Дело № 12-54/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 12 февраля 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Митькова М.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, директора МУП «Водоканал» Кутырева А.В. Александровой Е.И., действующей на основании доверенности, старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл Киселева А.Б., представителя Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Киселевой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе и.о. директора МУП «Водоканал» Кутырева А.В. на постановление по делу об административном правонарушении № от 18 декабря 2018 года, которым
Кутырева А.В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Марий Эл, зарегистрированный по адресу: <адрес> Эл, <адрес>Б, <адрес>, работающий и.о. директора МУП «Водоканал», ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
привлечен к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела мониторинга, государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл – старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл № от 18 декабря 2018 года и.о. директора МУП «Водоканал» Кутырев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо и.о. директора МУП «Водоканал» Кутырев А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил вышеуказанное постановление признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ. В обоснование жалобы указал, что постановление является незаконным, поскольку он не может отвечать в полном объеме за действия иных должностных лиц, руководивших МУП «Водоканал» с 2010 года по 20 августа 2018 года. Полагает, что ведение в настоящее время строительства предприятием полигона для размещения иловых осадков, а также неустановление причинения ущерба, небольшой срок нахождения в должности исполняющего обязанности директора должны быть учтены в качестве смягчающих обстоятельств с применением устного замечания.
В судебное заседание должностное лицо Кутырев А.В. не явился, в заявлении просил рассмотреть жалобу с участием его представителя.
Защитник должностного лица Кутырева А.В. по доверенности Александрова Е.А. в судебном заседании жалобу поддержала, указав, что Кутырев А.В. вину в совершении данного административного правонарушения признает, не оспаривает законность принятого постановления, просит учесть, что после окончания срока договора в 2010 году Администрацией города не был решен вопрос по предоставлению другого места под размещение иловых осадков, несмотря на неоднократные обращения со стороны МУП «Водоканал», в настоящее время ведется разработка проекта за счет средств МУП «Водоканал». Просила учесть, что правонарушение является длящимся, имевшее место при частой смене директоров предприятия.
Представители Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Киселев А.Б., Киселева О.В. в судебном заседании просили постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу Кутырева А.В. без удовлетворения по доводам, изложенным в возражениях на жалобу, возражая против применения ст. 2.9 КоАП РФ. Также пояснили, что в обязанности Кутырева А.В. в должности главного инженера МУП «Водоканал» также входило исполнение указанных вопросов.
Выслушав мнение участников процесса, изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, предусмотрена административная ответственность.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, составляют действия по самовольному занятию лесного участка, то есть действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени и других условий. В частности, действие может состоять в эксплуатации ресурсов, с нарушением прав иных лиц, имеющих право на общее беспрепятственное использование природных объектов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса земли лесного фонда и лесные участки в их составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 03 декабря 2018 года в 10 часов 30 минут при выполнении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков № от 03 декабря 2018 года государственным лесным инспектором Республики Марий Эл обследованы лесные участки на территории Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества, в ходе которого установлено, что в кварталах 103 и 104 Кортинского лесничества производится сливание иловых осадков с очистных сооружений г. Йошкар-Ола, которое осуществляет МУП «Водоканал», площадью участка 6,09 га. Разрешительных документов на использование указанного выше участка МУП «Водоканал» не представило.
Установлено, что ранее данный участок с 2005 года на основании договора № на проведение работ в государственном лесном фонде от 10 августа 2005 года, заключенного между ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет» и МУП «Водоканал», сроком на 5 лет был предоставлен для депонирования иловых осадков с очистных сооружений г. Йошкар-Ола. Договор прекратил свое действие 31 декабря 2009 года.
Из материалов дела установлено, что лесной участок в кварталах 103, 104 Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества является собственностью Российской Федерации.
По состоянию на 03 декабря 2018 года лесной участок в кварталах 103, 104 Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества для сливания иловых осадков с очистных сооружений г. йошкар-Ола МУП «Водоканал» не предоставлялся.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В соответствии с уставом МУП «Водоканал» директор осуществляет общее руководство деятельностью предприятия. На основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» № от 20 августа 2018 года на Кутырева А.В. с 21 августа 2018 года возложено исполнение обязанностей директора МУП «Водоканал».
На основании вышеизложенного, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, пришло к правильному выводу о том, что отсутствие должного контроля со стороны и.о. директора МУП «Водоканал» Кутырева А.В. при осуществлении деятельности предприятия привело к использованию лесного участка в кварталах 103, 104 Кортинского лесного участка Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества без каких-либо специальных разрешений на использование земельного участка.
Факт нарушения указанных требований закона подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получены в соответствии с требованиями закона и в силу этого являются допустимыми. Оснований сомневаться в достоверности фактических данных, изложенных в указанных материалах дела, не имеется. Мотивированная оценка доказательств приведена в постановлении и оснований для признания ее неправильной не имеется.
Таким образом, вывод о наличии вины и.о. директора МУП «Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, является правильным.
При этом не имеют правового значения ссылки должностных лиц о наличии обязанности Кутырева А.В. при осуществлении должностных полномочий в качестве главного инженера МУП «Водоканал» следить за использованием природных ресурсов, поскольку в данном случае указанное лицо привлечено в качестве руководителя предприятия.
Из представленных материалов следует, что с 2007 года МУП «Водоканал» обращалось в администрацию города Йошкар-Ола с просьбой об оказании помощи по выделению места под полигон депонирования иловых осадков сточных вод.
Доказательств, подтверждающих принятие и.о. директора МУП «Водоканал» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, так и доказательств отсутствия возможности, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в настоящее судебное заседание при рассмотрении жалобы не представлено.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения подлежат отклонению как не основанные на законе.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из характера административного правонарушения, его направленности, совершенное и.о. директора МУП «Водоканал» Кутыревым А.В. административное правонарушение не является малозначительным. Кроме того, административное правонарушение, предусмотренное ст.7.9 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
В целом доводы жалобы направлены на иную оценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, не опровергают наличие в действиях и.о. директора МУП «Водоканал» Кутырева А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Постановление о привлечении и.о. директора МУП «Водоканал» Кутырева А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено.
При установленных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного должностному лицу наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1).
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства (привлечение к административной ответственности впервые, признание вины), учитывая небольшой срок нахождения в должности руководителя предприятия при совершении правонарушения, носящего длящийся характер с 2010 года, предпринимаемые под руководством Кутырева А.В. МУП «Водоканал» меры по строительству полигона размещения иловых осадков, а также принимая во внимание отсутствие сведений об имущественном ущербе в рамках данного административного дела, исходя из общих принципов права, следуя цели назначения административного наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений, полагаю возможным заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл № от 18 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ, в отношении исполняющего директора МУП «»Водоканал» Кутырева А.В. изменить в части назначенного наказания, заменив административный штраф в размере 50000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Марий Эл № от 18 декабря 2018 года оставить без изменения
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.В. Митькова