Дело № 5-221/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
06 мая 2019 года Гагаринский районный суд города Севастополя, ул. Вакуленчука, 3
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Тумайкина Л.П.,
с участием пом.прокурора Гагаринского района г. Севастополя Иншекова Н.В.,
ведущего юрисконсульта Управления правового обеспечения ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» Магеры И.С., действующей по доверенности от 25 декабря 2018г,
рассмотрев административный материал, поступивший из прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя о привлечении к административной ответственности юридического лица – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет»; ректор - Нечаев В.Д.; местонахождение - г. Севастополь, ул. Университетская, д. 33, 299053; ОГРН - 1149204039181; ИНН - 9201012877, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ в Гагаринский районный суд г. Севастополя из прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя поступило дело об административном правонарушении, по факту умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом – юридическим лицом ФГАОУ ВО «СевГУ».
В судебном заседании пом. прокурора Гагаринского района г. Севастополя Иншеков Н.В. пояснил, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проверено исполнение законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в деятельности Морского колледжа Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет». По результатам проверки в деятельности должностных лиц образовательного учреждения установлен ряд несоответствий действующему федеральному и региональному законодательству о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В связи с чем, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ руководителю СевГУ внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое образовательным учреждением рассмотрено с подготовкой в адрес прокуратуры района ответа (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) за подписью ректора образовательного учреждения Нечаева В.Д.
Одновременно с этим, требования прокурора, указанные в представлении об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, образовательным учреждением безосновательно не признаны и по данной причине исполнены не в полном объёме. Просил привлечь юридическое лицо ФГАОУ ВО «СевГУ» к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
Представитель юридического лица ФГАОУ ВО «СевГУ» - ведущий юрисконсульт Управления правового обеспечения Магера И.С. в судебном заседании пояснила, что Севастопольский государственный университет не является ни органом, ни учреждением, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и не входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а потому не несёт обязанности, установленные пунктами 2, 4 статьи 9 Закона № 120-ФЗ, статьёй 3 Закона № 51-ЗС. Исходя из содержания пункта 3 статьи 4 Закона № 120-ФЗ, абзацев 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона № 51-ЗС, Севастопольский государственный университет и его должностные лица могут оказывать содействие органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и могут принимать участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Таким образом, в деятельности Морского колледжа Севастопольского государственного университета отсутствуют нарушения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В то же время рекомендации, данные прокурором в ходе рассмотрения Представления, учтены и будут использованы в дальнейшей деятельности Университета.Просит дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ФГАОУ ВО «СевГУ» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав стороны, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в частности: наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении данного конкретного административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При изучении материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя на имя руководителя ФГАОУ ВО «СевГУ» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
В частности в представлении указано:
- вследствие ненадлежащего взаимодействия должностных лиц колледжа с органами внутренних дел, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Гагаринского района города Севастополя в колледже за неимением информации в нарушение ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ) не проводилась индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетнего студента 1 курса колледжа, который в 2018 году совершил тяжкое преступление и осужден Гагаринским районным судом за его совершение с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания;
- должностные лица колледжа вопреки принципу законности и положениям ст. 9 Федерального закона № 120-ФЗ не информировали органы внутренних дел об обстоятельствах, которые свидетельствовали о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях (бездействии) родителей ряда несовершеннолетних студентов колледжа, допускавших систематические факты пропуска занятий без уважительной причины и нарушения правил проживания в общежитии, имевших (имеющих) задолженности по предметам;
- в нарушение положений ст.ст. 2, 3, 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №51-ЗС «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Севастополе» (далее - Закон города Севастополя №51-ЗС), ст. 9 Закона города Севастополя от 29.05.2015 № 151-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Севастополе», в колледже не обеспечено изучение и исполнение Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденного постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Севастополя от 14.02.2017 № 2 (далее - Порядок межведомственного взаимодействия № 2). Так, в полном объеме не исполнялись требования названного порядка по вопросам соблюдения процедуры постановки несовершеннолетних на внутриведомственный учет образовательной организации (на заседаниях Совета профилактики колледжа не рассматривались с приглашением всех заинтересованных лиц и подготовкой всей необходимой документации вопросы о постановке на внутриколледжный учет некоторых несовершеннолетних студентов, в отношении которых проводилась индивидуальная профилактическая работа; решения о постановке на внутриведомственный учет образовательной организации не оформлялись соответствующими приказами (распоряжениями) руководителя колледжа или СевГУ).
Данное представление образовательным учреждением рассмотрено с подготовкой в адрес прокуратуры района ответа (исх. от 11.03.2019 № 1228/05) за подписью ректора образовательного учреждения Нечаева В.Д.
Так, согласно представленным документам, в рамках Устава ФГАОУ ВО «СевГУ», утвержденном Министерством науки и высшего образования РФ от 28.12.2018 за № 1382, Положения о Морском колледже, утвержденном исполняющим обязанности ректора 23.03.2016 за № 02-07/174, Положения о совете по профилактике правонарушений среди студентов Морского колледжа, утверждённом исполняющим обязанности ректора 23.03.2016 № 02-08/140, представление прокурора было исполнено.
По мнению суда недочёты в оформлении протоколов заседаний Совета и других документов, касающихся его деятельности, не свидетельствует о нарушении требований законодательства, регулирующего вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Исходя из анализа действующего законодательства суд пришел к следующему: статья 3 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основу правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно- исполнительные инспекции).
В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (п. 2 ст. 4 Закона № 120-ФЗ).
Согласно ст.3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 51-ЗС «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Севастополе» органы и учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Толкование понятий «органы, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дано в статье 2 Закона № 51-ЗС.
В частности, учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - это государственные учреждения социального обслуживания - специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Таким образом, Севастопольский государственный университет не является ни органом, ни учреждением, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и не входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а потому не несёт обязанности, установленные пунктами 2, 4 статьи 9 Закона № 120-ФЗ, статьёй 3 Закона № 51-ЗС.
Исходя из содержания пункта 3 статьи 4 Закона № 120-ФЗ, абзацев 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона № 51-ЗС, Севастопольский государственный университет и его должностные лица могут оказывать содействие органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и могут принимать участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Кроме того, из материалов дела следует, что представление прокурора рассмотрено, ответ дан в установленный законом срок. То обстоятельство, что прокурор не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения юридического лица ФГАОУ ВО «СевГУ» к административной ответственности за неисполнение требований прокурора.
Из анализа материалов дела следует, что возник спор о применении и понимании норм права.
Прокурор, усмотрев в действиях юридического лица ФГАОУ ВО «СевГУ» нарушения, внес представление, а юридическое лицо ФГАОУ ВО «СевГУ», не согласившись по существу с применением норм права, дало мотивированный ответ.
Наличие нарушений законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является обстоятельством, которое подлежит доказыванию и установлению в ином порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что юридическое лицо ФГАОУ ВО «СевГУ» обязано было рассмотреть поступившее представление в установленный законом месячный срок, уведомив о дате и времени его рассмотрения прокурора и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме, что ими и было выполнено.
Собранные по данному делу доказательства были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В связи с изложенным, оснований для признания юридического лица ФГАОУ ВО «СевГУ» виновным в инкриминируемом правонарушении не имеется.
Согласно ч.1 ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд полагает необходимым прекратить в отношении юридического лица ФГАОУ ВО «СевГУ» производство по делу об административном правонарушении на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» – прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение 10 суток.
Судья Гагаринского районного суда
города Севастополя Л.П. Тумайкина