Решение по делу № 2а-426/2022 (2а-3679/2021;) от 09.12.2021

Дело № 2а-3679/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,

при участии административного истца Безручко К.Б., его представителя Кужелевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Безручко К.Б. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Безручко К.Б. обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженный в письме от 13.09.2021 года о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 123 кв.м.; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Безручко К.Б. о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что на испрашиваемом земельном участке находится объект недвижимого имущества - жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности; отказ в предварительном согласовании схемы противоречит положениям ст.12.2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС.

В судебном заседании административный истец и его представитель на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик и представитель заинтересованного лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суд не уведомили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения административного истца, его представителя, определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 07.07.2017 г. административный истец является собственником жилого дома с надворными постройками, расположенного в <адрес>.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 132 кв.м.

14.05.2021 Безручко К.Б. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>. 42, площадью 123 кв.м.

Уведомлением от 13.09.2021 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказано в предоставлении вышеуказанной государственной услуги по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок не соответствует действующей градостроительной документации.

Полагая отказ Департамента незаконным, Безручко К.Б. обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В силу пункта 3 статьи 6 данного Кодекса земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

На основании пункта 1 статьи 11.2 поименованного Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 указанного Кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11.10 названного Кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В силу пункта 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.10 подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности г. Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

В пункте 2.9 административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" отражен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуг, в том числе разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 указанного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Статьей 11.9 данного Кодекса предусмотрены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в частности предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, иные требования.

Пунктом 6 статьи 11.9 предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу требований пункта 1 статьи 2 Закона г. Севастополя от 7 декабря 2016 года N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя, в том числе, в случае несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Постановлением правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года N 248-ПП "Об утверждении документации по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования" утверждены соответствующие проекты.

Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ видами документации по планировке территории являются:

1) проект планировки территории;

2) проект межевания территории.

Согласно представленным департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя сведениям, испрашиваемый Безручко К.Б. объект расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; в зоне незастроенных территорий, в зоне проектируемых дорог (подземный тоннель); частично в границах красных линий (территории общего пользования).

Указанные обстоятельства также были предметом проверки прокуратуры города Севастополя по обращению Безручко К.Б., обстоятельства нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий (территории общего пользования) нашли свое подтверждение. При этом Безручко К.Б. было разъяснено его право на обращение в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о корректировки красных линий в отношении испрашиваемого земельного участка в рамках проводимых в настоящее время работ по внесению изменений в документацию по планировки территории линейного объекта.

Из пояснений административного истца и его представителя следует, что с заявлением о корректировки красных линий в отношении спорного земельного участка в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя не обращались.

Более того, утверждение схемы предшествует оказанию государственной услуги о предоставлении земельного участка в собственность, вместе с тем, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Из указанных положений Градостроительного кодекса следует, что проект планировки территории, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку определяет стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Таким образом, судом установлено, что часть испрашиваемого административным истцом земельного участка расположена в границах красных линий проектируемой дороги, является территорией общего пользования, а также находится в границах незастроенных территорий, в связи с чем отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является правомерным.

Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Безручко К.Б. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 14.01.2022 года.

Судья                                  Ю.С. Степанова

2а-426/2022 (2а-3679/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Безручко Константин Борисович
Ответчики
ДИЗО г. Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополь
Кужелева Елена Сергеевна
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация административного искового заявления
09.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Судебное заседание
14.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее