Решение по делу № 21-308/2022 от 15.03.2022

Судья Матюшева Е.П.                                                                    Дело № 21-308/2022

(номер дела в суде

первой инстанции 12-983/2021)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 апреля 2022 года                                                        город Севастополь

    Судья Севастопольского городского суда Бояринова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<адрес>) жалобу защитника ГУП РФ «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» Ткаченко М. Г. на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 декабря 2021 года, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08 апреля 2021 года и постановление ведущего специалиста – экспертом Крымского отдела государственного надзора на море, инспектора Подрез В. Т./ПР/2021 от 19 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП РК Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт»,

установил:

    постановлением ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море, инспектором Подрез В. Т. /ПР/2021 от 19 февраля 2021 года юридическое лицо ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

    Решением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от ДД.ММ.ГГГГ, постановление по делу об административном правонарушении /ПР/2021 от 19 февраля 2021 года в отношении ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» оставлено без изменения.

    Не согласившись с постановлением должностного лица от 19 февраля 2021 года и решением должностного лица от 08 апреля 2021 года защитник ГУП РК «Крымские морские порты «»Ялтинский торговый порт» Ткаченко М.Г. подала жалобу в Арбитражный суд Республики Крым.

    Определением Арбитражного Суда Республики Крым от 27 мая 2021 года дело направлено в Верховный Суд Республики Крым для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.    Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 30 июня 2021 года материалы дела по жалобе направлены в Гагаринский районный суд города Севастополя для рассмотрения по подсудности.

    Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 декабря 2021 года постановление должностного лица от 19 февраля 2021 года /ПР/2021 и решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08 апреля 2021 года оставлены без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, защитник ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» Ткаченко М.Г. подала в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит решение судьи районного суда от 06 декабря 2021 года, постановление по делу об административном правонарушении от 19 февраля 2021 года и решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08 апреля 2021 года отменить, производство по административному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указывает на то, что решение принято без полного исследования доказательств вины. Так, требования к учёту в области обращения с отходами до 01 января 2021 года были установлены Порядком учёта в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами». Однако указанный Порядок с 01 января 2021 года утратил силу. С 01 января 2021 вступил в силу и действует до 01 января 2027 года новый Порядок, утверждённый приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028. В соответствии с пунктом 11 Порядка данные учёта начиная с 01 января 2021 года, обобщаются по итогам очередного календарного года в срок не позднее 25 января следующего за отчётным периодом.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, привлечение к административной ответственности за то, что в истекшем на момент завершения проверки периоде 2020 года не велся учёт отходов в соответствии с нормами приказа Минприроды № 712, а именно не велся учет по приложению 2 и приложению 3, а также учёт по приложению 4 за 2 квартал 2019 года осуществляется по полугодию и по финалу в целом, а не по подразделению отдельно и не ежеквартально, нельзя признать правомерным.

На основании указанных обстоятельств, считает отсутствует состав административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по административному правонарушению, ГУП РФ «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» Ткаченко М.Г жалобу по доводам в ней указанным поддержала, просила отменить решение судьи Гагаринского районного суда от 06 декабря 2021 года и постановление по делу об административном правонарушении от 19 февраля 2021 года, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08 апреля 2021 года, прекратив производство по административному делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении не явилось, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Диспозицией части 10 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Из материалов дела следует, что в период с 10 ноября 2020 года по 16 декабря 2020 года на территории Республики Крым и прилегающей акватории Черного моря Чсрноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 30 октября 2020 № 270-КНД проведена плановая выездная проверка Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» (далее - ГУП РК «КМП») (по адресам: 298312, <адрес>, <адрес>, <адрес>, (объект HBOC: МЛ-0291-003701-П., филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» Грузовой порт), <адрес>, <адрес> (объект HBOC:    МЛ-0291-003693-Г1, филиал Государственного унитарного предприятия Республика Крым «Крымские морские порты» Пассажирский порт), объекты II -ой категории, категория риска - высокая (2).

    По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 16 декабря 2020 года № 008/05/270/1IP/2020.

Требования к учету в области обращения с отходами на момент проведения проверки регулировались положениями Порядка учета в обрасти обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в обращения с отходами».

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Пунктом 7 предусмотрено, что данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

      В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 19 Федерального закона 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 3, 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказ Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ГУП РК «КМП» на объекте HBOC: МЛ-0291-003693-П, филиал Государственного унитарного предприятия Республика Крым «Крымские морские порты» Пассажирский порт, не ведется учет отходов в соответствии с нормами приказа Минприроды №712, в истекшем на момент завершения проверки периоде 2020 года не ведется учет отходов в соответствии с нормами приказа Минприроды № 712, а именно не ведется учет по приложению 2 и приложению 3, а также учет по приложению 4 за 2 квартал 2019 года осуществлялся по полугодию и по филиалу в целом, а не по подразделению отдельно и не ежеквартально.

04 февраля 2021 года ведущим специалистом-экспертом Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. в отношении ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» составлен протокол об административном правонарушении по признакам части 10 статьи 8.2 КоАП РФ из которого следует, что Предприятие в нарушение статьи 19 Федерального закона 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3, 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказ Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт», в истекшем на момент завершения проверки периоде 2020 года не ведется учет отходов в соответствии с нормами приказа Минприроды № 712, а именно не ведется учет по приложению 2 и приложению 3, а также учет по приложению 4 за 2 квартал 2019 года осуществлялся по полугодию и по филиалу в целом, а не по подразделению отдельно и не ежеквартально (л.д.17-26 дела № 038/05/270/ПР/2021).

Постановлением ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Подрез В.Т. от 19 февраля 2021 года ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

С данной квалификацией действий ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» судья Гагаринского районного суда города Севастополя согласился.

Однако с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьёй 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В силу части 1 и части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьёй 19 Закона № 89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Требования к учету в области обращения с отходами до 01 января 2021 года были установлены Порядком учета в области обращения с отходами, утв. приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

В соответствии с пунктом 6 Порядка, данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

В соответствии с пунктом 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 (действовавшего до 01 января 2021 года), данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Однако Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721, с 01 января 2021 года утратил силу.

С 1 января 2021 г. вступил в силу и действует до 1 января 2027 г. новый Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года № 1028.

В соответствии с пунктом 11 Порядка № 1028 данные учета начиная с01 января 2021 года обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, привлечение ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» к административной ответственности за то, что в истекшем на момент завершения проверки периоде 2020 года не велся учет отходов в соответствии с нормами приказа Минприроды № 712, а именно не велся учет по приложению 2 и приложению 3, а также учет по приложению 4 за 2 квартал 2019 года осуществлялся по полугодию и по филиалу в целом, а не по подразделению отдельно и не ежеквартально, нельзя признать правомерным.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление ведущего специалиста-эксперта Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Подреза В.Т. от 19 февраля 2021 года, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08 апреля 2021 года и решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 декабря 2021 года, подлежат отмене, а производство по данному делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием в действиях ГУП РК «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» состава правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу защитника ГУП РФ «Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт» Ткаченко Марии Георгиевны удовлетворить.

Постановление ведущего специалиста – эксперта Крымского отдела государственного надзора на море, инспектором Подрез В. Т. № 038/05/270/ПР/2021 от 19 февраля 2021 года, решение старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08 апреля 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГУП РК Крымские морские порты «Ялтинский торговый порт», отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                                Е.В. Бояринова

21-308/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ГУП РК "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт"
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Орлова Светлана Васильевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
17.03.2022Материалы переданы в производство судье
15.04.2022Судебное заседание
15.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее