Дело №2а-263/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 июля 2021 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Козлова В.А.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района ФИО4,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности заключения договора на отлов безнадзорных животных,
Установил:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности заключения договора на отлов безнадзорных животных, указывая, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи в деятельности административного ответчика были выявлены нарушения, а именно в связи с невыполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий во избежание ухудшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных и мероприятий по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей, вопреки наделения администрации указанного сельского поселения полномочиями на осуществление деятельности по обращению с обитающими на территории поселения безнадзорными животными по их отлову и содержанию в специальных питомниках, административный ответчик бездействует в части заключения контракта (договора) с юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в целях исполнения вышеуказанных направленных на профилактику бешенства среди людей мероприятий.
Поскольку случаи нахождения безнадзорных животных, в частности бездомных собак, не исключены в местах следования несовершеннолетних в учебные учреждения и данное обстоятельство представляет опасность для их жизни и здоровья, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических и должностных лиц, а также граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка и за причинение ему вреда, просил признать бездействие администрации Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязать заключить с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем договор на осуществление отлова безнадзорных животных на территории поселения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора ФИО4 поддержал административные исковые требования по изложенным основаниям, пояснив, что договор необходим для безопасности детей по пути их следования в школу.
Представитель административного ответчика – глава администрации Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики ФИО5 представила заявление о рассмотрении исковых требований прокурора без их участия, а также указывает на признание административных исковых требований.
Выслушав помощника прокурора и изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской республики от 11 марта 2020 года № 102 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, в соответствии с которым исполнителями мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и передаче в приюты для животных, по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также по возврату содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места их обитания, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно справке помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ администрациями сельских поселений муниципального образования Ибресинского района договора с юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями на отлов безнадзорных животных не заключались (л.д.4).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что, несмотря на наличие угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и необходимости регулирования численности безнадзорных животных и их иммунизацию против бешенства, а также наделение административного ответчика полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, административным ответчиком в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних жителей и взрослого населения указанного сельского поселения и предупреждения возникновения связанных с распространением заразных болезней эпидемий, необходимые мероприятия не проводятся, в частности соответствующие контракты (договоры) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не заключены, в связи с чем административные исковые требования обоснованы, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
Признать незаконным бездействие администрации Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики, расположенной по адресу: <данные изъяты> по не проведению мероприятий по отлову безнадзорных животных.
Обязать администрацию Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики заключить с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем контракт (договор) на осуществление мероприятий по отлову безнадзорных животных на территории Березовского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики в течение <данные изъяты> года со дня вступления решения в суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья