Решение по делу № 33-11592/2024 от 25.07.2024

Судья Кузьменко В.С.                                                     Дело №33-11592/2024

Канавинский районный суд г. Н. Новгорода

Дело № 2-1828/2024

УИД 52RS0002-01-2024-000201-61

Мотивированное определение изготовлено 28 августа 2024 года

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород                                                            27 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи                                            Карпова Д.В.

судей                                                                     Тюгина К.Б., Сивохиной И.А.,

при секретаре судебного заседания                                            Радкевич А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Канавинского районного суда г. Н. Новгорода от 08 апреля 2024 года

по заявлению ФИО1 об установлении факта нахождения на иждивении,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Карпова Д.В.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с заявлением, в котором просила установить факт нахождения ФИО1 на иждивении ФИО2, умершего [дата], указав, что находилась на иждивении у своего супруга, являвшегося сотрудником МВД до момента. Установление данного факта необходимо для оформления пенсии по потере кормильца.

В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 поддержала заявленные требования. Указала, что не работала на момент смерти супруга, занимаясь домашним хозяйством. После его смерти она являлась получателем пенсии по потере кормильца ввиду ухода за ребенком в возрасте до 14 лет.

Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Нижегородской области оставила разрешение заявления на усмотрение суда.

Решением Канавинского районного суда г. Н. Новгорода от 08 апреля 2024 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда.

В своих возражениях заинтересованное лицо ГУ МВД России по Нижегородской области просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.

При разрешении настоящего дела установлены следующие юридически значимые обстоятельства.

[дата] был заключен брак между ФИО2 и ФИО1

[дата] ФИО2 умер.

Согласно справке ГУ МВД России по Нижегородской области [номер] от [дата] ФИО2 являлся получателем пенсии за выслугу лет в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по Еврейской АО с [дата] по [дата]. Выплата пенсии прекращена с [дата], в связи с его смертью [дата].

На момент смерти ФИО1 было 34 года.

Согласно справке ГУ МВД России по Нижегородской области [номер] от [дата], ФИО1 состояла на учете в отделе пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Нижегородской области и являлась получателем пенсии по потере кормильца в соответствии с п. «в» ст.29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 за умершего супруга ФИО2 с [дата] по [дата], по уходу за дочерью ФИО9 до достижения 14-летнего возраста.

[дата] ФИО1 исполнилось 55 лет.

Обратившись в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Нижегородской области с заявлением о получении пенсии по потере кормильца, ФИО1 получила разъяснение о необходимости, перед обращением в отдел, установления факта нахождения ФИО1 на иждивении умершего супруга.

Таким образом, целью обращения ФИО1 в суд с указанным заявлением явилось назначение пенсии по случаю потери кормильца.

Разрешая заявление ФИО1 и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из отсутствия совокупности условий, позволяющих установить факт нахождения ФИО1 на иждивении ФИО2 на день его смерти, а именно факт нетрудоспособности заявителя на момент смерти супруга.

В этой связи судебная коллегия указывает следующее.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (пункт 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления. При этом юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2022 N 18-КГ21-155-К4).

Таким образом, суд первой инстанции, при рассмотрении заявления ФИО1, верно руководствовался положениями Подраздела IV Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (главы 27 - 38), определяющего категории дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства, а также порядок рассмотрения этих дел.

Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда об отказе в удовлетворении заявления ФИО1, а доводы заявителя жалобы полагает заслуживающими внимание, по следующим мотивам.

    В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1).

Статьей 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Частью 2 статьи 5 данного Закона предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

В силу статьи 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца, в частности семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Согласно части 1 статьи 29 указанного Закона РФ, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 поименованного закона, состоявшие на их иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта «б» части 3 статьи 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи (часть 2 статьи 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

Согласно пункту "в" указанной статьи, нетрудоспособными членами семьи являются супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2022 N 132-О, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрел условия назначения членам семьи умерших (погибших) лиц, на которых распространяется действие данного Закона, пенсии по случаю потери кормильца и установил право на пенсию по случаю потери кормильца для нетрудоспособных членов семьи указанных лиц, состоявших на их иждивении (часть первая статьи 29), а также определил круг членов семей, которым данная пенсия назначается независимо от нахождения на иждивении (часть вторая статьи 29).

При этом в статье 31 указанного Закона законодатель закрепил общее правило, согласно которому члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Из содержания указанных норм следует, что пенсия по потере кормильца может быть назначена неработающему супругу умершего кормильца, находящегося на его иждивении, и, если он занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста либо достиг общеустановленного пенсионного возраста (в данном случае 55 лет) или имеет инвалидность.

Учитывая приведенные нормы Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Как следует из материалов пенсионного дела, ФИО2 служил в должности специалиста 1 категории, уволен со службы в органах налоговой полиции по выслуге лет [дата], на момент увольнения денежное довольствие составило 1979,30 руб., пенсия назначена в размере 1595,32 руб., умер [дата] вследствие причин, не связанных с исполнением служебных обязанностей, на момент смерти пенсия составила 2207,33 руб.

Материалами пенсионного дела подтверждено, что после смерти супруга, ФИО1, его супруга являлась получателем пенсии по потере кормильца в соответствии в связи с уходом за дочерью ФИО9 до достижения 14-летнего возраста в соответствии с п. «в» ст.29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с [дата] – на территории Еврейской автономной области, а с [дата] по [дата] – на территории Нижегородской области.

Судебная коллегия в этой связи указывает, что исходя из диспозиции пункта «в» статьи 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, обязательным условием назначения данного вида пенсионного обеспечения, является факт нетрудоспособность супруга умершего, а, поскольку, ФИО1 являлась получателем данной пенсии, вывод суда первой инстанции о трудоспособности заявителя на момент смерти супруга, нельзя признать основанным на законе.

Кроме того, из трудовой книжки ФИО1, имеющейся в материалах пенсионного дела на имя ФИО2 [номер] арх., приобщенного судебной коллегией в качестве нового доказательства по делу, следует, что в период с 1999 по 2003 годы, она трудовую деятельность не осуществляла, в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирована не была.

Согласно ответу на запрос судебной коллегии из ФНС России, также приобщенного к материалам дела в качестве нового доказательства, у ФИО1 за период с 1999 по 2000 годы отсутствовали доходы, выплачиваемые налоговым агентами.

Между тем, [дата] ФИО1 исполнилось 55 лет.

Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, принимая во внимание, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, в силу приведенного выше правового регулирования имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении, судебная коллегия исходит из того, что на момент смерти супруга ФИО1 исполнилось 34 года, трудовую деятельность ФИО1 не осуществляла, занималась воспитанием и уходом за несовершеннолетней дочерью ФИО9., которая на момент смерти супруга не достигла возраста 14 лет, а [дата] ФИО1 достигла возраста 55 лет, что в силу пункта «б» части 3 статьи 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, относит ее к числу нетрудоспособных лиц и свидетельствует об утрате источника средств к существованию.

В свою очередь, суждения суда о том, что истец имела право на получении пенсии по случаю потери кормильца, поскольку осуществляла уход за дочерью, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, однако, в 2009 году утратила право на получение пенсии по потери кормильца в связи с достижением дочери четырнадцатилетнего возраста, на момент достижения возраста 55 лет истец на иждивении умершего супруга не состояла, не основаны на законе. Поскольку ФИО1 на момент смерти ее мужа осуществляла уход за несовершеннолетним ребенком, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, и не работала, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о признании ее находившейся на иждивении ФИО2, [дата] года рождения, умершего [дата], поскольку ФИО1 обладала всей необходимой совокупностью необходимых для этого условий, предусмотренных законом.

Указанное соответствует правовой позиции, выраженной в определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 сентября 21023 года №88-26404/2023.

Судебная коллегия также указывает, что приказом МВД России от 9 января 2018 г. N 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России (далее также - Инструкция).

Пунктом 13 раздела II Инструкции определен перечень документов, необходимых для назначения пенсии по линии МВД России, в том числе перечень документов для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Среди документов для назначения пенсии по случаю потери кормильца - документы, подтверждающие нахождение члена семьи на иждивении умершего (погибшего), с указанием даты рождения и степени родства с кормильцем или решение суда (подпункт 13.2.8 Инструкции).

Из изложенного следует, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца по линии МВД России имеют нетрудоспособные члены семьи умерших пенсионеров МВД России (в том числе супруги, достигшие возраста 55 лет, или являющиеся инвалидами), состоявшие на их иждивении. При этом факт нахождения членов семьи на иждивении умершего может быть подтвержден решением суда, и такое решение относится к числу документов, на основании которых уполномоченным органом нетрудоспособному члену семьи умершего пенсионера МВД России назначается пенсия по случаю потери кормильца по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

Таким образом, настоящее апелляционное определение является основанием для назначения ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца.

На основании изложенного, ввиду допущенных судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, решение суда подлежит отмене, а заявление ФИО1 – удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Канавинского районного суда г. Н. Новгорода от 08 апреля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление ФИО1 удовлетворить.

    Установить факт нахождения ФИО1, [дата] года рождения, на иждивении ФИО2, [дата] года рождения, умершего [дата].

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

33-11592/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Головина Валентина Викторовна
Другие
ГУ МВД РФ по Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Карпов Дмитрий Викторович
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
29.07.2024Передача дела судье
27.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее