Мотивированное решение суда
составлено 16 июня 2020 года
2-397/2020
№___
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Партизанск 8 июня 2020 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего Саковского Е.В.,
при секретаре судебного заседания Черепащенко А.В.,
с участием истца Кудрик Н.А. и её представителя Краевой Е.В.,
представителя ответчика Администрации Партизанского городского округа Петровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Кудрик Н.А., Войтикунова А.А. к Администрации Партизанского городского округа Приморского края, Министерству энергетики Российской Федерации о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Кудрик Н.А., Войтикунов А.А. обратились в суд с названным иском, в обоснование указав, что Кудрик Н.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора продажи недвижимости от <Дата>. Кудрик Н.А. зарегистрирована по указанному адресу с <Дата>, Войтикунов А.А. зарегистрирован с <Дата>. Согласно заключению специализированной организации №___ от <Дата> жилой дом по адресу: <адрес> рекомендован к сносу, так как относится к критерию ветхих в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «<данные изъяты>». В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждёнными постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, собственник жилого помещения, признанного ветхим и не пригодным к проживанию в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и члены его семьи имеют право на социальную выплату на приобретение жилья взамен ветхого. <Дата> Кудрик Н.А. обратилась с заявлением в Администрацию Партизанского городского округа с просьбой включить её и членов её семьи в список граждан, подлежащих переселению. Своим письмом от <Дата> ответчик отказал истцу во включении в список на переселение, в связи с тем, что по мнению ответчика для включения его в список указанными выше Правилами не предусмотрены основания. В соответствии с п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков органы местного самоуправления утверждают списки граждан, подлежащих переселению; данные списки согласовываются с Министерством энергетики РФ. Однако в указанный список Администрация Партизанского городского округа не включает Кудрик Н.А. и её сына. По этим основаниям просят: обязать ответчиков включить Кудрик Н.А., <Дата> года рождения, Войтикунова А.А., <Дата> года рождения, проживающих по адресу: <адрес> в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; обязать Администрацию Партизанского городского округа заключить с Кудрик Н.А. договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Партизанского городского округа, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности из расчёта на состав семьи из двух человек, площадью №___ кв.м.
Истец Кудрик Н.А. и её представитель Краева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, дополнительно указав, что сложившийся в судебной практике критерий включения в списки граждан, подлежащих переселению, «обязательное проживание в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности» с их точки зрения является не императивным, а требующим индивидуального рассмотрения в каждом конкретном случае. Данный критерий косвенно изложен в п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков». Исходя из буквального толкования данного пункта Правил, следует, что при принятии решения о ликвидации шахты требовалось обязательное составление перечня жилых домов. Данное утверждение подтверждается и Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Приказом Минэнерго России от <Дата> №___ (параграф 2.10, 2.10.2 - в состав проекта ликвидации шахты рекомендовано включать «поименный список жильцов, проживающих в ветхих домах, непригодных для проживания по критериям безопасности, согласованный в установленном порядке»). Однако данные Правила не рассматривают ситуацию, когда сам жилой дом вносится в перечень объектов, непригодных для проживания граждан в связи с влиянием горных работ, позже принятия решения о ликвидации шахты. Так в их случае, жилой дом по адресу: <адрес> рекомендован к сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «<данные изъяты>», согласно заключению специализированной организации ООО «ГеоТехнологии» №___ от <Дата>. Истица стала собственником квартиры задолго до того, как было сделано заключение ООО «ГеоТехнологии». Полагают, что сложившийся в судебной практике критерий включения в списки граждан, подлежащих переселению, - «обязательное проживание в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности» имеет своей целью защиту средств федерального бюджета от недобросовестных приобретателей жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, которые знали при приобретении жилья, что оно уже признано непригодным для проживания, и рассчитывали получить социальную выплату на приобретение жилья взамен ветхого. В их случае нет оснований предполагать, что истица при приобретении жилья и вселении в него могла предполагать, что весь жилой дом будет признан непригодным для проживания в связи с влиянием горных работ. Принимая во внимание, что на момент принятия решения о ликвидации шахты «<данные изъяты>» сам дом по адресу: <адрес> не находился в перечне домов, подвергшихся влиянию горных работ, критерий «обязательное проживание в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности» необходимо применять не относительно даты принятия решения о ликвидации шахты, а относительно даты принятия заключения ООО «ГеоТехнологии», в связи с чем полагают, что факт приобретения истицей квартиры и вселение в неё задолго до получения ответчиком заключения ООО «ГеоТехнологии», является достаточным основанием для соблюдения указанного выше критерия и подтверждения добросовестности поведения истицы. Кроме того, важным фактом в нашей ситуации является и то обстоятельство, что горные работы по шахте «<данные изъяты>» продолжались и после принятия решения о ликвидации шахты. Так, созданное администрацией г.Партизанска <Дата> предприятие МУП по добыче угля продолжило работу по лицензии, выданной шахте «<данные изъяты>» №___, на тех же горных выработках. МУП по добыче угля было ликвидировано <Дата>, то есть до <Дата> производились горные работы, которые продолжали оказывать негативное влияние на жилой дом по <адрес>.
Истец Войтикунов А.А. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Партизанского городского округа Петрова В.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, предоставив отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что в п.6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков определён порядок предоставления межбюджетных трансфертов. Так, размер межбюджетных трансфертов определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтёрскому городу и посёлку на основании утверждённых в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению. Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчёт размера предоставляемых социальных выплат для приобретения (строительства) жилья, в соответствии с Правилами подлежит согласованию в Министерстве энергетики РФ. Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___ введены изменения, согласно которым основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включёнными (включённым) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учёта по месту жительства в ветхом жилье. Данный перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Представитель ответчика Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от <Дата> №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Подпунктом «б» п.8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, в качестве одного из направлений реализации программ местного развития шахтёрских городов и посёлков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно договору продажи недвижимости от <Дата> Кудрик Н.А. купила квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от <Дата> Кудрик Н.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении Войтикунов А.А. является сыном ФИО1
Согласно свидетельству о заключении брака ФИО1 после заключения брака присвоена фамилия Кудрик.
В соответствии с заключением ООО «ГеоТехнологии» №___ от <Дата> по теме: «Определение степени влияния горных работ на ликвидированных шахтах Партизанского городского округа на технической состояние11 жилых домов с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» жилой дом по адресу: <адрес> рекомендован к сносу, согласно действующему законодательству, так как относится к категории ветхих, в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые (категория ПВ).
Согласно ответу Управления экономики и собственности Администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___ направленному в адрес Кудрик Н.А., договор на предоставление социальной выплаты возможно заключить только с гражданином, включённым в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, она в таком списке не состоит, поэтому и заключить с ней договор на предоставление социальной выплаты не предоставляется возможным. Дом №___, расположенный по <адрес>, заключением №___ от <Дата> рекомендован к сносу, так как относится к категории ветхих, в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности превышают допустимые. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется на основании Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___ «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков». Согласно п.8 установленных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальной выплаты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Минэнерго РФ. Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___ введены уточнения, согласно которым основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включёнными (включённым) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учёта по месту жительства в ветхом жилье. Предусмотренный п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Как установлено в судебном заседании решением собственника Совета директоров ОАО «Приморскуголь» от <Дата> №___ было принято решение о ликвидации угольной шахты «<данные изъяты>», на горных отводах которой расположен дом №___ по <адрес>, работы по добыче угля на шахте «<данные изъяты>» остановлены <Дата>.
Согласно Постановлению Администрации г.Партизанска Приморского края от <Дата> в целях обеспечения населения города и Приморского края топливом, сохранения производственной деятельности с законченным циклом по добыче и реализации высококачественного угля и сохранения рабочих мест ликвидированных предприятий угольной промышленности создано муниципальное унитарное предприятие по добыче угля. Согласно Постановлению администрации муниципального образования г.Партизанска Приморского края МУП по добыче угля было ликвидировано <Дата>. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП по добыче угля прекратило деятельность <Дата> в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда и завершения конкурсного производства.
Как следует из выписки из поквартирной карточки, по адресу: <адрес> зарегистрированы: Кудрик Н.А. с <Дата>, Войтикунов А.А. с <Дата>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости Кудрик Н.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений у Войтикунова А.А. отсутствуют в собственности объекты недвижимости, расположенные на территории РФ.
Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___ «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» утверждены Правила, предусматривающие порядок и условия предоставления за счёт федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков.
Как следует из п.2 указанных Правил, предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства энергетики РФ, как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий, предусмотренных п.5 настоящих Правил.
Согласно п.п.5 и 8 названных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики РФ.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие у них иного жилья.
Изложенные нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жильё и является одним из направлений государственной жилищной политики.
Из приведённых положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты «Центральная» истцы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы не были и в нём не проживали.
Таким образом, приведённая выше совокупность условий для включения в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, отсутствуёт. Доводы представителя истца Краевой Е.В. о том, что МУП по добыче угля производились горные работы до <Дата>, которые продолжали оказывать негативное влияние на жилой <адрес>, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у истцов отсутствуют правовые основания для включения их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также для заключения с Кудрик Н.А. договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Партизанского городского округа Приморского края, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Кудрик Н.А., Войтикунова А.А. к Администрации Партизанского городского округа Приморского края, Министерству энергетики Российской Федерации о наложении обязанности на ответчиков включить Кудрик Н.А., <Дата> года рождения, Войтикунова А.А., <Дата> года рождения, проживающих по адресу: <адрес>, в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; о наложении обязанности на Администрацию Партизанского городского округа Приморского края заключить с Кудрик Н.А. договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Партизанского городского округа Приморского края, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, из расчёта на состав семьи из двух человек, площадью №___ кв.м., оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края.
Председательствующий Е.В. Саковский