№ 2-2147/2021
УИД № 26RS0012-01-2021-003721-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2021 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Жуковой В.В.,
при секретаре судебного заседания Быковой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении записи о государственной регистрации права из ЕГРН, возложении обязанности восстановить положение, существовавшее да нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении записи о государственной регистрации права из ЕГРН, возложении обязанности восстановить положение, существовавшее да нарушения права.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> наделен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью <адрес>.
ФИО2 обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 740 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №, в аренду на 49 лет, под индивидуальное жилищное строительство.
В качестве основания предоставления земельного участка без торгов ФИО2 указала выписку из ЕГРН об объекте недвижимости от 23.04.2021г.
Согласно выписке из ЕГРН от 07.05.2021г., полученной Комитетом путем межведомственного взаимодействия, ФИО2 принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, кадастровый номер объекта №, расположенный по адресу: <адрес>.
Из положений ст. 72 Земельного кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления уполномочен на осуществление муниципального земельного контроля, в том числе в отношении фактического использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
В соответствии с и. ДД.ММ.ГГГГ Положения Комитет осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования городского округа гор ода-кур орта Ессентуки.
Специалистами отдела муниципального контроля Комитета был осуществлен выезд на место и проведено обследование вышеуказанного земельного участка.
По результатам проведения обследования, Комитетом в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> был направлен запрос о проведении осмотра объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № на предмет соответствия требованиям, предусмотренным к жилым домам.
В соответствии с Положением об управлении архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, утвержденным Решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 30 сентября 2014 г. N 104, Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, является отраслевым органом администрации города, и осуществляет на территории <адрес> полномочия в области архитектуры и градостроительства по вопросам, отнесенным законом к ведению местного самоуправления, а также переданных управлению государственных полномочий в области архитектуры и градостроительства.
Основными задачами Управления архитектуры и градостроительства является организация управленческих функций в области архитектуры и градостроительства на территории <адрес>; выполнение профессиональных работ и услуг в области архитектуры и градостроительства на территории <адрес>.
Из представленной Управлением в адрес Комитета информации следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, количество этажей - 1, материал стен - блок, кровля частично отсутствует.
На основании вышеизложенного, и ввиду отсутствия оснований, предусмотренных пп.9 п.2 ст.39.6. Земельного кодекса Российской Федерации, 01.07.2021г. комитетом в адрес ФИО2 было направлено сообщение №/з об отказе в предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из содержания п. 1 ст. 130 ГК РФ и п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Наличие в ЕГРН записи о праве собственности ответчика на недвижимое имущество накладывает на собственника соответствующего земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии ЗК РФ.
Кроме того, поскольку объект, права на который в ЕГРН зарегистрированы как на недвижимость, отсутствовал, сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий.
Нарушенное право может быть восстановлено путем исключения из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.
Согласно п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно п. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Просит суд:
Признать отсутствующим право собственности ФИО2 на объект недвижимости - индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Исключить из ЕГРП запись о государственной регистрации права на объект недвижимости - индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 118,7 кв.м., кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать ФИО2 восстановить положение, существовавшее до нарушения права муниципальной собственности <адрес>, путем приведения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №, площадью 740 кв.м., кадастровый № в первоначальное состояние, путем сноса объекта недвижимости - индивидуального жилого дома площадью 118,7 кв.м, с кадастровым номером 26:30:100317:651.
В судебное заседание представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. От представителя по доверенности ФИО4 в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Представители третьих лиц Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> и УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, заключение эксперта, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15).
В силу ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты, либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав. Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами.
Таким образом, выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.
Таким образом, выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРП должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.
В условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В судебном заседании установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> наделен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью <адрес>.
ФИО2 обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:30:100317:114, площадью 740 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №, в аренду на 49 лет, под индивидуальное жилищное строительство.
В качестве основания предоставления земельного участка без торгов ФИО2 указала выписку из ЕГРН об объекте недвижимости от 23.04.2021г.
Согласно выписке из ЕГРН от 07.05.2021г., полученной Комитетом путем межведомственного взаимодействия, ФИО2 принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, кадастровый номер объекта №, расположенный по адресу: <адрес>.
Из положений ст. 72 Земельного кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления уполномочен на осуществление муниципального земельного контроля, в том числе в отношении фактического использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.
В соответствии с п. 2.2.31 Положения Комитет осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки.
Специалистами отдела муниципального контроля Комитета был осуществлен выезд на место и проведено обследование вышеуказанного земельного участка.
По результатам проведения обследования, Комитетом в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> был направлен запрос о проведении осмотра объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, на предмет соответствия требованиям, предусмотренным к жилым домам.
В соответствии с Положением об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, утвержденным Решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 30 сентября 2014 г. N 104, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ессентуки, является отраслевым органом администрации города, и осуществляет на территории города Ессентуки полномочия в области архитектуры и градостроительства по вопросам, отнесенным законом к ведению местного самоуправления, а также переданных управлению государственных полномочий в области архитектуры и градостроительства.
Основными задачами Управления архитектуры и градостроительства является организация управленческих функций в области архитектуры и градостроительства на территории <адрес>; выполнение профессиональных работ и услуг в области архитектуры и градостроительства на территории <адрес>.
Из представленной Управлением в адрес Комитета информации следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером № количество этажей - 1, материал стен - блок, кровля частично отсутствует.
На основании вышеизложенного, и ввиду отсутствия оснований, предусмотренных пп.9 п.2 ст.39.6. Земельного кодекса Российской Федерации, 01.07.2021г. комитетом в адрес ФИО2 было направлено сообщение №/з об отказе в предоставлении земельного участка.
Истец полагает, что его право нарушено, поскольку объект, право на который в ЕГРН зарегистрировано за ФИО2., отсутствовал, сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий.
Нарушенное право может быть восстановлено путем исключения из реестра записи о праве собственности ответчика на объект.
Согласно п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно п. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно п.5 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент регистрации права ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).
В ходе рассмотрения дела, в целях установления существенных обстоятельств по делу судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- Соответствует ли объект недвижимости - жилой дом, с кадастровым номером №, общей площадью 118,7 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, действующим в Российской Федерации и <адрес> строительным, санитарным, противопожарным и экологическим стандартам, нормам, правилам и регламентам в области строительства (в том числе Правилам землепользования и застройки <адрес>)?
- Соответствует ли фактически расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, объект параметрам, указанным в документах, послуживших основанием для регистрации права собственности ФИО2 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>?
- Имелся ли на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 740 кв.м., объект недвижимого имущества - жилой дом, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ? Если да, то какова его степень готовности.
- Возможно ли эксплуатировать объект недвижимого имущества, площадью 118,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, по его функциональному назначению?
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Экспертное дело», обследовав объект незавершенного строительства - жилой дом, с кадастровым номером №, общей площадью 118,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, экспертом установлено, в результате предварительного (визуального) обследования объекта незавершенного строительства - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 118,7 кв.м., экспертом установлено, что видимые повреждения и трещины, свидетельствующие о снижении несущей способности конструкций, не выявлены, необходимость в ремонтно-восстановительных работах отсутствует, категория состояния конструкции, оценивается, как I - нормальное.
Выполненные строительные работы при строительстве, отвечают требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ в части касающихся предельных состояний и характеризующихся нарушениями прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований в частности разрушениями любого характера, потерей устойчивости формы, потерей устойчивости положения, наличию дефектов в ограждающих конструкциях, покрытиях и перекрытиях.
Исследуемый объект незавершенного строительства - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 118,7 кв.м., соответствует строительным нормам и правилам.
На основании того, что исследуемый объект - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства, определить соответствует ли он санитарным нормам и правилам на данной стадии готовности исследуемого объекта - не представляется возможным.
Исследуемый объект незавершенного строительства жилой дом, с кадастровым номером №, общей площадью 118,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в данной степени готовности соответствует, противопожарным и экологическим нормам и правилам, а также требованиям правил ППЗ <адрес>.
Проведя обследование объекта незавершенного строительства - жилого дома, площадью 118,7 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, и проведя анализ документов, послуживших основанием для регистрации права собственности ФИО2 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д. 88-121), экспертом было установлено, что фактически расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, объект недвижимости соответствует параметрам, указанным в документах, послуживших основанием для регистрации права собственности ФИО2 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
По третьему вопросу эксперт сообщает о невозможности провести исследование, так как, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленный вопрос. В связи с вышеизложенным, а также руководствуясь ст. 85 ГПК РФ и ст. 16 ФЗ N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, эксперт сообщает о невозможности дать заключение по поставленному вопросу.
Объект недвижимого имущества (незавершенный строительством объект), площадью 118,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, по функциональному назначению является гражданским зданием - жилым домом.
На основании того, что исследуемый объект - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства, эксперт приходит к выводу, что эксплуатация исследуемого объекта по его функциональному назначению возможна только после полного завершения строительных работ (готовность объекта 100%).
Как указано в статье 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При подготовке и проведении экспертизы эксперту разъяснены права и обязанности, также содержание ст. 307 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения. При назначении экспертизы у сторон было право предоставлять суду вопросы, которые необходимо предоставить на разрешение экспертов, которым они воспользовались, присутствовали при проведении экспертизы.
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению заключение судебной экспертизы.
Учитывая вышеприведенные нормы права, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что спорный объект, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2, как на жилой дом, площадью 118,7 кв.м., является жилым домом 100% готовности.
Следовательно, наличие в ЕГРП записи о праве собственности ответчика на недвижимое имущество не может накладывать на собственника земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе, по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии с ЗК РФ. Поскольку объект, права на который в ЕГРН зарегистрированы как на недвижимость, реально существует, сам факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество не нарушает права истца, как собственника земельного участка, поскольку не ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий.
Таким образом, исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, как собственника земельного участка, на котором расположен спорный объект, к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении записи о государственной регистрации права из ЕГРН, возложении обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> к ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на жилой дом, исключении записи о государственной регистрации права из ЕГРН, возложении обязанности восстановить положение, существовавшее да нарушения права, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Председательствующий судья В.В. Жукова
Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2021 года.