Дело № 2-917/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 07 ноября 2017 года дело по иску Боднар Елены Ерофеевны, Боднар Антона Михайловича, Боднар Кристины Михайловны к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Росимущества в Республике Коми, ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности заключить договор о передаче квартиры в федеральную собственность, принять квартиру в федеральную собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Трехкомнатная квартира **********, общей площадью 66,2 кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности Боднар Е.Е., Боднар А.М. и Боднар К.М. по 1/3 доле в праве каждому на основании договора на передачу квартир в собственность граждан №... от **.**.**
Боднар Е.Е., Боднар А.М. и Боднар К.М. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о возложении обязанности заключить договор о передаче в федеральную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: **********, принять данную квартиру в федеральную собственность. В обоснование иска указано, Боднар М.И. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту с 1989 года по настоящее время. На время прохождения службы ему на состав семьи четыре человека было предоставлено спорное жилое помещение. **.**.** квартира ********** была передана в общую долевую собственность (по 1/3 доле в праве) его супруге Боднар Е.Е. и их детям Боднар А.М. и Боднар К.М. В связи с окончанием военной службы семьей было принято решение об избрании иного места жительства и воспользоваться мерами социальной защиты военнослужащих при реализации прав на жилище, в связи с чем приватизированную ранее квартиру необходимо вернуть в государственную собственность. Печорская КЭЧ Минобороны России прекратила свою деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В удовлетворении заявления истцов о расприватизации квартиры ********** ответчиком было отказано, ссылаясь на то, что согласно Уставу ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не наделено полномочиями на принятие в федеральную собственность жилого помещения в результате расприватизации. При этом в письме от **.**.**. ответчик указал, что в результате заключения договора приватизации данного жилого помещения и государственной регистрации права частной собственности на него произошло выбытие объекта недвижимости из ведения Вооруженных Сил Российской Федерации. Истцы не согласны с данным решением ответчика. Считают, что ответчик является правопреемником прав и обязанностей Печорской КЭЧ; принятие квартиры, в отношении которой с подведомственной Министерству обороны РФ организацией был заключен договор передачи квартиры в собственность, относится к непосредственной компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Территориальное управление Росимущества по Республике Коми, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации; в качестве третьих лиц – Боднар М.И., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми и администрация муниципального района «Печора».
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истцов Боднар Е.Е. и Боднар К.М., настаивающих на иске согласно телефонограммам от **.**.**
В судебном заседании истец Боднар А.М. на иске настаивал.
Третье лицо на стороне истцов Боднар М.И. исковые требования поддержал.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми и администрации МР «Печора», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Из письменных отзывов ответчиков следует, что ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице Воркутинского территориального отделения иск не признают (т.1 л.д. 58-60, 143-144).
Выслушав объяснения истца Боднар А.М., третьего лица на стороне истцов Боднар М.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, также из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Боднар М.И. проходит военную службу по контракту в войсковой части 96876 с **.**.**. по настоящее время, что подтверждается выпиской из послужного списка (т.1 л.д.205).
Согласно выписке из базы «Учет», представленной Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, **.**.**. Боднар М.И. был поставлен на учет (как Улучшение) в войсковой части 96876, Печорский гарнизон. Снят с учета **.**.**. в связи с получением жилого помещения- трехкомнатной квартиры ********** Республики Коми, общей площадью 66,2 кв.м.
До получения указанной квартиры семья Боднар М.И. проживала в служебном жилом помещении- двухкомнатной квартире **********, общей площадью 50 кв.м (т.1 л.д.219-221).
Основанием для предоставления спорного жилого помещения явился ордер №... от **.**.**., выданный Б.М. Печорской КЭЧ района на состав семьи четыре человека, включая жену Б.Е. и детей: Б.А., 1992 года рождения, и Б.К., 1994 года рождения (т.1 л.д.45).
По информации Воркутинского территориального отделения ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации квартира ********** Республики Коми была предоставлена военнослужащему Боднар М.И. по договору социального найма для постоянного проживания (т.1 л.д.188-189,219).
Согласно статье 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2004г., действовавшей на момент приватизации спорной квартиры) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из материалов дела следует, что в 2005 году Боднар М.И. обратился в Печорскую КЭЧ района с заявлением о приватизации спорной квартиры
Согласно выписке из реестра федерального имущества №... по состоянию на **.**.**. квартира ********** была закреплена за государственным учреждением «Печорская квартирно-эксплуатационная часть района» на праве оперативного управления в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от **.**.**. №... (т.1 л.д.39).
**.**.** между Печорской КЭЧ района и Боднар Е.Е., действующим за себя и свою малолетнюю дочь Боднар К.М., **.**.**.р., Боднар А.М. с согласия своей матери Боднар Е.Е. (Граждане) был заключен договор на передачу квартир в собственность граждан, в соответствии с которым Печорская КЭЧ района бесплатно, в порядке приватизации передает, а граждане приобретают в общую долевую собственность – доля в праве 1/3 отдельную квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 66,2 кв.м, в том числе жилой площадью 41,5 кв.м, расположенную на шестом этаже девятиэтажного панельного дома, находящегося по адресу: ********** (т.1 л.д. 40-41).
Судом установлено, что Боднар М.И. от участия в приватизации указанного жилого помещения отказался, что подтверждается его заявлением от **.**.**. (т.1 л.д.43).
Право общей долевой собственности на квартиру ********** было зарегистрировано за истцами (доля в праве каждого- 1/3) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми **.**.**. (т.1 л.д.18-20).
Как следует из материалов дела, **.**.** истцы Боднар Е.Е. и Боднар А.М. обратились в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ с заявлением о расприватизации долей в праве собственности на квартиру **********.
Письмом ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от **.**.**. (исх.№...) в удовлетворении указанного заявления было отказано (т.1, л.д. 10-11).
В судебном заседании третье лицо на стороне истцов Боднар М.И. пояснил, что отказ в расприватизации спорного жилого помещения лишает его и членов его семьи права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья по избранному месту жительства после прекращения службы по контракту.
Установлено, что истцы Боднар Е.Е. и Боднар А.М. также состоят на действительной военной службе по контракту в войсковой части 96876 г.Печоры Республики Коми с **.**.** и с **.**.**. соответственно (т.1 л.д.96-98).
В силу ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ закреплено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены названным Кодексом.
В соответствии с п.2 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 246 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.9.1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жилое помещение договора социального найма. Реализация данного права гражданами не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного проживания и быть свободным от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливаются.
Судом установлено, что Печорская КЭЧ района прекратила деятельность юридического лица **.**.**. путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (т.1 л.д.154-155).
Таким образом, к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является универсальным правопреемником прав и обязанностей Печорской КЭЧ района.
Из письменного отзыва ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (т.1, л.д. 58-60) следует, что на момент присоединения Печорской КЭЧ района квартира ********** выбыла из федеральной собственности путем приватизации. После осуществления процедуры приватизации данное жилое помещение утратило статус имущества Вооруженных сил Российской Федерации, в отношении которого Министерство обороны Российской Федерации уполномочено совершать распорядительные действия.
Указанные доводы судом не принимаются в силу следующего.
Согласно п.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от **.**.**. №... (далее- Положение), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил (пункт 71 Положения).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.12.2008г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18.11.2010г. распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (пункты 2.1, 2.2).
В соответствие с п.2 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.12.2010 N 1888, в структуре Министерства обороны РФ функции по обеспечению реализации прав на жилище военнослужащим, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семей, возложены на Департамент жилищного обеспечения.
Одной из основных задач Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Для реализации возложенных на Департамент имущественных отношений Минобороны России полномочий созданы территориальные управления имущественных отношений Минобороны России (ФГКУ).
Согласно Уставу (т.1 л.д.61-71) основной целью деятельности ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны (п.19).
Для реализации указанной цели ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет, в том числе действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов и иных документов; действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества, закрепленного собственником за учреждением; ведет учет имущества Вооруженных Сил (п.20 Устава).
Как следует из письменного отзыва ответчика Территориального управления Росимущества в Республике Коми, принятие квартиры, в отношении которой с подведомственной Минобороны России организацией был заключен договор передачи жилого помещения в собственность, относится к непосредственной компетенции Министерства обороны Российской Федерации (т.1 л.д.100-101).
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилое помещение по адресу: **********, в котором истцы и третье лицо на стороне истцов Боднар М.И. зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают, является для них единственным жильем, свободно от каких-либо обязательств, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д.179-187,194-196).
Отсутствие порядка передачи военнослужащими приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать их права на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного статьей 9.1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и ставить их в неравное положение с иными гражданами.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, являющегося правопреемником Печорской КЭЧ района.
В иске Боднар Е.Е., Боднар А.М., Боднар К.М. к Территориальному управлению Росимущества в Республике Коми и ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России следует отказать.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации заключить с Боднар Е.Е., Боднар А.М., Боднар К.М. договор о передаче в федеральную собственность квартиры, расположенной по адресу: **********.
Обязать Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принять в федеральную собственность квартиру, расположенную по адресу: **********.
В иске Боднар Е.Е., Боднар А.М., Боднар К.М. к Территориальному управлению Росимущества в Республике Коми, ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Продун
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2017 года.