РЈРР”: 16RS0040-01-2019-005785-60
Дело №5-789/19
Судья: О.В. Семенов Дело №7-92/20
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
22 января 2020 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания Д.Ф. Миннебаеве, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего участкового уполномоченного полиции отдела УУП и ПДН ОМВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстан – Ленара Равилевича Гиниятуллина на постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2019 года, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения старшего участкового уполномоченного полиции отдела УУП и ПДН ОМВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстана Л.Р. Гиниятуллина, Т.Г. Воробьёвой и её защитника С.А. Сычева, заключение представителя прокуратуры Республики Татарстан К.В. Карпова,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Татьяны Григорьевны Воробьевой прекращено в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Л.Р. Гиниятуллин - выражает несогласие с вынесенным постановлением, ставит вопросы о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Рзучение материалов дела РѕР± административном правонарушении Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы позволяет прийти Рє следующим выводам.
На основании пунктов 4, 11 статьи 12 Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ на полицию возлагаются обязанности выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В соответствии с пунктами 1, 8, 20, 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в числе иных предоставлено право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Приведенным положениям корреспондирует часть 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, то есть за такие действия, которые выражаются в непосредственном отказе подчиниться распоряжениям (требованиям) сотрудника полиции, в физическом сопротивлении и противодействии ему, которая влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3, 4 статьи 30 Закона о полиции).
РР· протокола РѕР± административном правонарушении следует, что 16 декабря 2019 РіРѕРґР° примерно РІ 10 часов Рў.Р“. Воробьева, находясь РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером .... СЃ GPS координатами 55.899086, 48.951407, расположенном РЅР° территории РћСЃРёРЅРѕРІСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, РіРґРµ РћРћРћ "Волга-Автодор" РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ строительство подъездной автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё Рє "Заводу РїРѕ термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов", совместно Рё согласованно СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё гражданами приняла участие РІ массовом одновременном пребывании граждан РІ указанном общественном месте, что тем самым повлекло нарушение общественного РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё создало помехи движению строительного транспорта РћРћРћ "Волга-Автодор", РїСЂРё этом оказала неповиновение законным требованиям сотрудников полиции покинуть место проведения строительных работ Рё РЅРµ препятствовать функционированию рабочего процесса, которая СЃРІРѕРёРјРё действиями создавала СѓРіСЂРѕР·Сѓ безопасности граждан.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Т.Г. Воробьевой, судьей городского суда был сделан вывод об отсутствии состава административного правонарушения в её действиях.
С таким выводом судьи городского суда согласиться нельзя.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы, оцениваемой в контексте положений статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, <дата>), гарантирующей каждому право на справедливое судебное разбирательство, судьи, рассматривающие дело об административном правонарушении, в том числе жалобы на постановления по таким делам, должны соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам следует, что, находясь вышеуказанным координатам, группа граждан, взявшись за руки, перегородила проезд строительной крупногабаритной технике. Когда к данной группе подошли сотрудники специального подразделения правоохранительных органов, данные лица отказавшись покинуть данный участок, стали оказывать физическое сопротивление и противодействие сотрудникам полиции.
Анализ материалов дела и изучение обжалуемого судебного акта показывает, что судебное постановление судьи городского суда не отвечает требованиям части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как должным образом не мотивировано.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении не принял во внимание часть 2 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Рзучение обжалуемого судебного акта показывает, что фактические обстоятельства, относящиеся Рє предмету доказывания РїРѕ данному делу, судьей РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° должным образом исследованы РЅРµ были.
Следовательно, в настоящем деле принцип непосредственного исследования доказательств как один из основополагающих принципов судебного разбирательства, обеспечивающих вынесение законного решения по делу, не был соблюден, что повлекло за собой нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неполном и невсестороннем выяснении обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, допущенные при принятии судебного постановления процессуальные нарушения являются существенными.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности по частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленный статьи 4.5 данного Кодекса, составляет три месяца и на данный момент не истек.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Р• РЁ Р Р›:
жалобу старшего участкового уполномоченного полиции отдела УУП и ПДН ОМВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстана – Ленара Равилевича Гиниятуллина - удовлетворить.
Постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 декабря 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Татьяны Григорьевны Воробьевой отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Р.М. Нафиков