Решение по делу № 2-1270/2023 от 18.09.2023

№ 2-1270 /2023

24RS0018-01-2023-001517-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2023 года                              г. Зеленогорск

Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Жуков К.М.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю ФИО4, действующей на основании доверенности от 28 ноября 2023 года,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, отпускных выплат за 2022-2023 годы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю с требованием взыскать с ответчика недоплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 13916,99 рублей, недополученные отпускные за 2023 год в размере 14265,13 рублей, за 2022 год в размере 38088,91 рублей, в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что истец проходила государственную гражданскую службу на основании служебного контракта от в Межрайонной ИФНС №7 по Красноярскому краю в должности специалиста 1 разряда отдела работы с налогоплательщиками. В соответствии с приказом Межрайонная ИФНС № 7 по Красноярскому краю с 28 ноября 2022 года реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС № 8 по Красноярскому краю. Приказом от контракт с ней расторгнут 10.05.2023 по собственному желанию на основании заявления истца. При увольнении выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 18,5 календарных дней в сумме 31067,61 рублей. При расчете суммы компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, инспекцией не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления компенсаций, которое должно учитываться при расчете компенсаций за неиспользованный отпуск. Материальное стимулирование за расчетный период (12 месяцев до расторжения контракта) составило 264497,98 рублей. Сумма начисленной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (18,5 календарных дня) занижена на 13916,99 рублей. В феврале 2023 года (с 06.02.2022 по 21.02.2022) был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 16 дней. Материальное стимулирование за расчетный период составляло 313476,31 рублей. В результате сумма начисленных отпускных в феврале 2023 года занижена на 14265,13 рублей. В августе 2022 года (с 15.08.2022 по 13.09.2022) был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 дней. При расчете отпускных выплат не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления отпускных. Материальное стимулирование за расчетный период составляло 327413,02 рублей. В результате сумма начисленных отпускных в августе 2022 года занижена на 27936,26 рублей. В феврале 2022 года (с 21.02.2022 по 05.03.2022) был предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 12 дней. При расчете отпускных выплат не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления отпускных. Материальное стимулирование за расчетный период составляло 297472,66 рублей. В результате сумма начисленных отпускных в феврале 2022 года занижена на 10152,65 рубля. Кроме того, полагает, что незаконными действиями работодателя причинен моральный вред, оцененный в 10000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования, при этом изменила размер исковых требования в части требований недополученных отпускных в 2022 года, уменьшив размер до 16849 рублей, согласно расчету ответчика. В остальной части требования просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО4, в судебном заседании не оспаривала расчеты истца, полагала исковые требования необоснованными, при этом иск в части требований по недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 13916,99 рублей, недоплаченных отпускных в 2023 году в размере 14265,13 рублей признала. Требования о недоплаченных отпускных в 2022 году в размере 38088,91 рублей признала частично, пояснила, что ответчиком произведен расчет, с учетом частичного пропуска исковой давности, согласно которому сумма недоплаченных отпускных в 2022 году составила 16849 рублей. Требования о взыскании компенсации морального вреда не признала в полном объеме. Также представителем ответчика представлен письменный отзыв на иск.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 которого гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст. 50 указанного закона относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

Часть 1 ст. 46 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусматривает, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2022 года N 554 (далее - Правила) предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с частью шестой указанной статьи Кодекса условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Частью 2 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Статьей 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ранее Лавровская) на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ была принята в межрайонную инспекцию ФНС № 7 по Красноярскому краю на должность специалиста 1 разряда, постоянно (л.д. 50). В тот же день ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен служебный контракт .

28 ноября 2022 года согласно приказу № ФИО1 переведена и назначена на должность специалиста 1 разряда отдела работа с налогоплательщиками ТОРМ г. Зеленогорск, назначено следующее денежное содержание: месячный оклад – 3715 руб., оклад с присвоением классного чина – 1080 руб., надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края – 30%, надбавка за особые условия службы – 60%, денежное поощрение – 3715 руб., надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 15%; районный коэффициент - 30% (л.д. 74). Дополнительное соглашение от 16.12.2022 денежное поощрение с 01.01.2023 составляет: месячный оклад – 10716 рублей; оклад с присвоением классного чина – 7263 руб., надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы в южных районах Красноярского края – 30%, надбавка за особые условия службы – 10%, надбавка к должностному окладу за выслугу лет – 15%; районный коэффициент - 30%; иные надбавки; ежемесячное поощрение от должностного оклада 0,30; премии за выполнение особо важных и сложных задач; единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

В соответствии с приказом № от 04 мая 2023 года служебный контракт от 28 ноября 2022 с ФИО1 расторгнут, от занимаемой должности истица освобождена и уволена с государственной гражданской службы по инициативе ФИО1 от 26.04.2023 на основании пункта 3 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (л.д. 43).

    Согласно п. 2, 11 приказа Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю №ОБ-21-02/100 от 15 августа 2022 года Межрайонная ИФНС России № 7 по Красноярскому краю с 28 ноября 2022 года реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС № 8 по Красноярскому краю. Установлено, что Межрайонная ИФНС России № 8 по Красноярскому краю является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной ИФНС № 7 по Красноярскому краю (л.д. 116-118).

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при увольнении истцу начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за служебный год в количестве 18,5 дней в сумме 31067,61 рублей.

В соответствии со справками по форме 2-НДФЛ на ФИО1 доход истца за 2021 год составил 551646 рублей 24 копейки, за 2022 год составил 553606,35 рублей (л.д. 19, 20).

Согласно расчету истца недоплаченная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении составляет 13916,99 рублей, исходя из следующего расчета: 264497,98 рублей (материальное стимулирование): 12 месяцев (расчетный период) : 29,3 (среднемесячное число календарных дней) х 18,5 (количество календарных дней отпуска).

Недоплаченные отпускные в феврале 2023 года за период с 06.02.2022 года по 21.02.2022 года 14265,13 рублей, исходя из расчета: 313476,31 рублей (материальное стимулирование): 12 месяцев (предшествующий период) : 29,3 (среднемесячное число календарных дней) х 16 (количество календарных дней отпуска).

С указанными расчетами и суммами недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 13916,99 рублей и недоплаченных отпускных в размере 14265,13 рублей в 2023 году представитель налогового органа согласился полностью.

Проанализировав расчет истца и расчет ответчика, суд признает их обоснованными и правильными, арифметически верными.

В части требований недоплаченных отпускных в 2022 году, а именно за август 2022 года (с 15.08.2022 по 13.09.2022 = 30 дней) и февраль 2022 года (с 21.02.2022 по 05.03.2022 = 12 дней) в размере 38088,91 рублей, истец ФИО1 уменьшила размер до 16849 рублей, согласившись с доводами и расчетом ответчика.

Представителем ответчика приложен расчет отпускных за 2022 год, с учетом того, что с февраля по август 2022 года ответчиком пропущен годичный срок исковой давности, против чего истец не возражала, с учетом продления отпуска в связи с временной нетрудоспособностью с 14 сентября 2022 года на 15 календарных дней, сумма отпускных за 2022 год с 15.08.2022 по 13.09.2022, продленного согласно приказу с 14.09.2023 по 28.09.2023 составила 16849 рублей.

Проанализировав указанный расчет ответчика, суд, признает его обоснованным и правильным, арифметически верным.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы); в соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба; размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

С учетом вышеизложенного, в связи с действиями ответчика, допустившего нарушения прав истца в части неполной выплаты компенсации за неиспользованный отпуск и недополученных отпускных, кроме того, для восстановления нарушенных прав истцу потребовалась судебная защита, учитывая степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить подлежащий возмещению с ответчика размер компенсации морального вреда в сумме 2 000 рублей.

В соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 1 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая изложенное, с учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета 1850 рублей 93 копейки (1550,93 рублей по требованиям имущественного характера и 300 рублей по требованию о компенсации морального вреда).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю (ИНН 2450020000) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , недоплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 13916 рублей 99 копеек, недоплаченные отпускные за 2023 год в размере 14265 рублей 13 копеек, недоплаченные отпускные за 2022 год 16849 рублей, в счет компенсации морального вреда 2 000 рублей, а всего 47 031 (сорок семь тысяч тридцать один) рубль 12 копеек.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1850 рублей 93 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок, через Зеленогорский городской суд, с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                К.М.Жуков

    Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.

2-1270/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Белякова Наталья Вадимовна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 8 по Красноярскому краю
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Жуков К.М.
Дело на странице суда
zelen.krk.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.09.2023Передача материалов судье
22.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.12.2023Предварительное судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Дело оформлено
28.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее