Решение по делу № 2а-2498/2021 от 11.05.2021

Дело № 2а-2498/21

Решение

Именем Российской Федерации

г. Махачкала                              25 июня 2021г.

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе;

председательствующего судьи - Магомедрасулова Б.М.,

при секретаре Сотеевой Б.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Магомедова ФИО9 к начальнику ОВМ УМВД России по г. Махачкала Магомедову М.А. о признании незаконными и необоснованными действия /бездействия/,

установил:

ФИО1 обратился с административным иском к начальнику ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4 о признании незаконными и необоснованными действий /бездействия/.

В обоснование иска указал, что 04.08.2020г.им в ФГАУ РД «МФЦ в РД» по <адрес> подано заявление, в котором просил организовать предоставление ему услуг, а именно прием его документов для замены паспорта в связи с достижением возраста 45 лет.

ДД.ММ.ГГГГ при получении нового паспорта РФ в ФГАУ РД «МФЦ в РД» по <адрес>, в предлагаемом ему новом паспорте РФ он усмотрел нарушения правильности оформления, а именно:

на второй странице паспорта гражданина РФ печать не соответствует ГОСТу Р 51511 -2001, техническим требованиям к печатям с воспроизведением государственного герба РФ, поскольку размер печати по ширине составлял всего 31 мм, тогда как должен быть от 40 мм до 50 мм, а также, на печати не читались ИНН, и ОГРН;

его фамилия, имя, отчество полностью были напечатаны заглавными буквами - чего не было в предыдущем его паспорте РФ, кроме того, в новом паспорте имеется оттиск печати красного цвета, вместо синего либо черного цвета.

- в месте для подписи должностного лица, проверившего правильность оформления, выдаваемого ему паспорта РФ, отсутствовала расшифровка, то есть, фамилия, имя, отчество (инициалы) данного должностного лица, наименование его должности (начальник подразделения или в случае его отсутствия - заместитель начальника, или лицо, исполняющее обязанности начальника подразделения по вопросам миграции).

Пологая, что вышеуказанное является нарушением требований, к правильному оформлению паспорта РФ, он обращался в адрес начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес> ФИО4 с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ, а также с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в которых просил: Выдать ему паспорт гражданина РФ взамен ранее выданного паспорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правильному оформлению документа, в данном случае, основного документа удостоверяющего личность гражданина РФ, паспорта РФ.

Однако, административным ответчиком начальником ОВМ УМВД России по <адрес>, ФИО4 в его адрес на первое обращение, направлен необоснованный и не мотивированный ответ, отписка, а на второе обращение, ответ не был направлен вовсе.

Решением Ленинского районного суда <адрес> РД, по административному делу а-3743/2020, т.е. его иска к отделу по вопросам миграции УМВД России по <адрес>, о признании незаконными действия (бездействия), а именно не направлении мотивированного ответа, на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, - признаны необоснованными и незаконными и обязал административного ответчика рассмотреть заявление (обращение) административного истца ФИО7 P.P. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями законодательства, обеспечив объективное и всестороннее рассмотрение заявления, а также принятие мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав, и дачу мотивированного письменного ответа по существу поставленных в заявлении вопросов.

Считает, что вопросы правильного оформления основного документа удостоверяющего личность гражданина РФ, и выдачи паспорта РФ, ОВМ УМВД России по <адрес> по сей день не разрешен, между ними идет переписка и судебные разбирательства по данному спору, и потому, ему в качестве доказательств и обоснованности своих вышеуказанных доводов о неправильности оформления паспорта РФ, выдаваемого ОВМ УМВД России по <адрес>, для отстаивания своих прав и свобод, установленных Конституцией РФ, необходимы копии документов, имеющиеся в ОВМ УМВД России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он, почтой России, направил в адрес административного ответчика начальника ОВМ УМВД России по <адрес>, ФИО4, заявление об ознакомлении с материалами и документами касающиеся рассмотрения его обращения и снятии лично с них копий путем фото фиксации, в котором указанно, что:

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

На основании вышеизложенного, административного ответчика начальника ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4, просил:

Предоставить документы и материалами, касающиеся рассмотрения его обращения, в том числе бланка заявления формы -П о выдаче (замене паспорта), а также самого предлагаемого для выдачи паспорта РФ, для личного ознакомления и снятия с них копий, путем фото фиксации, за свой счет.

В установленный законом срок, о принятом решении уведомить, а также направить ему по существу поставленных вопросов письменный ответ, (копия прилагается).

21.04.2021г. он получил ответ на вышеуказанное обращение от начальника ОВМ УМВД России по <адрес>, ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за per. , в котором указано, что:

«Ваше обращение рассмотрено в части касающейся!

Так же считаем необходимым отметить, что согласно п.221. Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ», результатом административной процедуры является выдача паспорта гражданину с обязательным проставлением заявителем своей подписи в паспорте и в заявлении в выдаче (замене) паспорта, кроме того согласно п.216 вышеуказанного приказа все неистребованные паспорта по истечении 3 лет со дня их оформления уничтожаются.

Для сведения сообщаем, что оформленный на Ваше имя паспорт гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, имеет статус «на выдачу» и предоставить материалы заявления по форме 1-П неистребованного паспорта не представляется возможным.

Руководствуясь п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о паспорте гражданин РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ», просим Вас явиться в ОВМ УМВД России по <адрес> для получения паспорт гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, так же считаем необходимым отметить, что согласно статье 19.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №195 -ФЗ, проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина РФ, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) ши по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (копия прилагается).»

Считает, что начальником ОВМ УМВД России по <адрес>, ФИО4, очередной раз, направлен необоснованный и немотивированный ответ, отписка, от ДД.ММ.ГГГГ за per. , фактически не отвечающий по существу поставленных им в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ вопросов, тем самым, административным ответчиком, нарушены его права на получение информации и доказательств, касающихся личных обращений и интересов, созданы препятствия по сбору и представлению доказательств, для обеспечения судом объективного и разумного разбирательства по спору.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ; «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Исходя из этого, у государственного органа возникает обязанность принять обращение, рассмотреть его по существу и дать заявителю ответ по существу, отвечающий критериям всесторонности и полноты.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 данного федерального закона установленный настоящим федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 10 Федерального закона N 59-ФЗ предусматривает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации достоверной информации о деятельности полиции, а также на получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права, закреплено в части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N З-ФЗ "О полиции".

Пунктом 1 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция).

Из преамбулы данной инстанции, являющейся Приложением N 1 к приказу, следует, что Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Пунктом 3 Инструкции предусмотрено, что рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя следующие этапы: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по ним решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.

Согласно пункту 8 Инструкции, сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции; уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения; не разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также информацию, касающуюся частной жизни гражданина, ставшие известными при рассмотрении обращения. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обеспечить сохранность и конфиденциальность документов, относящихся к предмету проверки по обращению.

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 9.1); знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не противоречит законодательству Российской Федерации, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (пункт 9.2).

По смыслу п.п. 8.1. 8.2. 8.3 названной Инструкции сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции.

Согласно п. 101 Инструкции при рассмотрении обращения, отнесенного к категории "заявление", выделяется действие, на необходимость совершения, которого указывает гражданин. При наличии достаточных оснований для его совершения принимаются меры для удовлетворения заявления. В ответе гражданину сообщается об удовлетворении просьбы или причинах отказа в ее удовлетворении.

В соответствии с п. 145 Инструкции ответ на обращение должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным, а также содержать ссылки на нормативные правовые акты, послужившие основанием для принятия решения. Ссылки на нормы права без приведения содержания нормативных положений не допускаются.

Пунктом 146 Инструкции предусмотрено, что ответ на обращение не дается:

Если обращение признано уполномоченным должностным лицом анонимным.

Если обращение признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена.

147. Ответ на обращение по существу поставленных вопросов не дается (о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения письменно уведомляется гражданин, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению):

Если обращение признано некорректным по содержанию, изложению или форме. В случае признания обращения некорректным по содержанию гражданин предупреждается о недопустимости злоупотребления правом на обращение.

Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел.

Если в обращении обжалуется судебное решение.

Если невозможно подготовить ответ без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Подача настоящего административного иска является мерой в целях пресечения неправомерных действий начальника ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4

Исходя из вышеуказанных норм. Административный ответчик должен был рассмотреть полученное заявление от ДД.ММ.ГГГГ по существу объективно и всесторонне, и дать мотивированный ответ в установленные законодательством сроки, но не выполнил предусмотренные законом обязанности в пределах своих полномочий.

Факт нарушения административным ответчиком порядка рассмотрения обращений граждан, выразившегося в том, что заявителю в установленный законом срок не дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, подтвержден тем, что ответ административного ответчика снова не обоснован и не мотивирован, т.е. действия (бездействия) административного ответчика снова необоснованно и незаконно так как, заявителю не даны ответы по существу поставленных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ вопросов, - направленна отписка.

Таким образом. Административным ответчиком не была исполнена обязанность, предусмотренная ст. 18 Конституции РФ, и в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ порядке, проявлена халатность и бездействие, которое фактически выразилось в не рассмотрении заявления ДД.ММ.ГГГГ, чем было нарушено право административного истца на рассмотрение заявления по существу государственным органом в пределах его компетенции, причинен ущерб интересам Истца, поскольку Истцу ответчиком созданы препятствия к осуществлению своих прав, то есть, в ознакомлении и получении копий материалов дела касающиеся истца имеющиеся в ОВМ УМВД России по <адрес>, как доказательства обоснованности доводов истца по судебному разбирательству, о не надлежащем оформления выдаваемого мне паспорта РФ, ОВМ УМВД России по <адрес>.

Уклонением от рассмотрения моего заявления, непринятия надлежащего решения по нему, должностным лицом, начальником ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4 нарушены мои конституционные права (ст. 33 и ст. 45 Конституции РФ), поскольку я лишён возможности получения разумных разъяснения о невозможности ознакомления и снятия копий документов п>тем личной фото фиксации, за свой счет.

Положения ст. 46 и 52 Конститл ции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, на доступ к правосудию. Не надлежащее рассмотрение заявления заявителя означает, что государственным органом нарушены законные права заявителя на объективное и всестороннее рассмотрение жалоб и заявлений, и законные права заявителя на получение мотивированного ответа в установленные законом сроки.

Считаю действие (бездействие) административного ответчика, выразившееся в уклонении от рассмотрения моего обращения по существу незаконным, ущемляющим прав административного истца, закреплённые в действующем законодательстве и Конституции РФ.

В связи с отсутствием мотивированного ответа по существу поставленных вопросов в заявлении административного истца от 05.04.2021г. и созданием препятствий в ознакомлении и получении копий материалов дела, касающиеся истца, имеющиеся в ОВМ УМВД России по <адрес>, административный истец, очередной раз, вынужден обратиться к судебной защите.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служашего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Требования о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в не рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ по существу поставленных вопросов, подлежит удовлетворению, если ответчиком нарушены требования нормативных правовых актов, обращение по существу не рассмотрено, и в результате этого нарушены права административного истца.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям указанным им в заявлении и приложенных документов, а также пояснениям в суде.

Административный ответчик – начальник ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4 в суд явился, административный иск ФИО1 не признал просил отказать в удовлетворении. В обоснование пояснил, что истцу в 2020г. на основании заявления о замене в связи с достижением возраста 45 лет, поступившего через МФЦ, выписан паспорт гражданина РФ.

ФИО1 отказался подписаться в заявлении Ф- о получении паспорта ссылаясь на ошибки при составлении.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением об ознакомлении его с материалами на выдачу паспорта и заявлением Ф , а также выписанным ему к выдаче паспортом. ДД.ММ.ГГГГ истцу направлен ответ, что оформленный на его имя паспорт гражданина РФ имеет статус к выдаче, а также разъяснение, что представить для ознакомления материалы по форме заявления Ф неистребованного паспорта не предусмотрено.

В суде ответчик ФИО4 также пояснил, что в административном регламенте Министерства внутренних дел РФ /приложение к Приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ / по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ и других нормативных актах отсутствует запрет на ознакомление с материалами на выдачу паспорта и их копирование обратившимся за выдачей или заменой паспорта гражданина РФ.

Представитель ответчика УМВД России по <адрес> на основании доверенности Рамазанов Р-Э.И. в судебное заседание явился, исковые требования ФИО1 не признал, просил в удовлетворении отказать. В обоснование пояснил, что аналогичный иск ранее судом рассмотрен, истцу в удовлетворении отказано, решение не вступило в силу. Производство по данному иску подлежит прекращению, доводы истца, что требования по данному делу вытекают из рассмотрения ответчиком его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении материалов по выдаче паспорта для ознакомления и фото фиксации несостоятельны, по обоим административным искам оспариваются действия административного ответчика по выдаче ему паспорта гражданина РФ. Действия ответчика законны.

Выслушав административного истца, административного ответчика и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Статья 218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

3) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Установлено в суде и не оспаривалось ответчиками, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился на имя начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес> ФИО4 с заявлением - о предоставлении ему документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ о замене паспорта, в том числе бланка заявления форма -П о выдаче (замене) паспорта, а также выписанного бланка паспорта РФ для, личного ознакомления и снятия с них копий, путем фото фиксации, за свой счет.

08.04.2021г. начальником ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4 на обращение истцу направлен ответ, указав, что оформленный на его имя паспорт гражданина РФ имеет статус «на выдачу» и предоставить материалы заявления по форме -П неистребованного паспорта не представляется возможным. В указанном ответе на заявление административного истца отсутствует и в суде не приведены ответчиками нормы законодательства, не позволяющие предоставить требуемые им документы для ознакомления и копирования /фото фиксации/, как просил истец.

В суде ответчик ФИО4 пояснил, что в административном регламенте Министерства внутренних дел РФ /приложение к Приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ / по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ и других нормативных актах отсутствует запрет на ознакомление с материалами на выдачу паспорта и их копирование обратившимся за выдачей или заменой паспорта гражданина РФ.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации /далее Регламент/.

Согласно п.4 Регламента со дня приема заявления о выдаче (замене) паспорта заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления государственной услуги по телефону, на личном приеме или с использованием Единого портала.

На Едином портале /п.5/размещается следующая информация:

5.1. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

В соответствии п. 224 Регламента подача заявления о выдаче (замене) паспорта и иных документов, необходимых для выдачи (замены) паспорта, и прием такого заявления и иных документов, необходимых для выдачи (замены) паспорта осуществляется в соответствии с пунктами 91 - 94 Административного регламента, с учетом следующих особенностей:

- 224.1. Формирование заявления о выдаче (замене) паспорта заявителем осуществляется посредством заполнения электронной формы заявления о выдаче (замене) паспорта на Едином портале. При подаче заявления о выдаче (замене) паспорта заявитель обеспечивает надлежащее заполнение установленной формы заявления о выдаче (замене) паспорта.

- 224.2. Форматно-логическая проверка сформированного заявления о выдаче (замене) паспорта осуществляется автоматически после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы заявления о выдаче (замене) паспорта. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления о выдаче (замене) паспорта заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме заявления о выдаче (замене) паспорта.

- 224.3. При формировании заявления о выдаче (замене) паспорта заявителю обеспечивается:

- 224.3.1. Возможность копирования и сохранения заявления о выдаче (замене) паспорта.

- 224.3.2. Возможность печати на бумажном носителе электронной формы заявления о выдаче (замене) паспорта.

Как установлено в суде и не оспаривалось сторонами, административному истцу, несмотря на его обращение о предоставлении ему возможности ознакомиться с материалами – заявлением о выдаче паспорта и выписанным к выдаче паспортом гражданина РФ, административным ответчиком ОВМ УМВД России по <адрес>, за подписью начальника ОВМ ФИО5 в ознакомлении с заявлением форма -П и выписанным паспортом отказано, указав, что документы на неистребованный паспорт не могут быть представлены для ознакомления, что не соответствует п.224.3-224.3.2 Регламента, предусматривающего право заявителя при формировании заявления о выдаче паспорта на копирование и сохранение заявления о замене паспорта, печати на бумажном носителе электронной формы заявления.

Указанные действия административного ответчика начальника ОВМ УМВД России по <адрес> ФИО4 суд находит не соответствующими требованиям Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В удовлетворении ходатайства истца об истребовании в ОВМ УМВД России по <адрес> заявления форма -П и выписанного на его имя для выдачи паспорта для исследования в судебном заседании, суд считает необходимым отказать, поскольку предметом иска не является установление правильности составления указанных документов и органом полномочным ознакомить истца с ними не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконными действие /бездействие/ ОВМ УМВД России по <адрес> в лице начальника ФИО4, выразившиеся в не рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по существу поставленных им вопросов и не направлении мотивированного ответа по результатам рассмотрения – предоставлении ему документов для выдачи паспорта /заявление Ф. -П, а также выписанного к выдаче паспорта РФ, для ознакомления и снятия с них копий, путем фото фиксации за свой счет.

Обязать ОВМ УМВД России по <адрес>, в лице его начальника рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. и принять меры направленные на восстановление и защиту его прав на ознакомление и фото фиксацию материалов, связанных с заменой паспорта гражданина РФ и дать мотивированный ответ по существу поставленных в заявлении вопросов.

Резолютивная часть решения суда вынесена и оглашена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированным решением стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения в мотивированном виде.

Судья Магомедрасулов Б.М.

    УИД 05RS0031-01-2021-011747-30

2а-2498/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Магомедов Раджаб Рахматулаевич
Ответчики
УМВД России по г. Махачкале
Начальник ОВМ УМВД России по г.Махачкала Магомедов М.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Магомедрасулов Багадур Магдиевич
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация административного искового заявления
12.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Подготовка дела (собеседование)
27.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее