Дело № 33а - 3399/2020(II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.
Дело № №2а-2752/2020 (I инстанция) Судья Пискунова И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Завьялова Д.А.,
и судей Самылова Ю.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Евдокимовой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 10 сентября 2020 года дело по административному исковому заявлению Федяева Сергея Борисовича к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира о признании незаконным постановления о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу по апелляционной жалобе Федяева Сергея Борисовича на решение Ленинского районного суда города Владимира от 26 августа 2020 года, которым постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Федяева Сергея Борисовича к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира №247 от 07.08.2020 года о регистрации Турунова Романа Евгеньевича кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4, - отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., объяснения представителя административного истца Федяева С.Б. по доверенности - Каплана Е.В., просившего решение суда отменить, представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира по доверенности - Щедрина С.С., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Федяев С.Б. указав, что является кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 от политической партии «Справедливая Россия», обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира о признании незаконным постановления от 07.08.2020 года №247 о регистрации Турунова Р.Е., выдвинутого Президиумом Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4.
Административное исковые требования мотивировал тем, что постановление о регистрации Турунова Р.Е. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира не соответствует требованиям ст.35, ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку допущены, по его мнению, нарушения при выдвижении данного кандидата избирательным объединением. Ссылаясь на положения п.2 и п.3.1 ст.25 Федерального закона «О политических партиях» указывает, что полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, при отсутствии местного отделения, обладает Конференция (общее собрание) регионального отделения данной политической партии. Поскольку по Владимирской области имеется региональное отделение Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», указанное в списке избирательных объединений, выдвижение кандидата Турунова Р.Е. Президиумом Центрального совета Политической партии противоречит требованиям действующего законодательства и в соответствии с подп. «б», «в» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидата. Кроме того, анализируя ответ Центральной избирательной комиссии РФ о посещении заседания Президиума Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», административный истец полагает, что тайное голосование за кандидатуру Турунова Р.Е. не проводилось.
Ссылаясь на то, что избирательным объединением нарушен порядок выдвижения Турунова Р.Е. и в избирательную комиссию не было представлено решение о его выдвижении, принятое политической партией (её структурным объединением) в порядке, установленном федеральным законом, административный истец Федяев С.Б. просил признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира №247 от 07.08.2020 года о регистрации Турунова Р.Е. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Турунов Р.Е.
Административный истец Федяев С.Б., будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Каплану Е.В.
В судебном заседании представитель административного истца Каплан Е.В. поддержал административные исковые требования по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира Савина Н.Ю. с административными иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Возражая против иска, указала, что местных отделений Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» на территории Владимирской области не имеется. Из п.3.1 ст.25 Федерального закона «О политических партиях» следует, что при проведении выборов в органы местного самоуправления в случае отсутствия местного отделения Уставом могут быть предусмотрены два варианта выдвижения – постоянно действующим руководящим органом политической партии или её регионального отделения. В соответствии с п.11 ч.2 ст.23 Устава Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» Президиум Центрального совета в случае отсутствия местного или регионального отделения партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований.
Положениями п.4 ч.2 ст.34 Устава данной Политической партии предусмотрено право Правления регионального отделения также выдвигать кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований. Вместе с тем, наличие этого права у Правления регионального отделения само по себе не исключает наличие такого же права у Президиума Центрального совета, что следует из Устава и п.3.1 ст.25 Федерального закона «О политических партиях». Кроме того, Правление регионального отделения фактически не могло выдвинуть кандидатов, поскольку полномочия всех членов Правления были приостановлены решением Бюро Президиума Центрального совета Политической партии от 14.04.2020 года. С учетом изложенного, территориальная избирательная комиссия Ленинского района г.Владимира, полагает, что выдвижение кандидата в депутаты Турунова Р.Е. осуществлено Президиумом Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в соответствии с положениями Устава и Федерального закона «О политических партиях». Доводы о нарушении процедуры голосования при выдвижении кандидатов представитель территориальной комиссии полагала несостоятельными и основанными на произвольном толковании отчета Центральной избирательной комиссии о посещении заседания Президиума Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость». В данном отчете констатировано, что мероприятие состоялось, кворум имелся, голосование было тайным. Каких-либо замечаний к процедуре выдвижения не имелось. Кроме того, из выписки из протокола заседания Президиума Центрального совета следует принятие решения о выдвижении Турунова Р.Е. тайным голосованием с указанием его результатов.
Заинтересованное лицо Турунов Р.Е. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, представив письменный отзыв, в котором поддержал позицию территориальной избирательной комиссии об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Федяев С.Б. в лице своего представителя Каплана Е.В. просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным. По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда не соответствуют законодательству, поскольку факт нарушений положения п.3.1, п. 4 ст.25 Федерального закона «О политических партиях» при выдвижении Турунова Р.Е. избирательным объединением установлен.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия административного истца Федяева С.Б., заинтересованного лица - Турунова Р.Е., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Исходя из положений ч.1 ст.244, для признания незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий по настоящему делу отсутствует.
Применительно к нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Порядок регистрации кандидатов регламентирован ст.38 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом «б» п.24 ст.38 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из оснований для отказа в регистрации кандидата от политической партии является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Установлено, что решением Совета народных депутатов города Владимира №55 от 23.06.2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образованиия город Владимир от 10.06.2020 года №2 на территориальные избирательные комиссии Ленинского, Октябрьского, Фрунзенского районов города Владимира возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов по подготовке и проведению выборов депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва, к полномочиям которых в соответствии с п.6 ст.16 Закона Владимирской области от 13.02.2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» относится осуществление регистрации кандидатов в депутаты.
Административный истец Федяев С.Б. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 (постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Владимира от 01.08.2020 года №200).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Владимира №247 от 07.08.2020 года кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 зарегистрирован Турунов Р.Е., выдвинутый Президиумом Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость».
Обращаясь с настоящим иском, предполагаемое нарушение своих прав административный истец Федяев С.Б. связывает с несоблюдением избирательным объединением порядка выдвижения кандидата Турунова Р.Е. и процедуры голосования.
В соответствии с ч.2 ст.35 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
Аналогичные положения предусмотрены п.2 ст.30 Закона Владимирской области от 13.02.2003 ода №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».
Согласно ст.21 Федерального закона Российской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» зарегистрирована 21.06.2012 года и имеет региональное отделение во Владимирской области.
Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» и Владимирское региональное отделение политической Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» включены в список избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах депутатов Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва, назначенных на 13.09.2020 года, который представлен Управлением Минюста России по Владимирской области в адрес Избирательной комиссии муниципального образования город Владимир.
Местных отделений Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» на территории Владимирской области не имеет, что следует из реестра зарегистрированных избирательных объединений и подтверждается сообщением Председателя Центрального совета Политической партии от 21.08.2020 года. При этом, решением Бюро Президиума Центрального совета от 14.04.2020 года полномочия председателя Правления регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» во Владимирской области и всех членов Правления приостановлены.
Как установлено судом, Турунов Р.Е., являющийся членом Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», 14.07.2020 года выдвинут кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному округу №4 от Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» решением Президиума Центрального совета Политической партии, которое отражено в соответствующем протоколе заседания, выписка из которого представлена в территориальную избирательную комиссию.
Организующая выборы Избирательная комиссия муниципального образования город Владимир 09.07.2020 года была надлежащим образом извещена о предстоящем проведении заседания Президиума Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость».
На заседании Президиума Центрального совета Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» 14.07.2020 года присутствовал представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которым в Избирательную комиссию Владимирской области 15.07.2020 года представлен отчет, из которого следует, что мероприятие состоялось, кворум имелся, голосование по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по восьми одномандатным округам, в том числе по округу №4 было тайным.
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона Российской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В силу п.3.1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или её регионального отделения.
Таким образом, в отношении выборов в органы местного самоуправления законодатель допускает возможность того, что при отсутствии местного отделения политической партии, решение о выдвижении кандидатов может быть принято коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, и не ограничивает данное правомочие в ситуации, когда создано и действует региональное отделение политической партии.
Согласно ч.1 ст.22 Устава Политической партии ««Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в его действующей редакции Президиум Центрального совета является постоянно действующим руководящим коллегиальным органом партии, осуществляющим в период между Съездами руководство деятельностью партии в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом.
Пунктом 11 ч.3 ст.23 Устава Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» предусмотрено, что при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов Президиум центрального совета Партии в случае отсутствия регионального или местного отделения партии выдвигает кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
Постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом регионального отделения Партии является Правление регионального отделения (статья 33 Устава).
Из положений п.4 ч.2 ст.34 Устава Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» следует, что к компетенции Правления регионального отделения относится выдвижение тайным голосованием кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований, кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований (на должность главы муниципального образования, являющегося областным, краевым, окружным и республиканским центром, - по предварительному согласованию с Президиумом или Бюро Президиума), в случае отсутствия местного отделения на соответствующей территории.
В соответствии с подп. «в» п.2 ч.2 ст.32 Устава Политической партии к компетенции общего собрания регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч.1, ч.2 и ч.6 ст.31 Устава Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» общее собрание регионального отделения, являющееся высшим руководящим коллегиальным органом регионального отделения, созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре года Правлением регионального отделения либо в случае приостановления полномочий членов Правления может быть созвано решением Президиума или Бюро Президиума.
Как установлено, полномочия Правления Владимирского регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» приостановлены с 14.04.2020 года, что исключает возможность принятия постоянно действующим руководящим органом регионального отделения решений, как о выдвижении кандидатов в депутаты, так и о созыве Общего собрания регионального отделения.
С учетом изложенного, проанализировав положения Устава Политической партии в их взаимосвязи с п.3.1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», суд пришел к выводу, что наличие у Общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» права выдвигать кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования не исключает правомочие Президиума Центрального совета на выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, как это предусмотрено п.11 ч.3 ст.23 Устава и положениями п.3.1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Таким образом, выдвижение Турунова Р.Е. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 от Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» осуществлено уполномоченным органом данной политической партии в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» и Уставом политической партии.
Доводы представителя административного истца о допущенном нарушении процедуры голосования при выдвижении кандидата судом проверены и опровергаются выпиской из протокола заседания Президиума Центрального совета политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от 14.07.2020 года, из которой следует, что решение о выдвижении кандидата в депутаты Турунова Р.Е. принималось тайным голосованием. Результаты голосования отражены в протоколе. Каких-либо нарушений представителем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении голосования не выявлено из его отчета о посещении заседания Президиума Центрального совета не следует.
Поскольку требования к выдвижению кандидата Турунова Р.Е. были соблюдены, предусмотренных подп. «б» п.24 ст.38 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отказа в регистрации у территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира не имелось. Иные основания для отказа в регистрации данного кандидата, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 24 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствовали и судом не установлены.
Постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Владимира №247 от 07.08.2020 года о регистрации Турунова Р.Е. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов города Владимира двадцать восьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административные исковые требования Федяева С.Б. удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на правильной оценке имеющихся в деле доказательств, при верном распределении судом бремени доказывания в рамках административных правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и о незаконности принятого судебного акта не свидетельствуют, в связи с чем, основанием для отмены правильного по существу решения служить не могут.
Поскольку предусмотренных оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, то обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда города Владимира от 26 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федяева Сергея Борисовича – без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев в со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Д.А. Завьялов
Судьи: Ю.В.Самылов
О.И.Емельянова