Дело № 2-64/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 мая 2024 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район», Красных Сергею Евгеньевичу, Скорикову Константину Константиновичу о признании договоров недействительными, применении последствий недействительности сделок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц и в публичных интересах МО «Улаганский район» обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», Красных С.Е., Скорикову К.К. о признании недействительными договора аренды земельного участка от 10.02.2021 года № 11 и договора об уступке прав по договору аренды от 03.04.2021 года, применении последствий недействительности сделок.
Заявленные требования мотивированы тем, что 10.02.2021 года между администрацией МО «Улаганский район» и Красных С.Е. заключен договор аренды, по которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельный участок для сельскохозяйственного использования общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Основанием для заключения договора являются пп.15 п.2 ст.39.6, пп.3 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, извещение о предоставлении земельного участка в газете от 05.10.2017 года № 40. Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ не предусмотрены случаи предоставления гражданину земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного за границами населенного пункта, для целей сельскохозяйственного использования без проведения торгов. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № не мог быть предоставлен Красных С.Е. без проведения торгов. Предоставление данного земельного участка в аренду сроком на <данные изъяты> лет является нарушением требований ст. 39.8 Земельного кодекса РФ. 03.04.2021 года права по договору аренды от 10.02.2021 года № 11 переданы Скорикову К.К. Характер и последовательность совершенных сделок, непродолжительный срок владения Красных С.Е. земельным участком, создало условия для последующего приобретения земельного участка в аренду в льготном порядке в отсутствие конкурентных процедур. Заключая договор аренды, Красных С.Е. заведомо не преследовал цели использования земельного участка по целевому назначению, сельскохозяйственную деятельность не вел. Администрация МО «Улаганский район», достоверно зная об указанных обстоятельствах и отсутствии оснований для передачи земельного участка в аренду, совместно с Красных С.Е. действовала вопреки интересам РФ, не осуществляла контроль за использованием земельного участка по целевому назначению. Оспариваемый договор аренды заключен с нарушением требований ст.39.6, 39.16 Земельного кодекса РФ, в обход установленной процедуры предоставления, что нарушает права РФ, как собственника имущества и неопределенного круга лиц. Ничтожность договора аренды влечет недействительность договора уступки.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Росреестра по Республике Алтай, Красных Н.Ю., Скорикова А.Н., нотариус Бачимова Э.Г.
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Улаганский район» Тондоева Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в 2021 году все участки для сельскохозяйственного использования предоставлялись без проведения торгов.
Представитель ответчика Скорикова К.К. Наздрюхина Ю.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что на момент заключения договора аренды Красных С.Е. являлся индивидуальным предпринимателем, при указании срока аренды в договоре допущена описка.
Ответчик Красных С.Е., представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Алтай, третьи лица Красных Н.Ю., Скорикова А.Н., нотариус Бачимова Э.Г. о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении и возражения в суд не поступали. Ответчик Красных С.Е. ранее в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.10 ФЗ РФ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
В соответствии с п.1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ (в ред. от 29.07.2017 года № 217-ФЗ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.39.18 ЗК РФ (в ред. от 29.07.2017 года № 217-ФЗ) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп.3 п.8 ст.39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 26.12.2018 года № 817 из земель запаса образован земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; утверждена схема земельного участка с координатами поворотных точек полностью соответствующими сведениям, указанным в выписке из ЕГРН.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли запаса, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет 09.01.2019 года с присвоением кадастрового номера №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно ответу Филиала ППК «Роскадастр» от 24.04.2024 года постановка данного участка на государственный кадастровый учет произведена на основании постановления администрации МО «Улаганский район» от 26.12.2018 года № 817, в связи с чем, ошибочно представленное постановление администрации МО «Улаганский район» от 11.10.2018 года № 601 об образовании земельного участка площадью № кв.м. в кадастровом квартале № с разрешенным видом использования - рекреация, с обеспечением доступа через земельный участок с кадастровым номером № (Кош-Агачский район) не принимается судом в качестве доказательства по настоящему делу.
08.07.2019 года на основании постановления администрации МО «Улаганский район» от 30.05.2019 года № 431 земельный участок с кадастровым номером № переведен из категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения».
22.12.2020 года на основании постановления администрации МО «Улаганский район» от 14.12.2020 года № 807 вышеуказанному земельному участку установлен вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование.
Заявления Красных С.Е. о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо о предоставлении земельного участка в аренду администрацией МО «Улаганский район» не предоставлены, что подтверждается ответами на запросы.
10.02.2021 года между МО «Улаганский район» (арендодатель) и Красных С.Е. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду на срок с 10.02.2021 года по 10.02.2041 года земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях сельскохозяйственного использования, общей площадью № кв.м. Пунктом 4.3.2 договора предусмотрено право арендатора с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.
05.04.2021 года администрацией МО «Улаганский район» дано согласие на передачу Скорикову К.К. прав и обязанностей по договору аренды от 10.02.2021 года.
На основании договора об уступке прав от 03.04.2021 года, зарегистрированного в ЕГРН 08.04.2021 года, Красных С.Е. передал Скорикову К.К. право аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>, предоставленного для сельскохозяйственного использования.
14.11.2022 года спорный земельный участок переведен из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов», что подтверждается постановлением администрации МО «Улаганский район» от 14.10.2022 года № 979.
01.04.2023 года на основании постановления администрации МО «Улаганский район» от 27.03.2023 года № 304 земельному участку с кадастровым номером № вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» изменен на вид «рекреация».
Согласно преамбуле оспариваемый договор аренды от 10.02.2021 года заключен на основании пп.15 п.2 ст.39.6, пп.3 п.8 ст.39.8 Земельного кодекса РФ, извещения о предоставлении земельного участка в газете «Улаганнын солундары» № 40 от 05.10.2017 года.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для применения положений пп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ о предоставлении земельного участка без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а также пп.3 п.8 ст.39.8 Земельного кодекса РФ о заключении договора аренды земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства на срок <данные изъяты> лет, поскольку земельный участок с кадастровым номером № находится за пределами населенного пункта, что подтверждается ответом МКУ «Отдел архитектуры и градостроительства МО «Улаганский район» от 20.02.2024 года.
Кроме того, договор аренды земельного участка заключен между администрацией МО «Улаганский район» и физическим лицом Красных С.Е. и не содержит сведений о предоставлении земельного участка Красных С.Е., как главе крестьянского (фермерского) хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Доводы ответчика Красных С.Е. о надлежащем информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка отклоняются судом, поскольку в газете «Улаганнын солундары» от 05.10.2017 года № 40 извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № отсутствует.
Доводы ответчиков о том, что спорный земельный участок предоставлен в аренду в соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, проведение торгов не требуется, опровергаются преамбулой договора аренды земельного участка от 10.02.2021 года.
Как следует из пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Из пункта 1.1. договора аренды земельного участка от 10.02.2021 года усматривается, что арендодателем без проведения торгов арендатору предоставлен земельный участок с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года № П/0412.Согласно описанию вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» оно включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20.
Из наименований указанных кодов следует, что к ним относятся: растениеводство (1.1), выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур (1.2), овощеводство (1.3), выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур (1.4), садоводство (1.5), виноградарство (1.5.1), выращивание льна и конопли (1.6), животноводство (1.7), скотоводство (1.8), звероводство (1.9), птицеводство (1.10), свиноводство (1.11), пчеловодство (1.12), рыбоводство (1.13), научное обеспечение сельского хозяйства (1.14), хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (1.15), ведение личного подсобного хозяйства (1.16), питомники (1.17), обеспечение сельскохозяйственного производства (1.18), сенокошение (1.19), выпас сельскохозяйственных животных (1.20).
Таким образом, условия договора предусматривают любой из видов сельскохозяйственного использования земельного участка, а не только для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества, как того требует пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.
На момент заключения спорного договора подпунктом 12 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ предусматривалось заключение договора аренды земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества на срок не более чем три года. Вместе с тем, договор аренды с Красных С.Е. заключен на срок <данные изъяты> лет, о чем было известно сторонам при подписании, следовательно, договор аренды не касался сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
Несостоятельным является и довод о том, что земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Согласно п.3 указанной статьи полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В соответствии с ч.5 ст.4 вышеуказанного федерального закона максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
В определении от 28.01.2021 года № 124-О Конституционный Суд РФ указал, что данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
В силу ст.2 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 года № 67-РЗ «Об установлении максимального размера общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства граждан в Республике Алтай» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 га.
Из договора аренды земельного участка от 10.02.2021 года следует, что площадь предоставленного земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает максимальный размер общей площади, при этом цель предоставления земельного участке не содержит указания, что он предоставлялся для ведения личного подсобного хозяйства.
Доказательств того, что ответчику мог быть предоставлен в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок большей площадью, материалы дела не содержат.
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 26.12.2018 года № 817 предварительно согласовано предоставление заявителю Красных С.Е. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из земель запаса. Данное постановление противоречит ст.103 Земельного кодекса РФ, согласно которой к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, при этом использование земель запаса до их перевода в другую категорию запрещено. Кроме того, на момент заключения договора аренды земельного участка от 10.02.2021 года № 11 срок действия постановления администрации МО «Улаганский район» от 26.12.2018 года № 817 о предварительном согласовании предоставления земельного участка истек (п.14 ст.39.15 Земельного кодекса РФ).
Суд критически оценивает доводы ответчика Красных С.Е. о приобретении права аренды на земельный участок в связи с необходимостью выпаса скота, наличием личного подсобного хозяйства в виде лошадей и пчелосемей, а также статуса индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности – пчеловодство медового направления, поскольку оспариваемый договор аренды заключен сторонами на основании пп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ и не содержит сведений о предоставлении земельного участка для выпаса сельскохозяйственных животных или ведения личного подсобного хозяйства.
Ссылка ответчика Красных С.Е. на п.6 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусматривающий предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами, на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет, не принимается судом ввиду того, что доказательства отнесения земельного участка к оленьим или отгонным пастбищам отсутствуют; постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 года № 239 Улаганский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
При рассмотрении настоящего иска суд отклоняет доводы ответчика Красных С.Е. о получении земельного участка в качестве многодетной семьи, как не относящиеся к предмету спора, поскольку закон Республики Алтай от 10.11.2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» касается случаев однократного бесплатного предоставления земельного участка в собственность, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет при их соответствии установленным требованиям.
Доводы ответчиков о технических ошибках (описках), допущенных специалистом администрации МО «Улаганский район» при указании в договоре ссылок на пп.15 п.2 ст. 39.6, пп.3 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ и срока аренды (<данные изъяты> лет), не принимаются судом в силу того, что предоставление земельного участка в аренду носит заявительный характер, при этом Красных С.Е. ознакомился и лично подписал договор аренды, согласившись со всеми указанными в нем условиями, после чего 03.04.2021 года Красных С.Е. и Скориков К.К. оформили нотариально удостоверенный договор об уступке прав.
Поскольку оснований для заключения договора аренды от 10.02.2021 года без проведения торгов, предусмотренных пп.15 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, не имелось, суд находит доводы прокурора о нарушении процедуры заключения договора аренды обоснованными.
В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 постановления Пленума № 25).
Несоблюдение явно выраженного законодательного запрета на передачу в аренду без проведения торгов находящегося в муниципальной собственности земельного участка, в отсутствие на то специального основания (исключения), и в предпочтительном порядке конкретному лицу, очевидно нарушает публичные интересы, поскольку устраняет конкуренцию, ограничивает права неопределенного круга лиц, свидетельствует о ненадлежащем осуществлении органом местного самоуправления публичных полномочий, в том числе по распоряжению собственностью муниципального образования, составляющей экономическую основу местного самоуправления.
Оценивая имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не соблюдена установленная действующим законодательством процедура предоставления в аренду Красных С.Е. спорного земельного участка, что нарушает публичные интересы и является основанием для признания договора аренды ничтожным.
Поскольку право аренды земельного участка получено с нарушением закона, а в силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, то последующая сделка передачи прав и обязанностей по договору аренды также подлежит признанию недействительной (ничтожной).
Применяя последствия недействительности сделок, суд на основании п. 2 ст. 167 ГК РФ находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в части возвращения спорного земельного участка уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район».
В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, что является основанием для удовлетворения искового заявления в полном объёме.
При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда (часть 3 статьи 144 ГПК РФ).
В силу подп. 9 п.1 статьей 333.36 НК РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подп.1.1 п. 1 ст.333.39 НК РФ администрация МО «Улаганский район» освобождена от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Следовательно, с ответчиков Красных С.Е. и Скорикова К.К., не освобожденных от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в бюджет МО «Улаганский район» государственная пошлина в размере 300 руб. с каждого, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696), Красных Сергею Евгеньевичу (СНИЛС 075-638-280 95), Скорикову Константину Константиновичу (СНИЛС № о признании договоров недействительными, применении последствий недействительности сделок удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № 11 от 10.02.2021 года, заключенный между администрацией МО «Улаганский район» и Красных Сергеем Евгеньевичем.
Признать недействительным (ничтожным) договор об уступке прав по договору аренды земельного участка от 03.04.2021 года, заключенный между Красных Сергеем Евгеньевичем и Скориковым Константином Константиновичем.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка № 11 от 10.02.2021 года, договора об уступке прав по договору аренды земельного участка от 03.04.2021 года, путём передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым номером № уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район».
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве аренды Скорикова Константина Константиновича на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Меры по обеспечению иска, наложенные определением судьи от 18.01.2024 г., в виде запрета ответчикам совершать любые сделки с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, в том числе отчуждать, передавать в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование третьим лицам, совершать действия по разделу земельного участка; запрета Управлению Росреестра по Республике Алтай осуществлять любые регистрационные действия с земельным участком с кадастровым номером №, сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.
Взыскать с Красных Сергея Евгеньевича в бюджет МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Взыскать со Скорикова Константина Константиновича в бюджет МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи жалобы, представления через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Решение суда в окончательной форме принято 07 мая 2024 года.
Председательствующий Е.В. Айманова