Дело № 2-350/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пыть-Ях 23 июня 2021 года
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Старшиновой Н.В.
при секретаре Садовском А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нигматуллиной В.З. к МКУ Администрация города Пыть-Яха о признании права на избранный способ расселения временного строения в рамках муниципальной программы,
установил:
Нигматуллина В.З. обратилась в суд к администрации города Пыть-Яха с иском о признании права на избранный способ расселения временного строения в рамках муниципальной программы в виде предоставления для проживания жилого помещения коммерческого муниципального жилищного фонда с правом последующего выкупа в рамках муниципальной программы по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов). Исковые требования мотивированы тем, что она с 1991 года истец проживает в временном строении (балке), расположенном по адресу: г. Пыть-Ях. Занимаемое ею строение включено в перечень строений, подлежащих ликвидации в рамках мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы II «Содействие развитию жилищного строительства» (Приложение №2 к муниципальной программе «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе») однако письмом ей было отказано в признании участником мероприятия по причине отсутствия сведений о прохождении инвентаризации по состоянию на 01.01.2012. С данным отказом истец не согласна, полагает, что имеет право на участие в мероприятии со способом расселения временного строения путем предоставления для проживания жилого помещения коммерческого муниципального жилищного фонда, поскольку временное строение с рождения является для неё постоянным местом жительства, факт проживания подтвержден документально, в 2012 не прошла инвентаризацию по причине временного отсутствия, находясь на работе в г. Ханты-Мансийске.
В судебном заседании истец Нигматуллина В.З. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Чернокоз А.В. в судебном заседании с доводами искового заявления не согласна, суду пояснила, что по условиям муниципальной программы участником мероприятия может быть признан гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в перечень строений, подлежащих ликвидации и прошедший инвентаризацию по состоянию на 01.01.2012. Единственным основанием для отказа в признании истца участником мероприятия явилось отсутствие сведений о прохождении инвентаризации. Данный отказ считает обоснованным, поскольку истец не соответствует условиям муниципальной программы.
Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ч.6 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - государственная программа).
Пунктом 55 приложения № 9 к государственной программе установлен механизм предоставления социальных выплат гражданам, включенным органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реестры строений на 1 января 2012 года, являющимся участниками программ (подпрограмм, мероприятий) муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.
В соответствии с пунктом 55.2 вышеуказанного приложения к государственной программе порядок, размер и условия предоставления социальных выплат участникам мероприятия устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ч.3 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Руководствуясь ст.33 Устава города Пыть-Яха глава города Пыть-Яха, в пределах своих полномочий, издает постановления администрации города Пыть-Яха по вопросам местного значения.
В настоящее время на территории муниципального образования действует муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденная постановлением администрации города Пыть-Ях от 10.12.2018 №429-па (с изменениями, внесенными постановлением администрации города Пыть-Ях от 18.06.2021 №256-па). В рамках этой программы осуществляются мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях.
Пункт 2 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» (далее Механизм) подпрограммы II «Содействие развитию жилищного строительства» (Приложение №2 к муниципальной программе «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе») определяет понятийный аппарат правового акта, в котором указывает, что участником мероприятия является признанный таковым гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях на 01.01.2012 и прошедший инвентаризацию (по состоянию на 01 января 2012 года).
Местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт места жительства в приспособленном для проживания строении может быть установлен в судебном порядке.
Членом семьи участника программы признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие совместно с участником мероприятия: его супруг (супруга), родители, дети и другие родственники, постоянно проживающие в г. Пыть-Ях с даты не позднее 1 января 2012 года. При этом степень родства определяется на основании подтверждающих документов (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении) по состоянию на 01 января 2012 года.
Период проживания членов семьи определяется исходя из наиболее ранней даты вселения по месту жительства в строение одного из членов семьи.
Пунктами 4.1-4.1.4 Механизма определены способы расселения участников мероприятия, местом жительства которых является занимаемое строение, в том числе на основании судебного акта об установлении факта места жительства в строении.
Способ расселения участников мероприятия, для которых приспособленное для проживания строение не является местом жительства, определен пунктами 4.2, 4.2.1 Механизма, для таких граждан предоставляются для проживания жилые помещения коммерческого муниципального жилищного фонда.
Согласно п.4.2.1 Механизма жилые помещения коммерческого муниципального жилищного фонда предоставляются для проживания участникам мероприятия, использующим для проживания строения, включенные в перечень строений, подлежащих ликвидации, а также участникам мероприятия, имеющим право на получение субсидии, заявившимся на участие в мероприятии после 01.12.2020 либо не реализовавшим свое право указанным способом до 15.12.2020, а также участникам мероприятия, отказавшимся от реализации права путем получения субсидии.
Таким образом, муниципалитет в рамках разработанной им муниципальной программы, определил возможный круг её участников и способ расселения временных строений в зависимости от того является или нет занимаемое строение их местом жительства и от периода вселения граждан в приспособленное для проживания строение (до 1995 г./после 1995 г.), а также от времени проживания на территории муниципального образования.
В соответствии с п.п.3.6, 3.6.2 Механизма уполномоченный орган принимает решение об отказе в признании заявителя участником мероприятия в случае, если заявитель не прошел инвентаризацию по состоянию на 1 января 2012 года, а также не соответствует требованиям, указанным в абзаце 2 пункта 1 настоящего механизма.
Согласно абз.2 п.1 Механизма в случае отсутствия сведений (акта инвентаризации) о проживающих в строении гражданах по состоянию на 01.01.2012, граждане могут быть признаны участниками программных мероприятий при совокупности следующих условий: наличия сведений, что занимаемое строение является местом жительства гражданина (для граждан, претендующих на получение субсидии; прохождение инвентаризации в более ранние периоды; фактическое проживание в занимаемом строении в настоящее время.
Исследованные в судебном заседании письменные доказательства: копия свидетельства о рождении Хабибуллиной В.З.; копия трудовой книжки Хабибуллиной В.З.; копия свидетельства о заключении брака; копия свидетельства о смерти; копия свидетельства о смерти; копия выписки из алфавитной книги записи учащихся Хабибуллиной В.З.; копия выписки из алфавитной книги записи учащихся Хабибуллиной В.З.; копия сообщения БУ ХМАО - Югры о периоде обслуживания и лечения Хабибуллиной В.З.; копия бухгалтерской справки МУП о начислении и оплаты за пользование коммунальными услугами; копия акта обследования строения (балка) приспособленного для временного проживания; копия справки МУП о регистрации; копия распоряжения администрации г. Пыть-Яха об отказе в признании участниками мероприятия; копия ответа администрации г. Пыть-Яха об отказе Нигматуллиной В.З. в признании участниками мероприятия; копия ответа на обращения администрации г. Пыть-Яха Нигматуллиной В.З., об отказе в признании участниками мероприятия; копия анкеты лиц, проживающих в непригодном для жилья помещении; копии квитанций; копия технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям ОАО; копия ответа Главы г. Пыть-Яха о регистрации по месту жительства; копия предписания МУП "УГХ";УГХ» копия договора на предоставление холодной, горячей воды, тепловой энергии; копия дополнительного соглашения к договору на предоставление холодной, горячей воды, тепловой энергии; копия акта проверки использования земельного участка; копия протокола заседания общественной комиссии по реализации мероприятия "Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений" уведомление об отсутствии в ЕГРН; выписка из ЕГРН; копия распоряжения Главы г. Пыть-Яха «О проведении мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих во временных строениях на территории г. Пыть-Яха» с приложением, объяснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности, позволяют суду сделать вывод о том, что временное строение, расположенное по адресу: г. Пыть-Ях, включено органом местного самоуправления в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих ликвидации. Истец на момент проведения инвентаризации и до настоящего времени использует временное строение для своего постоянного проживания. Отсутствие сведений о прохождении инвентаризации в данном случае не может являться основанием к отказу в иске, поскольку на момент проведения инвентаризации истец отсутствовала в строении временно, кроме того, акт о не проживании истца на момент проведения инвентаризации органом местного самоуправления не составлялся.
Исходя из целей муниципальной адресной программы, принимая во внимание, что истец постоянно проживает в строении, приспособленном под жилье, включенном органом местного самоуправления в реестр строений на 1 января 2012 года, которое по условиям муниципальной адресной программы не является для истца местом жительства, суд считает, что истец имеет право на расселение временного строения путем предоставления для проживания жилого помещения коммерческого муниципального жилищного фонда.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 6,12,56,57,69,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Нигматуллиной В.З. к МКУ Администрация города Пыть-Яха о признании права на избранный способ расселения временного строения в рамках муниципальной программы - удовлетворить.
Признать право Нигматуллиной В.З. на участие в мероприятии «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства» муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации г. Пыть-Ях №429-па от 10.12.2018 с последующими изменениями, со способом расселения в виде предоставления для проживания жилого помещения коммерческого муниципального жилищного фонда с правом его последующего выкупа.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 июня 2021 года.
Председательствующий судья (подпись) Н.В. Старшинова
у