Решение по делу № 3а-36/2021 от 21.12.2020

Дело №3а-36/2021

УИД 33ОS0000-01-2020-000280-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**** **** года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Емельяновой О.И.

при секретаре Малыгиной В.И.,

с участием представителя административного истца Потапова Ю.А. по доверенности Котовой И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потапова Ю. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Потапов Ю.А. обратился во Владимирский областной суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указал, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 3200 кв.м., относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - складские объекты, III-V классов вредности, для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: ****, участок № ****.

По данным Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 1 871 840 руб.

Между тем в соответствии с отчетом об оценке ООО Оценочная и консалтинговая компания «****» от **** **** рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на **** составляет 938 539 рублей

Ссылаясь в качестве правового обоснования, в том числе на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** в размере равном его рыночной стоимости в соответствии с вышеуказанным отчетом об оценке.

Административный истец Потапов Ю.А. судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Потапова Ю.А. по доверенности Котова И.Д. требования поддержала в полном объеме, размер установленной в ходе судебной экспертизы кадастровой стоимости земельного участка не оспаривала.

Административный ответчик администрация **** представителя для участия в судебное заседание не направила, представила отзыв, в котором указала, что не возражает в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости 956 192 руб., установленной по результатам судебной оценочной экспертизы от **** **** (л.д.179 т.1).

Представитель административного ответчика администрации МО ****, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленных письменных возражениях указано, что согласно отчету от **** ****, составленному ООО «****» в целях проведения открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, итоговая рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составила 2 040 600 руб. (л.д.212-213 т.1).

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по **** (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра по ****») представил письменные возражения, в которых выразил несогласие с определением процессуального положения в качестве административного ответчика. Указал, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена актом определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра по ****» от **** по состоянию на **** в размере 1 871 840 руб. в соответствии с п. 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от **** ****. Указал, что исполнение технических функций, выразившихся в проведении арифметических подсчетов согласно установленной методике с использованием удельных показателей, утвержденных постановлением администрации **** от **** ****, об утверждении результатов определения кадастровой стоимости не свидетельствует. При этом отметил, что федеральным законодателем разделены правовые понятия «определение кадастровой стоимости» и «утверждение результатов определения кадастровой стоимости». Правом на утверждение результатов определения кадастровой стоимости, равно как утверждение удельных показателей кадастровой стоимости филиал не наделен. Право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости, равно как размер рыночной стоимости, определенной заключением эксперта ООО «****» Щербаковой Е.А., не оспаривал. Судебное заседание просил провести в отсутствие представителя (л.д.193-197 т.1, л.д.73-74 т.2).

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** (далее- Управление Росреестра по ****) в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, представил письменный отзыв, в котором указал, что права административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает, правильность заключения эксперта ООО «****» Щербаковой Е.А. от **** **** под сомнение не ставит. Судебное заседание просит провести в отсутствие представителя (л.д.76 т.2).

Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей администрации ****. Администрации МО ****, ФГБУ «ФКП Росреестра» по ****, Управления Росреестра по ****, явка которых не признана обязательной.

Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Потапову Ю.А. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - складские объекты, III-V классов вредности, для иных видов жилой застройки, площадью 3200 кв.м., расположенный по адресу: ****, участок № ****, что подтверждается договором аренды земельного участка от **** ****, заключенным между администрацией МО **** (арендодатель) и Потаповым Ю.А. (арендатор) на срок до **** года (л.д.11-13 т.1).

Земельный участок с кадастровым номером **** является учтенным, поставлен на кадастровый учет **** (л.д.16-17 т.1).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена актом определения кадастровой стоимости ФГБУ «ФКП Росреестра по ****» от **** № б/н по состоянию на **** в размере 1 871 840 руб.(л.д.199 т.1).

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** внесены в государственный реестр недвижимости ****, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ******** (л.д.15 т.1).

С учетом положений статьи 24.18 Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость в отношении объекта недвижимости устанавливается на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

**** Потапов Ю.А., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика арендных платежей, обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от ******** во **** при территориальном органе – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ****, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Решением названной Комиссии от **** **** данное заявление отклонено (л.д. 27-29 т.1).

**** Потапов Ю.А. обратился настоящим административным исковым заявлением в суд.

Статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Поскольку размер арендных платежей, подлежащих уплате
административным истцом на основании договора аренды земельного участка от **** **** и расчета арендной платы, являющегося приложением **** к указанному договору (л.д.13 т.1), исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данного земельного участка кадастровой стоимости в размере рыночной влияет на обязанность административного истца по уплате арендных платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.

Административным истцом при обращении в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в подтверждение доводов о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** над его рыночной стоимостью представлен отчет об оценке, составленный ООО Оценочная и консалтинговая компания «****» от **** ****, согласно которому рыночная стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на **** составляет 938 500 рублей. В ходе рассмотрения дела была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д. 237-239 т.1).

Согласно заключению эксперта ООО Аналитический центр «****» Щербаковой Е.А. от **** **** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на **** составляет 956 192 руб.

Относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности в заключении экспертом выявлены существенные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. В частности, указано, что описание процедуры согласования результатов оценки не соответствует требованиям ст.11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нарушение требований п.58 ФСО **** дата осмотра в ответе не указана. В нарушение п.8г ФСО **** в приложении к отчету на странице 121 представлен недействительный на дату составления отчета полис страхования ответственности оценщика. В нарушение п.8ж ФСО **** оценщиком не указаны документы, использованные при проведении оценки с указанием источников их получения. Сегмент рынка, к которому принадлежит объект оценки, не соответствует п.11 ФСО ****. В нарушение п.8 и ФСО **** в отчете не представлена последовательность определения стоимости объекта оценки. Описание правила отбора для проведения расчетов не соответствуют п.22 в ФСО ****, правила отбора аналогов в ответе не указаны. В нарушение п.25 ФСО ****, п.27 ФСО **** в рамках сравнительного подхода использовался один метод. В нарушение требований п.8и ФСО **** в отчете отсутствует последовательность определения стоимости объекта оценки, описание процесса определения скорректированной стоимости для аналогов. На страницах 79 и 87 некорректно применен повышающий коэффициент к объектам-аналогам. Применяя понижающую корректировку на передаваемые права к объектам-аналогам, оценщик определяет рыночную стоимость права аренды, в то время как на странице 4 отчета указано, что учитываемым при оценке объекта является право собственности, что вводит в заблуждение пользователя отчета. При этом корректировка на передаваемые права к объектам-аналогам в рамках данного отчета абсолютно недопустима, поскольку при определении рыночной стоимости для оспаривания результатов кадастровой стоимости нужно рассчитывать рыночную стоимость права собственности на данный объект недвижимости. Процедура согласования в нарушение п.8к ФСО **** отсутствует. Таким образом, ООО Оценочная и консалтинговая компания ****» при подготовке отчета от **** **** были допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчетов, к описанию объекта оценки – земельного участка с кадастровым номером ****, к методам расчета рыночной стоимости данного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной, проверяемой (л.д.2-58 т.2).

Экспертиза проведена экспертом ООО Аналитический центр «****» Щербаковой Е.А., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с **** года, стаж работы судебного эксперта с **** года, предупрежденной об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта от **** **** соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 КАС РФ, а также требованиям Федерального закона от **** №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, федеральным стандартам оценки ФСО **** «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», ФСО**** «Цель оценки и виды стоимости», ФСО**** «Требования к отчету об оценке» и ФСО**** «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, в том числе относительно соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 КАС РФ, участвующими в деле лицами, в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, данное заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на ****, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта от **** **** мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертами обстоятельствами и не содержат противоречий. Указанное заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив заключение эксперта в соответствии с правилами статьи 84, ч. 8 ст. 82 КАС СРФ, суд признает, что выводы эксперта отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, определенной по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Представленный административным истцом отчет об оценке ООО Оценочная и консалтинговая компания «****» от **** ****-ЗУ вышеуказанным критериям не отвечает, опровергнут заключением проведенной по делу судебной экспертизы, в связи с чем, не может быть положен в основу выводов суда.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 3200 +/- 20 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – складские объекты III-V классов вредности, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: ****, участок ****, по состоянию на **** в размере равном его рыночной стоимости 956 192 рубля.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в Комиссию или суд (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).

С учетом изложенного датой подачи заявления Потапова Ю.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости следует считать ****, то есть дату обращения в Комиссию.

Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике по заявленным Потаповым Ю.А. требованиям, суд руководствуется разъяснениями, изложенными в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **** **** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в силу которых, на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку органом, утвердившим кадастровую стоимость спорного земельного участка, является ФГБУ «ФКП Росреестра» по ****, именно данный орган в силу вышеприведенных разъяснений высшей судебной инстанции следует признать надлежащим ответчиком по настоящему иску.

Учитывая, что администрация ****, администрация муниципального образования ****, поименованные Потаповым Ю.А. в качестве ответчиков, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** не определяли, самостоятельные требования к данным ответчикам не заявлены, какие-либо обязанности решением суда на указанные органы не возложены, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска к указанным ответчикам.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от **** № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Потапова Ю. А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 3200 +/- 20 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование – складские объекты III-V классов вредности, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: ****, участок ****, по состоянию на **** в размере равном его рыночной стоимости 956 192 (девятьсот пятьдесят шесть тысяч сто девяносто два) рубля 00 копеек.

Считать датой подачи заявления Потапова Ю.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере равном его рыночной стоимости ****.

В иске к администрации ****, администрации муниципального образования **** – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда О.И.Емельянова

Мотивированное решение изготовлено ****

3а-36/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Потапов Юрий Александрович
Ответчики
Администрация Собинского района Владимирской области
администрация МО г.Лакинск Собинского района Владимирской области
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области
Управление Росреестра по Владимирской области
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Емельянова Ольга Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация административного искового заявления
22.12.2020Передача материалов судье
22.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2021Судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
23.04.2021Производство по делу возобновлено
17.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее