УИД: 88RS0003-01-2022-000131-62
Производство №2-13/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2023 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием: представителя истца - и.о. прокурора Эвенкийского района Чурбанова С.А.,
представителей ответчика - Департамента по делам КМНС Администрации Эвенкийского муниципального района Джураевой У.А., действующей на основании распоряжения Администрации Эвенкийского муниципального района от 27.04.2017 № 01-192, представителя Грибовой В.М., действующей на основании доверенности от 10.02.2023 №1,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края гражданское дело по исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Лихачева ФИО15 к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края об обязании предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в интересах Лихачева ФИО16 к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края об обязании предоставить меры социальной поддержки, указав в обоснование исковых требований следующее.
Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о рыболовстве, обеспечения гарантии прав коренных малочисленных народов Севера в лице Лихачева ФИО17 на предоставление мер социальной поддержки.
В ходе проверки установлено, что 10.02.2022 Лихачевым Л.Н. в Департамент по делам КМНС администрации Эвенкийского муниципального района подано заявление о предоставление меры социальной поддержки в виде завоза на промысловый участок воздушным транспортом для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в виде охоты и рыболовства на промысловом участке по маршруту следования Стрелка-Чуня – Южная Таймура географические координаты <данные изъяты>, по результатам рассмотрения, 24.02.2022 принято решение о предоставлении данной меры поддержки. Однако, в последствии, по результатам рассмотрения заявления СО «Уркэ» о совпадении координат места завоза Лихачева Л.Н. с данными о месте расположения закрепленной за общиной территорией для осуществления охоты, 28.06.2022 департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера администрации Эвенкийского муниципального района издан приказ № 370 об отказе в завозе на промысловый участок Лихачеву Л.Н.
По мнению прокурора района, отказ в предоставлении данной меры поддержки является незаконным, так как в заявлении Лихачев Л.Н., просит предоставить меру поддержки не только для охоты, но и для рыболовства, а данная территория предоставлена СО «Уркэ» только для охоты, таким образом осуществлять рыболовство на данной территории Лихачев Л.Н. имеет право.
Таким образом, как считает прокурор, должностными лицами органа местного самоуправления ЭМР нарушены права Лихачева Л.Н. на рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Не обеспечено предоставление закрепленных в Законе Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края» гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с проживанием в районе Крайнего Севера с экстремальными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими и медико-биологическими условиями, а также дополнительные меры социальной поддержки лиц из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации.
По мнению прокурора, Лихачев Л.Н. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде завоза на промысловый участок воздушным транспортом для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в виде рыболовства.
В связи с чем, истец просит суд:
1. Признать приказ департамента по делам коренных малочисленных народов Севера администрации Эвенкийского муниципального района «Об отказе в завозе на промысловый участок» № 370 от 28.06.2022 - незаконным.
2. Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района в лице департамента по делам коренных малочисленных народов Севера предоставить Лихачеву ФИО18 меру социальной поддержки в виде завоза на промысловый участок воздушным транспортом по маршруту следования Стрелка-Чуня – Южная Таймура географические координаты <данные изъяты> для осуществления рыболовства.
В судебном заседании и.о. прокурора Эвенкийского района Чурбанов С.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Материальный истец - Лихачев Л.Н., уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился в связи с территориальной отдаленностью, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Определением от 27.12.2022 г. суд удовлетворил ходатайство Администрации Эвенкийского муниципального района и в порядке ст. 41 ГПК РФ произвел замену ненадлежащего ответчика – Администрации ЭМР на надлежащего ответчика - Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Администрации ЭМР.
В судебном заседании представители ответчика Департамента по делам КМНС Администрации Эвенкийского муниципального района Джураева У.А., действующая на основании распоряжения Администрации Эвенкийского муниципального района от 27.04.2017 № 01-192, Грибова В.М., действующая на основании доверенности от 10.02.2023 №1, исковые требования прокурора Эвенкийского района не признали в полном объеме, просили в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своей позиции указали следующее.
Мера социальной поддержки, в предоставлении которой было отказано Лихачеву ФИО19, предоставляется в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства Красноярского края от 18.01,2011 № 14-п «Об утверждении Порядков и нормативов предоставления в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края мер социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и лицам, относящимся к этнической общности ессейских якутов» (далее - Постановление края № 14-п, Порядок).
Порядок и нормативы предоставления услуги по осуществлению завоза на промысловые участки воздушным транспортом (далее - мера поддержки, завоз на промысловые участки) осуществляются в соответствии с п. 1 ст. 55 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края».
Предоставление меры поддержки осуществляется уполномоченным исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, в лице департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - уполномоченный орган).
Право на получение меры поддержки имеют лица из числа малочисленных народов постоянно проживающие в Эвенкийском муниципальном районе, осуществляющие виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов: охоту (далее - охотники) и (или) рыболовство в качестве основы существования.
Завоз на промысловые участки производится один раз в год в период с 1 сентября но 30 ноября текущего года.
В соответствии с Постановлением края № 14-п Лихачев Л.Н. предоставил заявление с документами в уполномоченный орган.
Пунктом 3 Порядка в целях осуществления завоза на промысловые участки Получатель или уполномоченный представитель Получателя в срок до 1 марта текущего года представляет в уполномоченный орган документы.
10.02.2022 в целях получения меры поддержки Лихачев Л.Н. предоставил в уполномоченный орган следующие документы:
заявление по форме согласно приложению к Порядку, с указанием маршрута следования: п. Стрелка-Чуня - р. Южная Таймура, координаты: N 620216.25.83 Е 1030250.15.17, отметки об осуществлении видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов - охота (далее - охотник) и (или) рыболовство в качестве основы существования;
копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации;
копия свидетельство о рождении, подтверждающая принадлежность Получателя к малочисленным народам;
письмо Администрации п. Стрелка-Чуня от 1.J01.2022 Xg 63, содержащее сведения о том, что Получатель осуществляет виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов - охоту и (или) рыболовство в качестве основы существования;
копию охотничьего билета (представляется в отношении Получателей, являющихся охотниками);
копня страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования Получателя.
Пунктом 7 Порядка Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации заявления с приложенными к нему документами, перечисленными в пункте 3 Порядка:
принимает решение о завозе на промысловые участки или об отказе в завозе на промысловые участки в форме муниципального правового акта;
включает в ИС «Обеспечения поддержки КМН» информацию о Получателях, сведения о которых ранее не были включены в ИС «Обеспечения поддержки КМН», на основании документов, указанных в подпунктах 4, 7 пункта 3 Порядка, представленных Получателями (уполномоченными представителями Получателей) или полученных уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 4 Порядка (о принадлежности Получателя к малочисленным народам, о страховом номере индивидуального лицевого счета Получателя).
Уполномоченный орган принял решение о предоставлении меры поддержки в форме Приказа от 24.02.2022 № 87 о предоставлении услуги по осуществлению завоза на промысловые участки авиационным видом транспорта.
Пунктом 9 Порядка Уполномоченный орган направляет Получателю (уполномоченному представителю Получателя) уведомление о принятом решении о завозе на промысловые участки или об отказе в завозе на промысловые участки, а также о включении сведений о Получателе в ИС «Обеспечения поддержки КМН» (в отношении Получателей, сведения о которых ранее не были включены в ИС «Обеспечения поддержки КМН») в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка способом, указанным в заявлении. В уведомлении о принятом решении об отказе в завозе на промысловые участки указываются основание для отказа и порядок обжалования принятого решения.
Уполномоченный орган направил уведомление Лихачеву Л.Н. от 01.032022 №145 о предоставлении меры поддержки.
Однако, в связи с ранее направленными обращениями в адрес Администрации Эвенкийского муниципального района от родовой общины «Уркэ» о незаконной авиазаброски на территорию родовой общины «Уркэ» Лихачева Д.Н. и ФИО20 на межведомственный запрос Уполномоченного органа от 14.04.2022 № 251 поступили от родовой общины «Уркэ» 24.05.2022 копии долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от <данные изъяты> содержащая доказательства совпадения координат заброски на промысловый участок, указанный в заявлении Лихачева Л.Н., с территорией родовой общины «Уркэ», предоставленной на основании Постановления Администрации Эвенкийского муниципального района от 10.11.2009 № 799-п «О предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром семенной общине коренных малочисленных народов Севера «Уркэ»», квартал № 137.
По выявленному факту совпадения координат заброски на промысловый участок, указанный в заявлении Лихачева Л.Н. с территорией родовой общины «Уркэ» на письмо Уполномоченного органа 07.06.2022 № 363 поступил ответ от родовой общины «Уркэ» от 16.06.2022 о не согласовании завоза на промысловый участок Лихачева Л.Н.
На основании данного ответа родовой общины «Уркэ» от 16.06.2022 о не согласовании завоза на промысловый участок Лихачева Л.Н., комиссией по предоставлению мер социальной поддержки от 28.06.2022 принято решение отказать в завозе на промысловый участок по подпункту 1 пункта 8, а именно, что Получателем или уполномоченным представителем Получателя представлены документы, содержащие недостоверные сведения.
На основании протокола комиссии издан приказ об отказе в завозе на промысловый участок Лихачеву Л.Н. от 28.06.2022 № 370. Направлено уведомление об отказе от 01.07.2022 № 412 с порядком обжалования решения, а также рекомендовано согласовать с семейной общиной «Уркэ» завоз на промысловый участок. Почтовое отправление вручено Лихачеву Л.Н. 22.07.2022.
Подпунктом 5 пункта 3 Порядка в перечне документов указан вид документа: письмо органа местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, на территории которого проживает Получатель, содержащее сведения о том, что Получатель осуществляет виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов - охоту и (или) рыболовство в качестве основы существования. Порядок дает возможность указать конкретный вид традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, который будет осуществлять на указанном промысловом участке, путем проставления соответствующей отметки в Заявлении на предоставление меры поддержки.
Так, в пункте 3 Заявления на предоставление меры поддержки от 10.02.2022 заявителем поставлены отметки знаками «V» об осуществлении двух видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов на промысловом участке:
- охота (далее - охотник);
- рыболовство.
К заявлению Лихачев Л.Н. приложил документ, копию охотничьего билета, которая представляется в отношении Получателей, являющихся охотниками. Из этого следует, что Лихачев Л.Н. обратился за мерой поддержки в качестве охотника.
В уведомлении Уполномоченного органа от 01.07.2022 № 412 об отказе в предоставлении меры социальной поддержки Лихачеву Л.Н. было рекомендовано согласовать с семейной общиной «Уркэ» завоз на промысловый участок. В последующем от Лихачева Л.Н. в Уполномоченный орган не поступали сведения о возможном осуществления охоты на закрепленном промысловом участке семейной общины «Уркэ», позицию которой считаем необходимо учитывать, так как родовая община «Уркэ», это община коренных малочисленных народов, чья деятельность направлена на сохранение и защиту традиционного образа жизни и исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера; традиционных промыслов и видов хозяйствования, традиционного природопользования (оленеводство, рыболовство, охота, собирательств) коренных малочисленных народов Севера, и во избежание конфликтных ситуаций между представителями коренных малочисленных народов Севера.
В связи с отсутствием в Порядке критериев труднодоступности и отдаленности промысловых участков, и нормативов предоставления меры поддержки, Уполномоченный орган запросил сведения в Администрацию п. Стрелка-Чуня от 12.12.2022 № 742 о возможном альтернативном способе заброски на промысловый участок Лихачева Л.Н., на что поступил ответ от 12.12.2022 № 381 о возможности заезде на охотничий участок в конце октября на снегоходной технике. В тексте ответа подробно описывается ситуация о подготовке к охотничьему сезону, когда готовится привада на пушнину, что подтверждает осуществление Лихачевым Л.Н. охоты на промысловом участке.
В исковом заявлении (стр. 5) сделан вывод, что «Лихачев Л.Н. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде завоза на промысловый участок воздушным транспортом для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в виде рыболовства». По мнению представителей ответчика, данный вывод не обоснован в связи со следующим.
Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (статья 25) и Порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 01.09.2020 № 522 (далее - Порядок), устанавливают право лиц, относящихся к указанным народам, и их общин на осуществление специального вида рыболовства — рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (далее - традиционное рыболовство). При этом ни Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ, ни Порядок не устанавливают, что неотъемлемой частью данного права или обязательным условием его реализации является завоз Уполномоченным органом лиц в места осуществления рыболовства.
Предоставление услуги по осуществлению завоза на промысловые участки воздушным транспортом является мерой социальной поддержки субъектов, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, предусмотренной Законом Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края.
Таким образом, отказ Уполномоченного органа в завозе на промысловый участок Лихачева Л.Н. не может нарушать право данного гражданина на осуществление традиционного рыболовства в текущем году, реализация которого регулируется соответствующим законодательством о рыболовстве.
Постановлением Администрации ЭМР от 27.12.2021 № 634-п Лихачеву Л.Н. выделен объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства в реках бассейна реки Енисей, для осуществления рыболовства в целях обеспечения образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, в 2022 году.
Также выделен объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства в реках бассейна реки Енисей и пользование, для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района на 2022 год – СО КМНС «Уркэ» (с. Ванавара).
В Постановлении Администрации ЭМР от 27.12.2021 № 634-п объемы вылова водных биоресурсов предоставлены гражданам, в том числе Лихачеву Л.Н., «в реках бассейна реки Енисей», то есть без указания непосредственного места лова (конкретного водоема).
Таким образом, по мнению ответчика, гражданин Лихачев Л.Н. вправе реализовать в текущем году свое право на вылов установленных Постановлением объемов в любой реке бассейна реки Енисей в границах Эвенкийского муниципального района.
В п. 8 Порядка предусмотрены два основания для принятия решения об отказе в завозе на промысловые участки в случаях, если:
1) Получателем или уполномоченным представителем Получателя представлены документы, содержащие недостоверные сведения;
2) Получатель не является лицом, обладающим правом на завоз на промысловые участки в соответствии с пунктом 1 Порядка.
По итогам принятия решения по заявлению Лихачева Л.Н. с документами по предоставлению меры поддержки, где охота и рыболовство рассматривались в совокупности, частичный отказ в части охоты в Порядке, не предусмотрен.
Уполномоченный орган не наделен контрольными функциями по осуществлению добычи на объекты животного мира.
По данным отдела природопользования Администрации Эвенкийского муниципального района заявку на предоставление водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, на 2023 год Лихачев Л.Н. не подавал.
Неточности смыслового характера в указанном заявлении и приложенных к нему документов (копия охотничьего билета Получателя (представляется в отношении Получателей, являющихся охотниками, по собственной инициативе) не позволяют признать, содержащим достоверные сведения, что является основанием для отказа в завозе на промысловый участок по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 8 Порядка: получателем или уполномоченным представителем получателя представлены документы, содержащие недостоверные сведения.
В связи с указанными выше доводами, ответчик просил суд в удовлетворении искового заявления прокурору района отказать в полном объеме.
В соответствии с определением суда от 27.12.2022 по инициативе суда в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика была привлечена Семейная община «Уркэ».
Третье лицо, уведомлено надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направили, но представили в судебное заседание письменное возражение.
Согласно позиции СО «Уркэ» Лихачев Л.Н. не имеет право на получение меры социальной поддержки в виде завоза на промысловый участок, так как он не является членом Семейной общины "Уркэ". Членство в общине согласно п 5.3 Устава устанавливается на основании письменного заявления, которого от него не было.
По границам территории СО "Уркэ" установлены аншлаги,
предупреждающие, что нахождение на данной территории возможно
при наличии путёвок от СО "Уркэ".
Территория, на которую собирался попасть Лихачев Л.Н. закреплена за сезонным охотником ФИО21, что подтверждается копией карты – схемы охотничьего участка №6 -СО "Уркэ". Данный охотник на период охотсезона получает путёвки: <данные изъяты>
Координаты, указанные Лихачевым Л.Н., это охотбаза ФИО22 где они с Лихачевым Л.Н. до сегодняшнего дня производят незаконно промысловую охоту.
Согласно решению Тунгусско-Чунского суда Красноярского края от
14.09.2018 года, дело №2 - 133/2018 обязали ФИО23 в месячный срок демонтировать и вывезти с арендованной Семейной общиной "Уркэ" территории государственного лесного фонда <данные изъяты>
По мнению СО «Уркэ», Лихачев Л.В. не может пользоваться заброской вертолётом на территорию Семейной общины "Уркэ".
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 49 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности, которое включает в себя, в частности, предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к данным группам населения.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" раскрывается понятие коренных малочисленных народов Российской Федерации, которые определены как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В Федеральном законе от 20.07.2000 № 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" закреплено определение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, под которыми понимаются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (статья 1).
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" эвенки, проживающие на территории Красноярского края, отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, действующим в редакции от 29.12.2017, утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КНМС, указанные перечни являются исчерпывающими и могут быть изменены только путем внесения изменений в указанный нормативно-правовой акт или путем издания нового нормативно-правового акта.
Эвенкийский муниципальный район Красноярского края включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, к ним относятся, в том числе:
- рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;
- промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
Вопросы защиты исконной среды обитания и прав коренных малочисленных народов в области традиционного природопользования находятся, исходя из статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии п.1 ст. 55 Закона Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края", действующего в редакции от 22.12.2022, предусмотрено, что лицам из числа малочисленных народов и лицам, относящимся к этнической общности ессейских якутов, постоянно проживающим в муниципальном районе, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов: охоту (далее - охотники) и рыболовство (далее - рыбаки) в качестве основы существования, оленеводство на условиях трудового договора (далее - оленеводы), устанавливаются меры социальной поддержки в виде предоставления:
а) охотникам, рыбакам, оленеводам:
дорогостоящих и малоценных товарно-материальных ценностей;
единовременной выплаты на приобретение и доставку снегоходной техники российского производства в размере 75 процентов от стоимости приобретения и доставки снегоходной техники к месту жительства охотника, рыбака, оленевода;
б) охотникам, рыбакам:
выплаты единовременного пособия для подготовки к промысловому сезону;
горюче-смазочных материалов для организации заезда охотников, рыбаков на промысловые участки или выплаты компенсации соответствующих расходов.
Охотникам, рыбакам, за исключением лиц, относящихся к этнической общности ессейских якутов, предоставляются услуги по осуществлению завоза на промысловые участки воздушным транспортом.
Как следует из п. 3 ст. 55 этого же Закона Красноярского края, Порядок и нормативы предоставления мер поддержки, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также порядок предоставления мер поддержки, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством края.
Порядок и нормативы предоставления услуг по осуществлению завоза на промысловые участки воздушным транспортом утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2011 № 14-п. Указанным порядком установлены процедура и нормативы предоставления лицам из числа коренных малочисленных народов Севера (далее - малочисленные народы), постоянно проживающим в Эвенкийском муниципальном районе, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов: охоту (далее - охотники) и (или) рыболовство в качестве основы существования (далее - Получатели), услуг по осуществлению завоза на промысловые участки воздушным транспортом (далее - завоз на промысловые участки).
Согласно п. 7 Указанного порядка следует, что 7. Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации заявления с приложенными к нему документами, перечисленными в пункте 3 Порядка принимает решение о завозе на промысловые участки или об отказе в завозе на промысловые участки в форме муниципального правового акта.
Из п. 8 Порядка следует, что Уполномоченный орган принимает решение об отказе в завозе на промысловые участки в случаях, если: 1) Получателем или уполномоченным представителем Получателя представлены документы, содержащие недостоверные сведения; 2) Получатель не является лицом, обладающим правом на завоз на промысловые участки в соответствии с пунктом 1 Порядка.
Из представленных в суд материалов следует, что Лихачев Л.Н. относится к коренным малочисленным народам Севера эвенкам, на что указывают сведения из его Свидетельства о рождении, Лихачев ФИО26 родился 02<данные изъяты> (л.д. 9).
Согласно письма главы п. Стрелка-Чуня от 17.01.2022 г. №63 Администрация п. Стрелка-Чуня подтверждает, что Лихачев ФИО27 осуществляет виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера для которых охота и рыболовство являются основой существования (л.д. 10).
В охотничьем билете Лихачева Л.Н. серия 24 № 063455, дата выдачи 14.06.2016 проставлена отметка: ««Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления».
В силу ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" одним из принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому им должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам для обеспечения жизнедеятельности населения.
Частями 1, 3 ст. 25 того же Федерального закона определено, что рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.
Как следует из Постановления Администрации ЭМР от 27.12.2022 №634-п (Приложение №1) Лихачеву Л.Н. предоставлены водные биологические ресурсы, отнесенные к объектам рыболовства в реках бассейна реки Енисей в пользование, для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района на 2022 год (л.д. 186-187).
10.02.2022 Лихачев Л.Н. обратился в Уполномоченный орган (Департамент по делам КМНС Администрации ЭМР) с заявлением на предоставление услуг по осуществлению завоза на промысловые участки воздушным транспортом. В п. 3 указанного заявления Лихачев Л.Н. указал, что осуществляет виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов охоту, рыболовство. К заявлению представил копию паспорта гражданина Российской Федерации, копию свидетельства о рождении, письмо главы администрации п. Стрелка-Чуня. Заявление и представленные с ним документы зарегистрированы в Департаменте по делам КМНС 10.02.2022 №49 (л.д.8).
24.02.2022 Департаментом по делам КМНС Администрации ЭМР вынесен приказ №87 «О предоставлении услуг по осуществлению завоза на промысловые участки авиационным видом транспорта», согласно которому Лихачеву Л.Н. была предоставлена мера социальной поддержки в виде предоставления услуг по осуществлению завоза на промысловые участки авиационным видом транспорта (л.д. 13), о чем он был уведомлен документом - Уведомление от 01.03.2022 № 145 (л.д.14).
28.06.2022 Приказом №370 Лихачеву Л.Н. отказано в завозе на промысловый участок на основании протокола заседания комиссии по предоставлению мер социальной поддержки от 28.06.2022 №2 (л.д.15).
Из решения протокола комиссии по предоставлению мер социальной поддержки от 28.06.2022 №2 следует, что Лихачеву Л.Н. принято решение отказать в завозе на промысловый участок по подпункту 1 пункта 8, а именно Получателем или уполномоченным представителем Получателя представлены документы, содержащие недостоверные сведения (л.д. 16).
Анализ исследованных в судебном заседании документов, которые были представлены Лихачевым Л.Н. одновременно с заявлением не указывает на их недостоверность. Как лицо, относящееся к коренным малочисленным народам Крайнего Севера (эвенкам) Лихачев Л.Н. ведет традиционную хозяйственную деятельность в виде охоты и рыболовства.
Порядок предоставления услуг по осуществлению завоза на промысловые участки воздушным транспортом не ограничивает Получателя данной меры социальной поддержки в выборе вида хозяйственной деятельности. Закон Красноярского края от 18.12.2008 № 7-2658 в ст. 55 также говорит о том, что данная мера предоставляется охотникам и рыбакам.
В силу п. 2 Порядка предусмотрен только норматив, что завоз на промысловые участки производится один раз в год в период с 1 сентября по 30 ноября текущего года.
Совпадение координат заброски, указанные Лихачевым Л.Н. в заявлении с координатами территории, где на основании охотохозяйственного соглашения №7 от 20.01.2023 г. осуществляет деятельность СО «Уркэ» не является ограничением права Лихачева Л.Н. на получение меры социальной поддержки и не может расцениваться как предоставление последним недостоверных сведений.
На момент принятия решения комиссий 28.06.2022 охотохозяйственного соглашения не было (так как оно подписано только 20.01.2023 г.).
Поскольку территория в координатах N 620216.25.83 Е 1030250.15.17 предоставлена СО «Уркэ» для ведения охоты, заброска Лихачева Л.Н. в указанные координаты для осуществления рыболовства не противоречит интересам СО «Уркэ». При установлении же членами СО «Уркэ» со стороны Лихачева Л.Н. нарушений их прав на занятие охотой, община вправе потребовать устранения нарушения своих прав в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что уполномоченный орган не может ущемлять права одного Получателя мер социальной поддержки в интересах прав другого Получателя, суд расценивает действия Департамента по делам КМНС администрации Эвенкийского муниципального района по изданию приказа «Об отказе в завозе на промысловый участок» № 370 от 28.06.2022 как незаконные.
При этом суд обращает внимание, что в приказ №87 «О предоставлении услуг по осуществлению завоза на промысловые участки авиационным видом транспорта» изменения об исключении Лихачева Л.Н. не внесены.
Таким образом, оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора Эвенкийского района в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края, в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Лихачева ФИО24 к Департаменту по делам КМНС администрации Эвенкийского муниципального района об обязании предоставить меры социальной поддержки - удовлетворить.
1. Признать приказ Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера администрации Эвенкийского муниципального района «Об отказе в завозе на промысловый участок» № 370 от 28.06.2022 - незаконным.
2. Обязать Департамент по делам КМНС администрации Эвенкийского муниципального района предоставить Лихачеву ФИО25 меру социальной поддержки в виде завоза на промысловый участок воздушным транспортом по маршруту следования Стрелка-Чуня – Южная Таймура географические координаты <данные изъяты> для осуществления рыболовства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционных жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 02.03.2023 г.