УИД 61RS0036-01-2022-003761-29
Судья Курилов А.Е. Дело № 11-1484/2022
РЕШЕНИЕ
8 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника МИФНС России № 21 по Ростовской области ФИО4 на решение судьи Каменского районного суда Ростовской области от 19 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Каменский станкостроительный завод» Мирошниченко Сергея Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника МИФНС России № 21 по Ростовской области ФИО4 от 24 января 2022 года директор ООО «Каменский станкостроительный завод» Мирошниченко С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Каменского районного суда Ростовской области от 19 июля 2022 года постановление заместителя начальника МИФНС России № 21 по Ростовской области от 24 января 2022 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в МИФНС России № 21 по Ростовской области.
Заместитель начальника МИФНС России № 21 по Ростовской области ФИО4 обратилась с жалобой на решение судьи районного суда в Ростовский областной суд, полагая его незаконным.
Мирошниченко С.А. в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель налогового органа Дикова Н.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Изучив материалы дела, заслушав представителя МИФНС России № 21 по Ростовской области, ознакомившись с доводами жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу части 3 статьи 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в указанной части статьи 14 Закона.
Из материалов дела следует, что 26 августа 2020 г. между ООО «Каменский станкостроительный завод» и иностранным гражданином ФИО6 заключен трудовой договор.
При осуществлении мероприятий валютного контроля МИФНС России № 21 по Ростовской области проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО «Каменский станкостроительный завод», директором которого является Мирошниченко С.А.
В ходе проверки установлен факт нарушения валютного законодательства в части выплаты заработной платы иностранному гражданину ФИО6 наличными денежными средствами в размере 11 136 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером №1 от 3 марта 2021 года.
Нарушение ООО «Каменский станкостроительный завод» подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1, части 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившееся в выплате 3 марта 2021 года иностранному гражданину заработной платы в наличной форме, послужило основанием для привлечения директора Общества Мирошниченко С.А. к административной ответственности за каждую выплату.
При рассмотрении жалобы на постановление налогового органа судьей Каменского районного суда Ростовской области установлено, что выплаты заработной платы иностранному гражданину ФИО6 осуществлялись ООО «Каменский станкостроительный завод» наличными денежными средствами в течение 2020 - 2021 годов.
При этом согласно представленным материалам общее количество дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении директора ООО «Каменский станкостроительный завод» Мирошниченко С.А. составляет - 9.
По каждому факту выплаты заработной платы иностранному гражданину ФИО7. в 2020-2021 годах в отношении директора ООО «Каменский станкостроительный завод» Мирошниченко С.А. вынесено отдельное постановление о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа.
Отменяя постановление начальника МИФНС России № 21 по Ростовской области от 24 января 2022 года и возвращая дело на новое рассмотрение в налоговый орган, судья районного суда исходил из того, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, вменяемые Мирошниченко С.А. правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы административного органа, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что раздельное рассмотрение таких дел с вынесением постановлений по каждой выплате приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года № 14-П, от 11 мая 2005 года №5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 16 июня 2009 года № 9-П).
В пункте 6 Постановления от 16 июня 2009 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 КоАП РФ следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности указания в протоколе об административном правонарушении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения.
Кроме того, судья Ростовского областного суда отмечает, что на момент рассмотрения жалобы заместителя начальника МИФНС России № 21 по Ростовской области ФИО4 вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В связи с этим необходимо указать следующее.
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановления о назначении Мирошниченко С.А. наказаний по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ обжалованы и не вступили в законную силу.
Учитывая изложенное, оснований для отмены вынесенного судьей районного суда решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Каменского районного суда Ростовской области от 19 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Каменский станкостроительный завод» Мирошниченко Сергея Анатольевича, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника МИФНС России № 21 по Ростовской области ФИО4– без удовлетворения.
Судья: