04RS0007-01-2019-004096-95
Дело № 2а-3168/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2019г. г.Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Николаевой И.П.. при секретаре Дамбаевой Р.Д., с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Вершининой Е.М., представителей административного истца Эрдынеева А.Э., действующего на основании доверенности от 01.08.2019г. Федорова Ю.Н..действующего на основании доверенности от 12.07.2019г. представителя административного ответчика Избирательной комиссии города Улан-Удэ Лукьянчука А.В., действующего на основании доверенности от 31.07.2019г. представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихина В.С., действующего на основании доверенности от 05.08.2019г. рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному иску кандидата на должность мэра города Улан-Удэ Бадмаева М.Б, к Избирательной комиссии города Улан-Удэ о защите избирательных прав,
у с т а н о в и л :
Административный истец Бадмаев М.Б., в лице представителя Эрдынеева А.Э., обращаясь в суд просит истребовать у Избирательной комиссии города Улан-Удэ все документы, представленные кандидатом М.Б.Бадмаевым для своего выдвижения и регистрации, в том числе подписные листы; признать незаконным уклонение Избирательной комиссии города Улан-Удэ от проведения непосредственной проверки сведений об избирателях, а также непосредственной проверки достоверности подписей избирателей и дат их внесения; признать незаконным решение об осуществлении проверки всех подписей избирателей, представленных кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ Бадмаевым М.Б.., оформленное протоколом заседания Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных в Избирательную комиссию города Улан-Удэ при проведении выборов мэра города Улан-Удэ, депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва от 30.07.2019г. оформленное протоколом рабочей группы; признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии города Улан-Удэ от 06.08.2019г. № ... «Об отказе Бадмаеву М.Б, в регистрации кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ»; провести в суде повторную проверку подписей, представленных кандидатом М.Б.Бадмаевым в поддержку своего выдвижения, в порядке, установленном статьей 25.1 Закона Республики Бурятия «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия»; привлечь к повторной проверке подписей, представленных кандидатом М.Б.Бадмаевым экспертов ФГБУ «Забайкальская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции РФ»; обязать Избирательную комиссию города Улан-Удэ зарегистрировать Бадмаева М.Б., в качестве кандидата на должность мэра города Улан-Удэ; обратить решение суда к немедленному исполнению в целях реализации избирательных прав кандидата на должность мэра города Улан-Удэ М.Б.Бадмаева.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец в порядке самовыдвижения выдвинут кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ. 27.07.2019г. истец представил в Избирательную комиссию города Улан-Удэ подписные листы в количестве ... подписей в двух папках, путем случайной выборки для проверки отобраны 293 подписи, содержащиеся в подписных листах ...-... в папке .... 30.07.2019г. рабочая группа Избирательной комиссии города Улан-Удэ в связи с тем, что было выявлено более 5% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, приняла решение о проверке всех подписей избирателей, решение оформлено в протоколе заседания рабочей группы от 30.07.2019г. 31.07.2019г. Избирательной комиссией города Улан-Удэ проведена проверка подписей, представленных административным истцом, составлены две ведомости ... и ... проверки подписных листов, а также итоговый протокол проверки подписных листов о признании 292 подписи недействительными, что составило 18% от общего количества подписей, подлежащих проверке. На основании данных документов Решением Избирательной комиссии города Улан-Удэ от 06.08.2019г. ... истцу отказано в регистрации кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ. Административный истец не согласен с данным решением так как административным ответчиком нарушены требования пункта 3 ст.38, п.6.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ № 67), пункт 1 ст.25.1 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" (принят Народным Хуралом РБ 16.09.2003) (далее Закон РБ от 17.09.2003 N 417-III), Рабочей группой Избирательной комиссии города Улан-Удэ не приняты отдельные решения о недействительности либо недостоверности подписей избирателей, 30.07.2019г. Рабочая группа приняла решение осуществить проверку всех подписей избирателей, представленных кандидатом, в итоговом протоколе Рабочей группы от 31.07.2019г. отсутствуют сведения о голосовании членов Рабочей группы по тем или иным вопросам, в том числе о признании подписей недействительными или недостоверными. Фактически проверка подписей проводилась экспертом Свидетель №1., который проверил подписные листы в неустановленном месте, о проведении проверки не был извещен истец, эксперт не подписал листы ведомостей проверки, составленной Рабочей группой, в заключении эксперт не сослался на Методические рекомендации по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов; Административный ответчик неправомерно принял решение о проверке всех подписей кандидата Бадмаева М.Б. На основании п.6 ст. 76 ФЗ № 67 решение об отказе в регистрации кандидата, принято с нарушением требований предусмотренных пунктами 24-26 ст.38 ФЗ № 67 и полежит отмене. В соответствии с п.7 ст.38 ФЗ № 67 суд может осуществить повторную проверку подписей избирателей в случаях, предусмотренных п.6 ст.76 ФЗ № 67.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Избирательная комиссия Республики Бурятия.
Административный истец Бадмаев М.Б.. на судебное заседание не явился, надлежаще извещен, имеется телефонограмма.
В судебном заседании представители административного истца Эрдынеев А.Э., Федоров Ю.Н., административные исковые требования поддержали полностью по заявленным доводам, просят иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Лукьянчук А.В.. требования не признал, представил письменный отзыв об отказе в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Бурятия Ульихин В.С., в суде административные исковые требования не признал, просит отказать в удовлетворении исковых требований, представил письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Согласно ч.2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
В соответствии с частями 2-4 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Мотивированное решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, принятое до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, должно быть изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административных дел.
Копии решения суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, в том числе лицам, давшим заключение по делу, их представителям, а также представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, или направляются им в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а в период избирательной кампании, кампании референдума (до дня голосования) незамедлительно после изготовления решения суда с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку указанных копий.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями(Уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67 от 12.06.2002 (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно п.6 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, в том числе: д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
Порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования в Республике Бурятия предусмотрен Законом Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" (принят Народным Хуралом РБ 16.09.2003).
В соответствии со ст.66 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и их должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд(п.1).
Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, Избирательную комиссию Республики Бурятия не является обязательным условием для обращения в суд(п.6).
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также комиссии(п.8).
Рассмотрение жалоб, поступивших в ходе избирательных кампаний, осуществляется судом в соответствии с федеральным законом(ст.10).
В соответствии с п.4 ст.67 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией муниципального образования в порядке, предусмотренном статьей 66 настоящего Закона, по заявлению избирательной комиссии муниципального образования, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией муниципального образования с нарушением требований, предусмотренных пунктом 20 статьи 26 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно пункта 20 ст.26 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" основаниями отказа в регистрации кандидата являются:г.1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом N 67-ФЗ; д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии, установленный пунктом 20 настоящей статьи, является исчерпывающим(п.21).
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 13.06.2019г. ... «О назначении выборов мэра города Улан-Удэ» назначены на 08.09.2019г. выборы мэра города Улан-Удэ.
11.07.2019г. Бадмаевым М.Б.. подано заявление в Избирательную комиссию города Улан-Удэ о согласии баллотироваться кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ в порядке самовыдвижения с приложенными документами.
27.07.2019г. административным истцом представлены в Избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1612 подписей на 268 листах в двух папках.
Согласно Протокола случайной выборки подписных листов, представленных кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ Бадмаевым М.Б.. 27.07.2019г. выбрана папка ... с количеством подписей избирателей -293 с 1 подписи в подписном листе ... по ... включительно со строкой .... Копия протокола получена кандидатом Бадмаевым М.Б., 27.07.2019г.
Избирательная комиссия в соответствии с требованиями п.3 ст.38 Федерального закона № 67ФЗ, предусматривающей процедуру проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также ст. 25.1 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия", также предусматривающей процедуру проверки, в течение 5 дней провела проверку 20% от установленного необходимого количества подписей для регистрации путем случайной выборки(жребия).
В соответствии с пунктом 4 ст. 25.1 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" если количество подписей не превышает 1000, а также в случае, если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проверке подлежат все представленные подписи.
Пунктом 5 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" установлено: при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
Аналогичная норма содержится в п.65 ст. 38 Федерального закона № 67ФЗ.
По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из протокола заседания рабочей группы по приему и проверке документов представляемых в Избирательную комиссию города Улан-Удэ при проведении выборов мэра города Улан-Удэ, депутатов шестого созыва от 30.07.2019г. установлено, что кандидатом Бадмаевы М.Б., представлены подписные листы с подписями избирателей в количестве 1612 на 268 листах в 2-х папках. 27.07.2019г. составлен протокол случайной выборки подписных листов, для проверки было отобрано 293 подписи избирателей из папки ... с 1 подписи в подписном листе ... по лист ... включительно со строкой 6. Членами рабочей группы были исследованы справки о результатах проверки соответствия сведений об избирателях в подписных листах, данные об избирателях, содержащиеся в территориальном фрагменте подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» МО городской округ город Улан-Удэ (Железнодорожный, Советский, Октябрьский районы), были выявлены несоответствия сведений о фамилии, имени отчестве, сведений о регистрации по месту жительства, несоответствие года (даты) рождения; отсутствие регистрации по месту жительства, несоответствие паспортных данных. Несоответствия сведений об избирателях были направлены в территориальный регистрационный орган осуществляющий регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, откуда 30.07.2019г. поступили ответы, подтверждающие наличие несоответствия сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, данным учета УВМ МВД по Республике Бурятия, выявлены расхождения по 13 подписям избирателей. Исследованы заключение эксперта Свидетель №1, ... и в результате полеченных сведений в соответствии с п.4 ст.25.1 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 N 417-III (ред. от 29.04.2019) "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" рабочая группа приняла решение об осуществлении проверки всех подписей избирателей, представленных кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ Бадмаевым М.Б. в связи с выявлением более 5% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей.
Судом установлено, что по акту-приема подписные листы для проверки эксперту-почерковеду, члену Рабочей группы Свидетель №1, по которым эксперт дал заключения ... и ..., доложил о результатах проведенной проверки подписей избирателей на заседании рабочей группы, замечаний не поступило, в том числе от представителя административного истца ФИО10. присутствовавшего на заседании комиссии.
Согласно заключения эксперта ... ЭКЦ МВД по Республике Бурятия от 29.07.2019г. цифровые записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» на листах ... строка 3,4; ... строка 4,5 ; ... строка 4,5; ... строка 2,3 ;... строка 1,4; ... строка 2,3 ; ... строка 4,5; ... строка 4,5 –выполнены одним лицом. Подписи, удостоверяющие исправления в четвертой строке в подписных листах № ...-выполнены не сборщиками подписей, образцы подписей которых расположены в нижней части подписного листа в строке «подписной лист удостоверяю» и не избирателями, данные которых подвергались исправлению.
По заключению эксперта ... ЭКЦ МВД по Республике Бурятия от 31.07.2019г. цифровые записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» на листах: ... строка 6,7 ; ... строка 2,3; ... строка 4,5; ... строка 1,5 ... строка 6,7 –выполнены одним лицом. Цифровые записи, расположенные в графе «Дата внесения подписи» в папке ... на листах: ... строка 5- выполнена сборщиком подписей; ... строка 5, 6; ... строка 1,2,3; ... строка 4,5; ... строка 4,5 – выполнены одним лицом. Подписи, удостоверяющие исправления в четвертой строке в подписных листах расположенные : в папке ... на листах: №...; в папке ... на листах: №...-выполнены не сборщиками подписей, образцы подписей которых расположены в нижней трети подписного листа в строке «Подписной лист удостоверяю» и не избирателями, данные которых подвергались исправлению.
Согласно протокола ... заседания рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых в Избирательную комиссию города Улан-Удэ при проведении выборов мэра города Улан-Удэ, депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва от 31.07.2019г. при проведении проверки подписных листов, членами рабочей группы были составлены соответствующие ведомости проверки подписных листов, в которых указаны основания (причины) признания подписей избирателей недействительными, каждый лист ведомостей подписан членами рабочей группы.
Согласно Итогового протокола проверки подписных листов, представленных Бадмаевым М.Б.. в поддержку выдвижения(самовыдвижения) на выборах мэра города Улан-Удэ от 31.07.2019г. принятого на заседании рабочей группы на которой присутствовал представитель кандидата Бадмаева М.Б.. на основании доверенности ФИО10. было установлено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации- ...; количество заявленных подписей избирателей-...; количество представленных подписей избирателей-...; количество проверенных подписей избирателей- .... Итого количество подписей, признанных недействительными признано 292 подписи, что составило 18,1% об общего количества подписей, подлежащих проверке. Тем самым было установлено, что кандидатом в мэры города Улан-Удэ Бадмаевым М.Б.. представлено ... подписей (...), что не соответствует количеству подписей избирателей, необходимое для регистрации.
В связи с чем, по итогам проверки рабочая группа приняла решение: рекомендовать Избирательной комиссии города Улан-Удэ принять решение об отказе в регистрации кандидата на должность мэра Бадмаева М.Б, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Решением Избирательной комиссии города Улан-Удэ от 06.08.2019г. ... отказано административному истцу Бадмаеву М.Б, в регистрации кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ.
Таким образом, довод административного истца об уклонении Избирательной комиссии города Улан-Удэ от непосредственной проверки достоверности сведений об избирателях и сборщиков подписей, а также достоверности подписей избирателей и дат их внесения не соответствует фактическим обстоятельствам, опровергаются исследованными доказательствами.
Также суд признает несостоятельными, необоснованными доводы административного истца о признании незаконным решение об осуществлении проверки всех подписей избирателей, оформленное протоколом Рабочей группы так как законом не установлено принятие отдельных решений о недействительности или недостоверности подписей избирателей, поскольку результаты проверки отражаются в итоговом протоколе, в котором указываются количество представленных подписей избирателей, количество подписей признанных недостоверными и (или) недействительными с указанием оснований (причин) признания их таковыми (п.7 ст.38 Федерального закона № 67 ФЗ).Каких-либо требований к порядку оформления протоколов заседаний рабочей группы в законе не содержится.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В ходе рассмотрения дела, судом было удовлетворено ходатайство административного истца об истребовании подписных листов, представленных кандидатом Бадмаевым М.Б.. также представителями административного истца были представлены в суд нотариально заверенные копии паспортов избирателей в количестве 14 штук в качестве доказательств незаконности признания подписей избирателей недействительными.
Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются письменные доказательства.
Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела. Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
В соответствии сп.7 ст.38 Федерального закона № 67ФЗ повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке, в связи с чем суд протокольным определением принял в качестве допустимых и относимых доказательств представленные представителем административного истца 14 нотариально заверенных копии паспортов избирателей, указанных в подписных листах, представленных кандидатом Бадмаевым М.Б., в Избирательную комиссию.
При проверке копий надлежащим образом заверенных паспортов избирателей с подписными листами судом установлено, что недействительными являются сведения об избирателе ФИО13, ***.рождения, которому 15.07.2019г. исполнилось ... лет и им не произведена замена старого паспорта на новый, был представлен паспорт с датой выдачи 24.07.2013г. ; сведения об избирателе ФИО14, ***.рождения имеются сведения о снятии с регистрации по адресу <адрес> по решению суда согласно сведениям УВМ МВД по РБ. В отношении остальных сведений об избирателях о недостоверности сведений о месте регистрации, номеров паспорта не совпадающих с местом регистрации, представленным по сведениям УВМ МВД по РБ : ФИО15, ФИО16. ФИО17, ФИО18, ФИО19. ФИО20, ФИО21. ФИО22. ФИО23, в суде не подтвердились, так как из представленных нотариально заверенных копий паспортов в подписных листах, указаны сведения о месте регистрации избирателей согласно штампа о регистрации по месту жительства в паспортах и номера паспортов указаны в соответствии с номерами нотариально заверенных паспортов.
В отношении избирателя ФИО24. ***.рождения зарегистрированного по адресу г<адрес>, в сведениях представленных УВМ МВД по РБ указана фамилия ФИО32, что не соответствует действительности, опровергается представленным представителем истца надлежаще заверенной копией паспорта, где указана фамилия Намжилов.
В отношении избирателя ФИО2 ФИО33.рождения, зарегистрированного по адресу <адрес> согласно сведениям УВМ МВД по РБ указано отчество «ФИО34», что опровергается представленным представителем истца надлежаще заверенной копией паспорта избирателя, где отчество указано «ФИО35».
В отношении сборщика подписей ФИО3 ***.рождения зарегистрированной по адресу <адрес> установлено, что по сведениям УВМ МВД по РБ адрес указан г.<адрес>, что не соответствует сведениям содержащимся в нотариально заверенной копии паспорта ФИО3
При таких обстоятельствах, суд признает достоверными, представленные истцом подписные листы подписанные сборщиком подписей ФИО3. в количестве 51 листа и 12 подписей избирателей, итого 63 подписи, однако оставшиеся 229 недействительные подписи избирателей составляют значительно более 10% подписей собранные с нарушением, а также количество подписей, представленных кандидатом – ..., не соответствует установленному количеству подписей избирателей, необходимое для регистрации- ..., в связи с чем установленные в суде обстоятельства не влияют на решение комиссии об отказе в регистрации кандидату Бадмаеву М.Б..
Также, представителями административного истца в суде оспаривались заключения эксперта ..., мотивируя тем, что эксперт Свидетель №1. произвел экспертизу в неустановленном месте, не указал на использование Методических рекомендаций по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов, разработанных Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России и утвержденных на заседании Федерального межведомственного координационного методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям, в связи с чем невозможно достоверно установить какие именно подписи и подписные листы были предъявлены эксперту, соответствуют ли его выводы о недостоверности подписей фактически проверенным подписям, ходатайствовали о проведении повторной экспертизы с привлечением специалистов ФГБУ ЗЛСЭ.
Данные доводы административного истца суд признает необоснованными, не соответствующими закону.
Согласно пункта 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Судом установлено, что Рабочей группой Избирательной комиссии города Улан-Удэ была осуществлена проверка подписей в подписных листах в соответствии с требованиями закона, заключение эксперта дано экспертом Свидетель №1. работающим <данные изъяты>, имеющего высшее образование, и стаж работы по экспертной деятельности «Почерковедческая экспертиза» с 1999г. выводы эксперта были рассмотрены рабочей группой о чем указано в протоколах заседаний от 30.07.2019г. и 31.07.2019г.
В ходе судебного заседания судом были исследованы подписные листы, по которым было дано заключение эксперта и судом установлено, что подписные листы имеют механические повреждения допущенные при сшивании листов, что повлекло отсутствие возможности с достоверностью определить сведения об избирателях, в связи с чем в подписные листы были внесены исправления, при этом, данные исправления были внесены не избирателями подписавшими листы и не сборщиками подписей, о чем указано в заключении эксперта.
Допрошенный в суде эксперт Свидетель №1 подтвердил данные им заключения, а также пояснил, что экспертизы проводились по месту его работы по адресу г.<адрес>, о чем указано заключениях эксперта ... и ..., также им в заключении приведена вся литература, которая была использована им при даче заключения, указанные истцом Методические рекомендации он знает, но требований обязательного их указания в заключении эксперта не имеется.
В силу п.16, п.19 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ предоставление сброшюрованных и пронумерованных подписных листов в избирательные комиссии возложено на кандидата.
При таких обстоятельствах, у суда не имеются основания ставить под сомнение заключения эксперта, суд признает их допустимыми, относимыми и достоверными доказательствами в соответствии со ст. 60-61 КАС РФ.
Направление подписных листов для повторной проверки с привлечением экспертов ФГУ ЗЛСЭ для осуществления дачи заключения как по существу подписных листов и по методике, применяемой при проверке подписных листов законодательством не предусмотрено, в связи с чем, протокольным определением суда было отказано представителю истца в удовлетворении ходатайства.
Таким образом, суд исследовав подписные листы, ведомости проверки подписных листов, протокола заседаний Рабочей комиссии, итоговый протокол проверки подписных листов, заключения эксперта ... и ... ЭКЦ МВД по РБ Свидетель №1., по проверке подписных листов, проверив достоверность сведений об избирателях содержащихся в подписных листах на основании представленных административным истцом письменных доказательств, приходит к выводу о законности решения Избирательной комиссии города Улан-Удэ ... от 06.08.2019г. об отказе Бадмаеву М.Б, в регистрации кандидатом на должность мэра города Улан-Удэ.
Иных доводов, имеющих правовое значение и влекущих отмену решения избирательной комиссии представителями административного истца суду не представлено.
С учетом установленных судом обстоятельств при рассмотрении административного иска, суд в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления кандидата на должность мэра города Улан-Удэ Бадмаева М.Б, к Избирательной комиссии города Улан-Удэ о защите избирательных прав, полностью.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования кандидата на должность мэра города Улан-Удэ Бадмаева М.Б, к Избирательной комиссии города Улан-Удэ о защите избирательных прав, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ
Решение в окончательной форме принято 21.08.2019г.
Судья: И.П.Николаева