Решение по делу № 33а-5932/2018 от 05.10.2018

Судья Краснов В.Б.          дело № 33а-5932/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе

председательствующего судьи Голикова А.А.,

судей Вдовиченко С.В., Соболева В.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Животенко В.М. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июля 2018 года, которым

административный иск Животенко В.М. к призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар», военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, военному комиссариату Республики Коми о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>, возложении обязанности выдать военный билет оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад материалов дела судьи Голикова А.А., объяснения административного истца Животенко В.М. и его представителя Машукова А.Н., представителя военного комиссариата Республики Коми Петкова С.Ю., судебная коллегия

установила:

Животенко В.М. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар», военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>, возложении на военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми обязанности выдать военный билет. В обоснование заявленных требований Животенко В.М. указано, что решением призывной комиссии от <Дата обезличена> он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, военный билет не выдан, с чем не согласен.

Определением суда от 28.05.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Республики Коми.

Административный истец Животенко В.М. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.

Представитель военного комиссариата Республики Коми Петков С.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар» своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Животенко В.М., оспаривает решение суда по мотиву его незаконности, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права.

Относительно апелляционной жалобы представителем военного комиссариата Республики Коми Петковым С.Ю. подано возражение, в котором, в том числе указано на пропуск срока для подачи жалобы, пропуск срока для подачи административного иска.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Животенко В.М. и его представителя Машукова А.Н., представителя военного комиссариата Республики Коми Петкова С.Ю., свидетелей М., И.,Ж., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, изготовленное в окончательной форме 16.07.2018, подана административным истцом 14.08.2018, т.е. в установленный законом срок на подачу жалобы. Административное исковое заявление о признании незаконным заключения призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> подано в суд 28.04.2018 в установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячный срок.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения такими решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе).

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности и военной службе), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).

В силу пункта 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Согласно абзацу четвертому пункта 1 и пункту 3 статьи 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400, предписано, что оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении № 30 к этой Инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке.

Статья 28 Закона о воинской обязанности и военной службе закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, об освобождении от исполнения воинской обязанности и о зачислении в запас (пункт 1).

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 названной статьи).

В соответствии со статьей 31 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 (далее - Положение).

Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается.

Из материалов дела следует, что Животенко В.М., <Дата обезличена> года рождения, <Дата обезличена> был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Сыктывкара.

Распоряжением Главы Республики Коми от 27.10.2007 № 221-р создана призывная комиссия МО ГО «Сыктывкар», решением которой от <Дата обезличена> Животенко В.М. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ФГОУ ВПО ... противопожарной службы МЧС России сроком до <Дата обезличена>.

Решением призывной комиссии в МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>, созданной Распоряжением Главы Республики Коми от 05.10.2011 № 312-р, Животенко В.М. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период прохождения службы в должности ... отдела надзора деятельности г. Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми.

Приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ГУ МЧС России по Республике Коми Животенко В.М. откомандирован в распоряжение ГУ МЧС России по г. ....

Начальником отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району в адрес Главного управления МЧС России по г. ... направлялись сообщения о необходимости направления и обеспечения явки Животненко В.М. в военный комиссариат г. ... для постановки на воинский учет, а также в отдел адресно-справочной работы УФМС России по г. г. ... для установления места регистрации Животенко В.М.

Письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>4 ГУ МЧС России по г. ... уведомило отдел военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару о наличии у Животенко В.М. оснований для предоставления отсрочки о прохождения военной службы в связи со службой в ГУ МЧС России по г. ....

<Дата обезличена> Животенко В.М. уволен со службы ГУ МЧС России по г. ....

Извещением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ГУ МЧС России по г. ... уведомило Военный комиссариат Республики Коми об увольнении Животенко В.М. со службы в ГУ МЧС России <Дата обезличена> в соответствие с приказом ГУ МЧС России по г. ... от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.

В связи с указанными обстоятельствами, право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу у административного истца утрачено.

Решением призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>, созданной Распоряжением Главы Республики Коми от 11.09.2014 № 246-р, Животенко В.М. был призван на военную службу.

Решением призывной комиссии Республики Коми от <Дата обезличена> указанное решение отменено в связи с выполнением задания на призыв и окончанием призывных мероприятий 2014 года.

В 2015 году Животенко В.М. не был освобожден от исполнения воинской обязанности, не имел права на отсрочку, подлежал призыву на военную службу.

В период призывной компании 2015 года повестки на призывные мероприятия Животенко В.М. не вручены.

Сотрудниками военного комиссариата <Дата обезличена>, <Дата обезличена> были осуществлены выходы по месту регистрации административного истца, повестка не вручена по причине отсутствия призывника.

Помимо этого, в указанный период военным комиссариатом направлены в адрес начальника Отдела военного комиссариата г. <Адрес обезличен> письма о необходимости розыска и постановки на воинский учет Животненко В.М., направлены запросы в отдел адресно-справочной работы УФМС России по г. Сыктывкару, отдел адресно-справочной работы УФМС России по г. г. ... для установления места жительства Животенко В.М.

<Дата обезличена> по достижению 27-летнего возраста Животенко В.М. снят с воинского учета призывников.

Решением от <Дата обезличена> призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», созданной Распоряжением Главы Республики Коми от 20.09.2017 № 262-р, Животенко М.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет не выдан.

Справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской службы и применения предусмотренных законом ограничений в правах.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Животенко В.М. с настоящим административным иском в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2017 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", как препятствующий принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, в постановлении от 30 октября 2014 г. № 26-П сформулировал правовую позицию о том, что неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Одновременно в названном постановлении констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 46), оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции пришел к выводу, что решение призывной комиссии от <Дата обезличена> о признании административного истца не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, принято призывной комиссией в пределах компетенции, предоставленной ей законом, является законным и оснований для его отмены не имеется, поскольку Животенко В.М. не прошел военную службу, при этом не имел освобождения от призыва либо отсрочки, не встал на воинский учет по месту пребывания в военном комиссариате, о смене места пребывания не сообщил.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.

Из материалов личного дела призывника Животенко В.М. и ответов с УФМС России по Республике Коми от <Дата обезличена> следует, что Животенко В.М., как и ранее был зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Животенко В.М. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в установленном законом порядке.

После окончания срока отсрочки Животенко В.М. в <Дата обезличена> проходил мероприятия, связанные с призывом на военную службу по месту постоянной регистрации.

Достоверных доказательств изменения Животенко В.М. места пребывания в <Дата обезличена> году, административными ответчиками не представлено.

Из объяснений допрошенного в судебном заседании свидетеля М. следует, что в <Дата обезличена> года им как работником военного комиссариата г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми выполнялась разноска и вручение повесток призывникам. В связи с истечением длительного времени не помнит обстоятельства доставки повестки для вручения Животенко В.М., а также адрес, по которому производилось вручение. Предположил, что выход мог осуществить только по адресу регистрации, указанному в личном деле призывника. Подтвердил, что имеющаяся в личном деле призывника объяснительная от <Дата обезличена> написана им.

Из имеющейся в личном деле призывника Животенко В.М. объяснительной М.. от <Дата обезличена> следует, что дверь в квартиру не открыли, повестка оставлена в дверях. При этом адрес, по которому производилось вручение повестки указан <Адрес обезличен>.

Из письменной объяснительной И. от <Дата обезличена> следует, что дверь в квартиру по адресу: <Адрес обезличен> открыл брат, объяснил, что Животенко В.М. проживает в г. <Адрес обезличен>, работает.

Из объяснений допрошенной в судебном заседании свидетеля И.., следует, что в <Дата обезличена> ею как работником военного комиссариата г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми выполнялась разноска и вручение повесток призывникам. В связи с истечением длительного времени не помнит обстоятельства доставки повестки для вручения Животенко В.М., а также адрес, по которому производилось вручение. Подтвердила, что имеющаяся в личном деле призывника объяснительная от <Дата обезличена> составлена ею, указанный в нем телефон Животенко В.М. записан со слов брата Животенко В.М. - .... По указанному телефону Животенко В.М. о явке для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу не оповещала, сведения передала в отдел розыска. Открывшему дверь человеку не передавала информацию о необходимости явки Животенко В.М. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Допрошенный в качестве свидетеля Ж.. отрицал факт общения с И. и сообщением сведений о не проживании брата Животенко В.М. по месту его регистрации. Пояснил, что с <Дата обезличена> года после увольнения с ГУ МЧС России по г. <Адрес обезличен> Животенко В.М. проживает по месту регистрации по адресу: <Адрес обезличен>

Животенко В.М. суду показал, что с <Дата обезличена> года после увольнения с ГУ МЧС России по г. ... проживает по месту регистрации по адресу: <Адрес обезличен>, где получал повестки в <Дата обезличена> для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, был призван на военную службу, от призыва не уклонялся. Неявка его на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в <Дата обезличена> году, вызвана исключительно неизвещением его об этом.

Пункт 3 статьи 4 Закона о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 31 указанного Федерального закона в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10 сентября 2007 года.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной совместным Приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, МВД России № 789, ФМС России № 197 от 10 сентября 2007 г., военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению № 1 к Инструкции.

Из материалов дела и установленных обстоятельств следует, что в <Дата обезличена> году Животенко В.М. повесток с требованием явиться в комиссариат не получал, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись. Письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия Животенко В.М. на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представлены.

Судебная коллегия, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу, что административный ответчик не представил доказательств совершения Животенко В.М., проживающего по месту регистрации с <Дата обезличена> года, действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении его от призыва на военную службу.

Таким образом, установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Животенко В.М. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административными ответчиками вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

При таком положении у призывной комиссии не имелось правовых оснований для принятия оспариваемого решения.

Выводы суда первой о законности оспариваемого решения призывной комиссии являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного решения, без отмены которого невозможны восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска Животенко В.М.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июля 2018 года отменить.

Принять по административному делу новое решение, которым административный иск Животенко В.М. удовлетворить.

Решение призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от <Дата обезличена> о признании Животенко В.М. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета признать незаконным и отменить.

Обязать военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми выдать Животенко В.М. военный билет.

Председательствующий-

Судьи-

33а-5932/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Животенко Владимир Михайлович
Ответчики
Военный комиссариат РК
Военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов РК
Призывная комиссия МО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Голиков А А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
15.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее