Решение по делу № 2-6036/2019 от 12.11.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-6036/2019 19 декабря 2019 года

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Хлопиной О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,

установил:

первый заместитель прокурора г. Архангельска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – ГБУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы») об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, ссылаясь на то, что у ответчика проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в результате которой в зданиях, расположенных по адресу г.Архангельск <адрес>, и <адрес>, выявлены грубые нарушения действующего законодательства. Первоначально установленные нарушения выявлены при проведении проверки 30 августа 2018 года, 10 декабря 2018 года вынесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности, однако требования об устранении нарушений не исполнены. На основании изложенного истец просил обязать ответчика в срок до 30 июня 2020 года устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью граждан, а именно:

-     в здании учреждения по адресу: г. Архангельск, <адрес>:

В нарушение п. 33 ППР, п.п. 6.27, 6.13* СНиП 21-01-97*; п.п. 7.1.11, 4.3.4 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов в указанном здании не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов: на втором этаже у эвакуационного выхода оборудован кабинет (выполнены перегородка и дверь, в выделенном помещении установлена мебель), при этом нарушено проектное решение по естественному освещению путей эвакуации, а также ширине горизонтальных участков путей эвакуации - менее 1,0 метра (по факту 0,67 м).

-     в здании учреждения по адресу: г. Архангельск, <адрес>:

В нарушение п. 61 ППР; п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010; п.п. 4.2.4.3, 5.2.4.3, 6.2.4.1, 7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012; ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ при достижении систем противопожарной автоматики (АУПС и СОУЭ) и ее составными частями (извещатели пожарные, оповещатели пожарные, приборы управления пожарные, источники бесперебойного электропитания) предельного состояния (срока службы) не принято своевременных мер к выводу из эксплуатации или списанию и созданию новой системы (АУПС и СОЭУ смонтирована в 2006 году – срок службы приборов не более 10 лет).

В нарушение п. 61 ППР в помещениях 2-го и части 3-го этажа здания извещатели не подключены к автоматической установке пожарной сигнализации (шлейфы сигнализации и соединительные линии оповещения имеют обрывы, частично демонтированы).

В нарушение п. 3.4 СП 3.13130.2009; п.п. 13.14.3, 13.15.2 СП 5.13130.2009 автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.

В нарушение п. 61 ППР; п. 7.20, п. 6.24 СП 7.13130.2013, п. 12.4 СНиП 41-01-2003 в здании не предусмотрено при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации отключение системы вентиляции и кондиционирования.

В нарушение п. 3.9 НПБ 104-03 провода и кабели соединительных линий СОУЭ приложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания.

В нарушение п. 24 ППР эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний ГБУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы » не проводятся (не реже 1 раза в 5 лет).

В нарушение п. 21 ППР; п. 7.1 СНиП 21-01-97*; раздел II п. 10.1 МСД 21-1.98 не произведена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций (стропил и обрешетки) чердачного помещения.

Помощник прокурора г. Архангельска Иванова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности создают реальную опасность жизни и здоровью лиц, находящихся в зданиях ответчика, а также должностных лиц, осуществляющих в указанных зданиях трудовую деятельность; препятствуют своевременному предотвращению воздействия на граждан опасных факторов пожара, а также своевременной эксплуатации людей в случае возникновения пожара.

Представители ответчика ГБУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Бикинеев А.В. и Кищик Т.С. в судебном заседании выявленные в результате проверки нарушения пожарной безопасности не оспаривали, указали, что меры по устранению нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности ими предпринимались, однако за отсутствием дополнительного финансирования учреждение выполнить требования надзорных органов в полном объеме не смогло. Просили установить срок устранения нарушений – не ранее конца декабря 2020 года.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в их отсутствие, требования прокурора поддерживают.

В судебное заседание представитель третьего лица министерства здравоохранения Архангельской области не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки требований пожарной безопасности, проведено обследование (проверка) в помещениях ГБУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы», в результате которой в зданиях, расположенных г. Архангельск по адресам: <адрес>, и <адрес>, выявлены следующие нарушения установленных правил пожарной безопасности:

-    в здании учреждения по адресу: г. Архангельск, <адрес>:

В нарушение п. 33 ППР, п.п. 6.27, 6.13* СНиП 21-01-97*; п.п. 7.1.11, 4.3.4 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов в указанном здании не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов: на втором этаже у эвакуационного выхода оборудован кабинет (выполнены перегородка и дверь, в выделенном помещении установлена мебель), при этом нарушено проектное решение по естественному освещению путей эвакуации, а также ширине горизонтальных участков путей эвакуации - менее 1,0 метра (по факту 0,67 м).

-     в здании учреждения по адресу: г. Архангельск, <адрес>:

В нарушение п. 61 ППР; п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010; п.п. 4.2.4.3, 5.2.4.3, 6.2.4.1, 7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012; ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ при достижении систем противопожарной автоматики (АУПС и СОУЭ) и ее составными частями (извещатели пожарные, оповещатели пожарные, приборы управления пожарные, источники бесперебойного электропитания) предельного состояния (срока службы) не принято своевременных мер к выводу из эксплуатации или списанию и созданию новой системы (АУПС и СОЭУ смонтирована в 2006 году – срок службы приборов не более 10 лет).

В нарушение п. 61 ППР в помещениях 2-го и части 3-го этажа здания извещатели не подключены к автоматической установке пожарной сигнализации (шлейфы сигнализации и соединительные линии оповещения имеют обрывы, частично демонтированы).

В нарушение п. 3.4 СП 3.13130.2009; п.п. 13.14.3, 13.15.2 СП 5.13130.2009 автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.

В нарушение п. 61 ППР; п. 7.20, п. 6.24 СП 7.13130.2013, п. 12.4 СНиП 41-01-2003 в здании не предусмотрено при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации отключение системы вентиляции и кондиционирования.

В нарушение п. 3.9 НПБ 104-03 провода и кабели соединительных линий СОУЭ приложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания.

В нарушение п. 24 ППР эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний ГБУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы » не проводятся (не реже 1 раза в 5 лет).

В нарушение п. 21 ППР; п. 7.1 СНиП 21-01-97*; раздел II п. 10.1 МСД 21-1.98 не произведена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций (стропил и обрешетки) чердачного помещения.

Выявление указанных нарушений подтверждается представлением об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности от 10 декабря 2018 года.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, в том числе Правила противопожарного режима в Российской Федерации пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР), государственные строительные нормы и правила в сфере пожарной безопасности, утвержденные Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности», государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в решении задач в области пожарной безопасности.Должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями;

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии с положениями ст. 37 указанного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

В соответствии с положениями ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в данном случае в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действовал в рамках полномочий, представленных ему законодательством.

Наличие предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности само по себе не ограничивает право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц.

Как установлено судом и подтверждено представленными доказательствами, в том числе объяснениями сторон, ответчиком для устранения выявленных нарушений предприняты следующие действия: подготовлен план мероприятий по устранению выявленных нарушений, заключен договор с ООО «Велес» на выполнение работ по проектированию автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от 29 января 2019 года, подготовлены локальный сметный расчет и рабочая документация по автоматической установке пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, заключен договор с ООО «Норд Эксперт» на выполнение работ по обследованию технического состояния конструкции крыши здания по адресу: г. Архангельск, <адрес>, с целью разработки рекомендаций по устранению дефектов и повреждений, необходимых для последующей разработки проектной документации. Из ответа заместителя министра здравоохранения Архангельской области следует, что вопрос о финансировании работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре планируется рассмотреть при подготовке проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

Принимая во внимание, что доказательств исполнения предписания и устранения нарушений требований пожарной безопасности суду не представлено, представители ответчика не отрицали, что требования искового заявления ответчиком не исполнены, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии финансирования не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку сам факт наличия выявленных нарушений правил пожарной безопасности установлен судом и ответчиком не оспаривался. Выдача органом государственного пожарного надзора в административном порядке предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, не исключает право прокурора на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ, при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, то истец вправе произвести эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

С учетом пояснений сторон, данных в судебном заседании, учитывая, что выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности создают реальную опасность жизни и здоровью лиц, находящихся в зданиях ответчика, должностных лиц, осуществляющих в указанных зданиях трудовую деятельность, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на граждан опасных факторов пожара, а также своевременной эксплуатации людей в случае возникновения пожара, суд полагает возможным установить срок для исполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности – до 01 ноября 2020 года.

На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования первого заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.

Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в срок до 01 ноября 2020 года обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

-     в здании учреждения по адресу: г. Архангельск, <адрес>:

1.     В нарушение п. 33 ППР, п.п. 6.27, 6.13* СНиП 21-01-97*; п.п. 7.1.11, 4.3.4 СП 1.13130.2009 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов в указанном здании не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов: на втором этаже у эвакуационного выхода оборудован кабинет (выполнены перегородка и дверь, в выделенном помещении установлена мебель), при этом нарушено проектное решение по естественному освещению путей эвакуации, а также ширине горизонтальных участков путей эвакуации - менее 1,0 метра (по факту 0,67 м).

-     в здании учреждения по адресу: г. Архангельск, <адрес>:

1.     В нарушение п. 61 ППР; п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010; п.п. 4.2.4.3, 5.2.4.3, 6.2.4.1, 7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012; ст. 83 ФЗ № 123-ФЗ при достижении систем противопожарной автоматики (АУПС и СОУЭ) и ее составными частями (извещатели пожарные, оповещатели пожарные, приборы управления пожарные, источники бесперебойного электропитания) предельного состояния (срока службы) не принято своевременных мер к выводу из эксплуатации или списанию и созданию новой системы (АУПС и СОЭУ смонтирована в 2006 году – срок службы приборов не более 10 лет).

2.    В нарушение п. 61 ППР в помещениях 2-го и части 3-го этажа здания извещатели не подключены к автоматической установке пожарной сигнализации (шлейфы сигнализации и соединительные линии оповещения имеют обрывы, частично демонтированы).

3.    В нарушение п. 3.4 СП 3.13130.2009; п.п. 13.14.3, 13.15.2 СП 5.13130.2009 автоматическая установка пожарной сигнализации не обеспечивает информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.

4.    В нарушение п. 61 ППР; п. 7.20, п. 6.24 СП 7.13130.2013, п. 12.4 СНиП 41-01-2003 в здании не предусмотрено при срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации отключение системы вентиляции и кондиционирования.

5.    В нарушение п. 3.9 НПБ 104-03 провода и кабели соединительных линий СОУЭ приложены не в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания.

6.    В нарушение п. 24 ППР эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего акта испытаний ГБУЗ АО «Бюро судебно-медицинской экспертизы » не проводятся (не реже 1 раза в 5 лет).

7.    В нарушение п. 21 ППР; п. 7.1 СНиП 21-01-97*; раздел II п. 10.1 МСД 21-1.98 не произведена огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций (стропил и обрешетки) чердачного помещения.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2019 года.

Председательствующий                 Е.В. Акишина

2-6036/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель прокурора города Архангельска
Ответчики
ГБУЗ АО "Бюро судебно-медицинской экспертизы"
Другие
Министерство здравоохранения Архангельской области
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Архангельска управления надзорной деятельности и профилактической работы
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Акишина Е.В
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
12.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2019Передача материалов судье
15.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.11.2019Предварительное судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
26.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее