Судья Жильчинская Л.В.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-9108/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2020 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Рудковской И.А.,
судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Горячкиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-550/2020 по иску Непомнящих С.Н. к Государственному учреждению - Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 31 июля 2020 года,
установила:
Непомнящих С.Н. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска, в обоснование указал, что является получателем пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 05.12.2018.
При сдаче документов на оформление пенсии 13.11.2018 Непомнящих С.Н. сдал справку о заработной плате за период с 1986 по 1990 годы, заблаговременно им полученную 05.06.2003 в ОАО «Иркутскгражданстрой». Однако, пенсионный орган данную справку для расчета пенсии истца не принял и вынес решение об отказе в расчете пенсии по справке о заработной плате Непомнящих С.Н. за период с 1986 по 1990 годы. Между тем, представленная истцом справка о заработной плате от 05.06.2003 о сумме заработной платы содержит все нужные сведения с учетом того, для каких целей оформлялся документ: наименование организации, дата выдачи справки, основания выдачи справки, ответственные лица и их подписи, печать организации, кому и для чего выдана справка. В сравнительном анализе, среднемесячной оплаты труда с учётом районных и северных коэффициентов и справки от 05.06.2003 о заработной плате Непомнящих С.Н. видно, что отношение заработной платы истца составляла 1,388. В своей трудовой деятельности за период работы в Иркутском домостроительном комбинате (впоследствии ОАО «Иркутскгражданстрой») Непомнящих С.Н. занимал должности, работа в которых требовала большой физической нагрузки и была в свою очередь высокооплачиваемой, что не могло не выражаться в достойной и стабильной оплате труда. Подлинность выданной справки, заверенной печатью ОАО «Иркутскгражданстрой» подтверждается исторической справкой ОАО «Иркутскгражданстрой»
Непомнящих С.Н. просил суд признать незаконным решение ГУ-УПФР в Свердловском районе г. Иркутска об отказе в расчете пенсии № 969 от 06.12.2018 по справке о заработной плате, выданной 05.06.2003 ОАО «Иркутскгражданстрой»; обязать ГУ-УПФР в Свердловском районе г. Иркутска произвести расчет пенсии с учётом справки о заработной плате от 05.06.2003, выданной ОАО «Иркутскгражданстрой» с момента назначения пенсии с 05.12.2018.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 31.07.2020 исковые требования Непомнящих С.Н. удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе представитель ГУ – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 Степанов Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов к отмене решения суда указал, что сведения, содержащиеся в справке о заработке от 05.06.2003 б/н, выданной ОАО «Иркутскгражданстрой», не подтверждены. Согласно ответу № С-4866 от 25.09.2018 ОГКУ ГАДЛСИО, подтвердить начисление заработной платы за период работы в ОАО «Иркутскгражданстрой» с 27.06.1985 по 20.06.1995 не представляется возможным, так как расчетные листки по заработной плате на Непомнящих С.Н. на хранение в архив не переданы.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовое уведомление, отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором Почта России, в заседание судебной коллегии не явились, не просили об отложении дела, о наличии уважительных причин неявки не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 12.11.2018, действующей на момент спорных правоотношений) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015.
Согласно ст. 36 указанного Федерального закона, с 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30.3 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002, определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного Пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых работодателями, либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н утверждены «Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35498).
В соответствии с положениями п. 48 указанных Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п. 49 указанных Правил).
Пунктом 63 Правил предусмотрено право территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В том случае, когда заработок приходится на период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, среднемесячный заработок подтверждается справками, выдаваемыми работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В пп. "д" п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что в случаях представления дополнительных документов размер трудовой пенсии, исчисленный с учетом сумм валоризации, подлежит перерасчету.
Перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом сумм валоризации, производится при представлении застрахованными лицами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, дополнительных документов (подпункты 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).
К дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих видах работ, не учтенные при осуществлении оценки пенсионных прав.
Суд апелляционной инстанции установил, что Непомнящих С.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 05.12.2018, назначенной ему в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно решению пенсионного органа от 16.11.2018 на основании заявления от 13.11.2018.
30.11.2018 истец обратился в ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе г. Иркутска с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ исходя из сведений о заработной плате за период с 1986 по 1990 г.г., содержащихся в справке от 05.06.2003, выданной ОАО «Иркутскгражданстрой».
Решением от 06.12.2018 № 969 истцу отказано в перерасчете размера пенсии по старости, поскольку сведения, содержащиеся в справке о заработке от 05.06.2003, выданной ОАО «Иркутскгражданстрой», не подтверждены расчетными листками по заработной плате Непомнящих С.Н.
Согласно ответу ОГКУ «Государственный архив документов по личному составу Иркутской области» от 25.09.2018 № С-4866 на запрос пенсионного органа, расчетные листки по заработной плате на Непомнящих С.Н., работавшего в УМР ПСО «Иркутскгражданстрой» (Иркутский домостроительный комбинат) в ОГКУ ГАДЛСИО на хранение не переданы.
По сведениям представленной ОГКУ ГАДЛСИО исторической справки к фонду № 231 ОАО «Иркутскгражданстрой» и его предшественников: Мельниковский и Иркутский домостроительные комбинаты, Иркутский трест крупнопанельного домостроения, подписанной конкурсным управляющим ОАО «Иркутскгражданстрой», следует, что Иркутский домостроительный комбинат являлся самостоятельным хозрасчетным предприятием и пользовался правами юридического лица.
Иркутский домостроительный комбинат преобразован в Иркутский трест крупнопанельного домостроения, который входил в состав Главного управления по строительству Восточно-Сибирского экономического района Иркутский трест крупнопанельного домостроения являлся Генеральным подрядчиком.
На основании приказа начальника треста «Главвостоксибстроя» № 213 от 13.05.1987 Иркутский трест крупнопанельного домостроения переименован в проектно-строительное объединение «Иркутскгражданстрой», которое в 1988 году переведено на арендный подряд; в 1992 году арендное предприятие «Иркутскгражданстрой» перерегистрировано в ТОО «Иркутскгражданстрой», которое являлось правопреемником арендного предприятия «Иркутскгражданстрой» и в 1995 году перерегистрировано в АО «Иркутскгражданстрой», в 1987 году перерегистрировано в ОАО «Иркутскгражданстрой», которое решением Арбитражного суда Иркутской области по делу № А-19-3131/02-29 от 18.04.2003 признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство. Назначен конкурсный управляющий С.М. Бутырин. С октября 2004 г. по апрель 2005 г. проводилась экспертиза документов. В результате чего было установлено, что документы дел постоянного хранения не были переданы по акту конкурсному управляющему, а по личному составу переданы не в полном объёме.
Согласно записям в трудовой книжке Непомнящих С.Н., в период с 27.06.1985 по 20.06.1995 он работал в УМР Иркутского домостроительного комбината (29.11.1985 переименовано в Ит КПД, 01.08.1987 - в АО «Иркутскгражданстрой») в должности водителя, слесаря.
Оценивая представленную истцом справку, суд установил, что данная справка выдана Непомнящих С.Н. 05.06.2003, имеет угловой штамп предприятия с указанием даты выдачи 05.06.2003 и номера 2, сведения об ознакомлении со справкой работника 05.06.2003.
В указанной справке отражены сведения о фактическом заработке истца, учитываемом для исчисления пенсии за период с января 1986 г. по декабрь 1990 г., согласно которым общая сумма заработка за 60 избранных месяцев составляет 20365,87 руб.
Справка выдана на основании лицевых счетов, составлена главным бухгалтером предприятия Садовниковой М.А. и подписана им от имени нанимателя (руководителя) предприятия, кроме того, подписана Дриц А.А. с проставлением круглой печати предприятия ОАО «Иркутскгражданстрой» (л.д. 31).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 05.02.2002, в отношении Открытого акционерного общества «Иркутскгражданстрой» (сокращенное наименование ОАО «ИГС») запись о наименовании юридического лица внесена 28.01.2003; создание юридического лица до 01.07.2002; в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица указан генеральный директор Дриц А.А.; дата прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией - 05.12.2005.
Из материалов дела следует, что предприятие, где работал истец, ликвидировано, его правопреемники отсутствуют, в архив на хранение необходимые бухгалтерские документы, по личному составу, расчетные листки не переданы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а также с учетом того, что справка выдана организацией, в которой работал истец, подписана уполномоченными должностными лицами работодателя; при оформлении справки периоды, учитываемые при подсчете заработка Непомнящих С.Н., указаны раздельно по каждому календарному году с разбивкой по месяцам, также указана сумма заработной платы с учетом того, для каких целей оформлялся документ; указаны наименование организации, дата выдачи справки, основания выдачи справки, ответственные лица и их подписи, печать организации, кому и для чего выдана справка, пришел к выводу о том, что указанное решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии на основании представленной истцом справки является неправомерным, и перерасчет пенсии мог быть произведен пенсионным органом, исходя из указанных в справке сведений о размере заработка в указанном периоде.
При этом, суд верно исходил из того, что из представленной истцом справки о заработке от 05.06.2003 можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истца.
Также суд правомерно указал, что пенсия истцу назначена с 05.12.2018 на основании первичного обращения 13.11.2018 с заявлением за назначением пенсии; справка, выданная от 05.06.2003 № 2 ОАО «Иркутскгражданстрой», была представлена Непомнящих С.Н. в пенсионный орган при обращении с заявлением о перерасчете пенсии по старости 30.11.2018; оспариваемое истцом решение пенсионного органа принято 06.12.2018, значит, требования истца о перерасчете пенсии с 05.12.2018 являются правомерными и также подлежат удовлетворению.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и постановлены при правильном применении норм материального права.
Согласно Письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подтвердить начисление заработной платы за период работы в ОАО «Иркутскгражданстрой» с 27.06.1985 по 20.06.1995 не представляется возможным, не могут быть приняты во внимание, поскольку анализ представленной в материалы дела справки ОАО «Иркутскгражданстрой» свидетельствует о том, что она составлена работодателем на основании первичных документов, в ней имеется дата выдачи, подписи уполномоченных лиц, печать организации и она подтверждает размер заработной платы за указанный период.
Суд правомерно учел, что невыполнение работодателем обязанности по надлежащему оформлению передаваемых в архив документов, подтверждающих периоды работы и размер заработной платы работников, не может быть поставлено в вину работнику, реализация права работника на страховую пенсию не может быть поставлена в зависимость от добросовестности работодателя.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, по существу сводятся к переоценке доказательств, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 31 июля 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.А. Рудковская
Судьи Н.К. Черемных
Н.А. Сальникова