УИД № 61RS0003-01-2023-004114-56
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-27418/2024
№ дела суда 1-й инстанции № 2-14/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 28 августа 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Супруна А.В., Валиулина Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Н.Н. к Правительству Ростовской области, Министерству труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет государственной пенсии за выслугу лет,
по кассационной жалобе Попова Н.Н. на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав объяснения представителя Правительства Ростовской области - Колотиевского А.А., представителя Министерства труда и социального развития Ростовской области - Князева В.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов Н.Н. обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области и Министерству труда и социального развития Ростовской области, в котором, с учетом уточнений просил обязать ответчиков включить в выслугу лет истца период службы в органах ГУФСИН России по Ростовской области с 16 сентября 1997 г. по 25 марта 2010 г. в количестве 21 год 00 месяцев 15 дней в льготном исчислении, обязать ответчиков произвести перерасчет государственной пенсии за выслугу лет истца с 1 сентября 2022 г.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 января 2024 г. исковые требования Попова Н.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 мая 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Попов Н.Н., ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что из положений действующего законодательства не следует, что стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть приобретен исключительно в органах государственной власти или местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования, однако данные доводы во внимание судов первой и апелляционной инстанций приняты не были.
В письменных возражениях Правительство Ростовской области и Министерство труда и социального развития Ростовской области указывают на отсутствие правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений, просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Истец, а также ГУФСИН России по Ростовской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В материалы гражданского дела представлены отчеты об отслеживании почтовых отправлений соответствующего извещения, согласно которым конверты, направленные в адрес истца и третьего лица, были вручены адресатам заблаговременно (номера отслеживания № и №).
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Правительства Ростовской области - Колотиевского А.А., представителя Министерства труда и социального развития Ростовской области - Князева В.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, доводы письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, распоряжением Правительства Ростовской области от 19.10.2022 № 908 «О назначении государственной пенсии за выслугу лет» Попову Н.Н., замещавшему должность руководителя центра Правительства Ростовской области, назначена государственная пенсия за выслугу лет с 5 сентября 2022 г. При определении размера пенсии был учтен стаж государственной службы истца, дающий право на пенсию за выслугу лет, в размере 22 года 10 месяцев 2 дня.
На основании документов, представленных Правительством Ростовской области, Минтрудом области истцу осуществлен расчет государственной пенсии за выслугу лет.
Стаж государственной службы Попова Н.Н., дающий право на пенсию за выслугу лет, составил 22 года 10 месяцев 2 дня, в том числе период с 16 сентября 1997 г. по 25 марта 2010 г. (12 лет 6 месяцев 9 дней) - прохождение службы в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области, учтенный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации из расчета один день военной службы за один день работы.
Денежное содержание истца за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню прекращения полномочий по государственной должности с учетом индексации на 1 октября 2023 г. составило 1 701 264,82 руб.
Среднемесячное денежное содержание для расчета пенсии (80%) составило 113 417,66 руб., соответственно размер государственной пенсии за выслугу лет с учетом назначенного размера пенсии составил 64 648,06 руб., то есть 113 417,66 руб.*57%.
С учетом индексаций на 1 октября 2023 г. размер государственной пенсии за выслугу лет с учетом назначенного размера пенсии составил 64 648,06 руб., из которых 46 037,60 руб. составляет выплата из областного бюджета, 18 610,46 руб. составляет пенсия, установленная Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В обоснование доводов искового заявления истец ссылался на то, что расчет стажа является неверным. Согласно выписке из приказа № л/с от 23 марта 2010 г. выслуга в льготном исчислении составляет 21 год 00 месяцев 15 дней, в связи с чем, ссылаясь на положения Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Попов Н.Н полагал., что согласно указанной нормы в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в льготном исчислении.
При этом Указом Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 (ред. от 31.12.2019) «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в перечень должностей также включены должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Областного закона от 15.02.2008 № 872-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области», Постановления Правительства РФ от 15.09.2003 №570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации», Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, исходя из того, что стаж службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для назначения государственной пенсии за выслугу лет засчитывается в календарном, а не в льготном исчислении, при этом, действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в стаж государственной гражданской службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет периодов службы органах уголовно-исполнительной системы в льготном исчислении, проверив правильность произведенного расчета стажа службы Попова Н.Н. в уголовно-исполнительной системе, пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Попова Н.Н. об обязании включить период службы в выслугу лет в льготном исчислении, перерасчете пенсии не имеется.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в пределах заявленных в кассационной жалобе доводов.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов уголовно-исполнительной системы урегулированы данным Законом.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, определяется постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
В тоже время, согласно статье 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Государственная пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим Ростовской области устанавливается в соответствии с Областным законом от 15.02.2008 № 872-ЗС «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области».
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 58-ЗС установлено, что стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Областного закона № 872-ЗС в стаж государственной службы, дающий право на государственную пенсию за выслугу лет, включаются периоды службы (работы), которые в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. При этом включение в стаж государственной службы, дающий право на государственную пенсию за выслугу лет, иных периодов службы (работы) осуществляется в соответствии с областным законом. Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы, дающий право на государственную пенсию за выслугу лет, суммируются.
Согласно статье 19 Федерального закона № 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141.
Пунктом 9 указанного Перечня предусмотрено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются в том числе: должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы), в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15.09.2003 №570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке (при наличии) и в иных выданных в установленном порядке документах.
Пунктом 4 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2011 № 1648н установлено, что исчисление стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы).
При этом Закон Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, а также Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ не содержат указания на распространение их действия на государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, в связи с чем, не применяются к государственным гражданским служащим Ростовской области.
Из изложенного следует, что, при увольнении со службы в органах уголовно-исполнительной системы, порядок назначения выслуги лет для назначения пенсии осуществляется по правилам, предусмотренным правовым регулированием только для уголовно-исполнительной системы, тогда как при увольнении с государственной гражданской службы Ростовской области порядок назначения выслуги лет для назначения пенсии осуществляется по правилам, предусмотренным правовым регулированием только для государственной гражданской службы данного субъекта.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии государственного гражданского служащего Попова Н.Н. периода службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в льготном, а не календарном исчислении, основаны на верном толковании и применении положений действующего законодательства.
Приведенные же в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании положений действовавшего законодательства, указаний на существенные нарушения, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, не содержат, а выражают лишь необоснованное несогласие с выводами судов, однако данных выводов по существу не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 января 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 мая 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Попова Н.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение изготовлено 4 сентября 2024 г.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи А.В. Супрун
Р.Р. Валиулин