Дело № 2а-2718/2020 (№ 33а-2669/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 15 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Портновой Л.В.,
судей Багаутдиновой А.Р., Искандарова А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Романовой А.Р.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Башкортостан к Леонтьев А.М. об установлении административного надзора,
по апелляционной жалобе Леонтьева А.М. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия
установила:
начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Башкортостан Олешко М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Леонтьева А.М., осужденного за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, просил установить административный надзор сроком на 8 лет с установлением ограничений в виде запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23 до 6 часов, обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещением выезда за установленные судом пределы территории.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2020 года постановлено:
установить в отношении Леонтьева А.М., дата года рождения, административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Леонтьева А.М. за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений:
-запретить пребывание в местах распития спиртных напитков;
-запретить пребывание вне жилого или иного помещения, избранного им при освобождении местом его жительства или пребывания, фактического нахождения в период с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы;
-запретить выезд за пределы муниципального образования, которое им избрано при освобождении местом жительства, пребывания или фактического нахождения без уведомления контролирующего органа МВД России;
- обязать являться для регистрации в орган внутренних дел по избранному им при освобождении месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц в дни, установленные органом внутренних дел.
В апелляционной жалобе Леонтьев А.М. указывает, что на 21 января
2021 года было назначено рассмотрение его апелляционной жалобы на постановление от 13 ноября 2020 года, вынесенное в порядке исполнения приговора, и суд первой инстанции не мог рассматривать административное дело об установлении административного надзора до рассмотрения апелляционной жалобы на это постановление. Просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, с учетом поступившего от Леонтьева А.М. заявления о рассмотрении дела без его участия, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора
Муратовой Е.М., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон).
Согласно статьям 1, 2 Федерального закона административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения, органа внутренних дел.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В соответствии с частью 3 статьи 5 указанного Федерального закона срок административного надзора для лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного закона, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Закона).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Леонтьев А.М. осужден 16 ноября 2012 года по ... УК РФ, ... УК РФ с учетом последующих изменений к ... лишения свободы в исправительной колонии особого режима. В действиях подсудимого суд установил особо опасный рецидив преступлений.
Согласно характеристике, представленной административным истцом, Леонтьев А.М. характеризуется отрицательно, желания трудоустроиться не изъявил и в настоящее время не работает, в работах по благоустройству территории исправительного учреждения участия не принимает, допускает малозначительные нарушения режима отбывания наказания, и не стремится к снятию взысканий, всего допустил 50 нарушений установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет. К отрицательным поступкам других осужденных относится равнодушно, не определился в своих намерениях после освобождения.
Поскольку Леонтьев А.М., освобождаемый из мест лишения свободы
28 марта 2021 года, имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении него административного надзора на срок погашения судимости по вышеназванному приговору суда.
В соответствии с ... УК РФ (в редакции на момент совершения преступления) срок погашения судимости ФИО1 по приговору Южноуральского городского суда адрес от дата составляет №... лет.
Установленный Леонтьеву А.М. срок административного надзора соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона.
Административные ограничения, установленные судом в отношении Леонтьева А.М., предусмотрены статьей 4 вышеуказанного Федерального закона и чрезмерными не являются.
Учитывая данные, характеризующие Леонтьева А.М., в том числе поведение административного ответчика в период отбывания наказания, судебная коллегия полагает, что установленные судом первой инстанции административные ограничения соответствуют достижению задач административного надзора и обеспечивают достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обстоятельства, устраняющие основания для установления Леонтьеву А.М. административного надзора в ходе рассмотрения дела, не возникли.
При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные судом первой инстанции административные ограничения, как и срок административного надзора, судебной коллегией признаются правильными и отвечающими требованиям законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не мог рассматривать административное дело до рассмотрения вышестоящим судом апелляционной жалобы на постановление, вынесенное в порядке исполнения приговора, судебная коллегия отклоняет, так как вынесенное в порядке исполнения приговора постановление не влияет на судебное решение по настоящему административному делу.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, материальный закон применен верно и процессуальных нарушений, влекущих в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонтьева А.М. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий п/п Л.В. Портнова
Судьи п/п А.Р. Багаутдинова
п/п А.Ф. Искандаров
Справка: судья 1-ой инстанции Салимов И.М.