Судья – Оплетина Е.С.
Дело № 33-13658
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Выдриной Ю.Г., судей Смирновой М.А. и Новоселовой Д.В., при секретаре Нечаевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 октября 2018 г., которым постановлено –
возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить Исайкиной Юлии Денисовне, ** года рождения, на территории муниципального образования город Пермь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (при этом жилая площадь помещения не менее 14 квадратных метров) за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исайкина Ю.Д. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить на территории г. Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 и не более 33 кв. м. В обоснование заявленных требований указано, что истец является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Перми, указывая на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, дана неверная оценка обстоятельствам настоящего спора. Ссылаясь на положения части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Закон Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает, что на сегодняшний день финансовые средства на исполнение указанных полномочий муниципальному образованию город Пермь не переданы, следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на администрацию г. Перми обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, также не имеется оснований для предоставления жилого помещения, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не нашла оснований к его отмене.
Судом первой инстанции установлено, что Исайкина Ю.Д., ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском – 16.08.2018 достигла 18-летнего возраста, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать С. на основании приговора Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 03.10.2013, вступившего в законную силу 24.12.2013, отбывает наказание в местах лишения свободы (начало срока 03.10.2013, конец срока 28.12.2020 согласно справке ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю), сведения об отце в актовую запись о рождении ребенка внесены на основании заявления матери.
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми №** от 21.07.2014 над несовершеннолетней Исайкиной Ю.Д. установлено попечительство, попечителем назначена И1., место жительства Исайкиной Ю.Д. определено совместно с попечителем по адресу: г. Пермь, ул. ****, за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № 631 от 20.07.2015 разрешено раздельное проживание попечителя И1. и несовершеннолетней Исайкиной Ю.Д., которой определено место пребывания по адресу: ****.
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № ** от 16.09.2016 И1. отстранена от исполнения обязанностей попечителя Исайкиной Ю.Д., прекращено попечительство над несовершеннолетней, избрана форма устройства Исайкиной Ю.Д., оставшейся без попечения родителей, помещение под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке от 24.11.2016 Исайкина Ю.Д. находилась на полном государственном обеспечении в ГКУПК СОН «***» с 03.08.2016 по 27.10.2016.
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми № ** над несовершеннолетней Исайкиной Ю.Д. установлено попечительство по договору о приемной семье, попечителем назначена В.
Из справки №** от 21.02.2018 следует, что Исайкина Ю.Д. с 01.09.2016 обучается в КГАПОУ «***» г. Перми по профессии «***», срок окончания обучения 30 июня 2019 года.
Исайкина Ю.Д. с 18.06.1999 зарегистрирована по адресу места жительства (пребывания): г. Пермь, ул. ****, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, справкой МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» от 14.02.2018. Совместно с истцом по указанному адресу зарегистрированы: П., ** г.р. (бабушка), З., ** г.р. (дядя), С., ** г.р. (мать).
Согласно договору социального найма жилого помещения №** от 28.09.2017, заключенному между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» и П. (наниматель), последней передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, представляющее собой однокомнатную квартиру, общей площадью 32,7 кв.м, в том числе жилой площадью 17,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Пермь, ул. ****; совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются и регистрируются члены семьи: З., С., Исайкина Ю.Д.
Заключением начальника территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 07.02.2018 установлен факт невозможности проживания Исайкиной Ю.Д. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ****, поскольку площадь, приходящаяся на одно лицо составляет 8,175 кв.м., что менее учетной нормы на одного человека.
Из уведомления Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 03.04.2018 следует, что на основании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 349 от 27.03.2018 Исайкина Ю.Д. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, судом установлено, что жилых помещений на праве собственности Исайкина Ю.Д. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма не является, данные обстоятельства подтверждаются сведениями, предоставленными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю, доказательств обратного ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании не исследовалось.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что на момент рассмотрения настоящего дела Исайкина Ю.Д. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения, собственником жилого помещения не является, проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012. № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 1939-419) в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 кв. м. общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв. м; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам. Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края, а также, что предоставляемое жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 28 и не более 33 кв. м, в том числе, жилой площадью не менее 14 кв. м. При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что законодательное регулирование спорного правоотношения не предполагает предоставления истцу жилого помещения преимущественно по отношению к тем лицам, которые включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых решение суда постановлено ранее оспариваемого судебного акта, не могут быть приняты во внимание. В соответствии с действующим законодательством истец, относящаяся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением незамедлительно при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена до настоящего времени.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 октября 2018 г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: