены последствия принятия судом признания иска, что подтверждается его письменным заявлением.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 3,5 ст. 46 КАС РФ, суд принимает признание иска административным ответчиком, так как признание иска не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.
Учитывая, что признание иска административным ответчиком принято судом, суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требованияПсковского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации СП «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области о признании незаконным бездействия Администрации СП "Спицинская волость" Гдовского района, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твёрдых коммунальных отходов и об обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных по адресам:
- д.Спицино поворот у магазина «Райпо» (гражданское кладбище);
- д.Спицино поворот у киоска «Пекарня на паях».
Обязать Администрацию сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав неопределённого круга лиц, а именно оборудовать на территории сельского поселения «Спицинская волость» Гдовского района Псковской области контейнерные площадки накопления твёрдых коммунальных отходов по адресам:
-д.Спицино поворот у магазина «Райпо» (гражданское кладбище);
-д.Спицино поворот у киоска «Пекарня на паях» в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 и СанПиН 2.1.2.2645-10.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Гдовский районный в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 28 декабря 2020 года.
Судья: А.А. Широков