К делу № 2-4580-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего федерального судьи Ерошенко Е.В.
при секретаре судебного заседания Курилко К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спорышева Александра Юрьевича к УСЗН г. Таганрога, третье лицо – Министерство труда и социального развития Ростовской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по уплате ЖКУ, о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Спорышев А.Ю. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на предоставление мер социальной поддержки по уплате ЖКУ, о взыскании компенсации. В обоснование иска указал, что истец является инвалидом 3 группы. В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Истец обратился в УСЗН г. Таганрога для установления мер социальной поддержки. 01.09.2017 года был включен в базу УСЗН г. Таганрога по категории инвалид 3 группы. По декабрь 2017 года истцу выплачивали компенсацию за фактически произведенные истцом расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако в настоящее время компенсация истцу не выплачивается. За разъяснениями истец обратился к ответчику. Из письменного ответа ответчика от 25.05.2018 года следует, что предоставление мер социальной поддержки приостановлено, в связи с тем, что имеются сведения из МУП «Управления Водоканал», ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» о том, что у истца имеется текущая задолженность по оплате за воду и газ. Текущей задолженности у истца нет согласно имеющимся квитанциям. Таким образом, ответчиком необоснованно приостановлены меры социальной поддержки. За период времени с декабря 2017года по июнь 2018 года включительно истцом фактически оплачено за газ – 5297 рублей 89 копеек, за воду – 3274 рубля 70 копеек, за электроэнергию – 1703 рубля 76 копеек, а всего 10276 рублей 35 копеек, которые должны быть компенсированы ответчиком.
Истец просит признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. Обязать УСЗН г. Таганрога возобновить выплату компенсации фактически понесенных истцом расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Взыскать с УСЗН г. Таганрога в пользу Спорышева А.Ю. компенсацию фактически понесенных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период времени с декабря 2017 года по июнь 2018 года включительно в размере 10276 рублей 35 копеек.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, просил рассмотреть исковое заявление в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представители истца поддержали исковое заявление – просили его удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку у истца имеются задолженности по газу и водоснабжению, соглашения по погашению задолженности истцом с поставщиками услуг не заключено.
Представитель третьего лица Министерство труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не явился, направил в суд возражения на исковое заявление, в котором просил исковое заявление оставить без удовлетворения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данному предмету могут приниматься нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьями 12 - 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка предоставления установленных законодательством мер социальной поддержки специально не отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации либо органов местного самоуправления.
Обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги по общему правилу вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Пункт 1 статьи устанавливает, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Пункт 4 статьи предусматривает, что субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 статьи установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с пунктом 7 статьи порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Указанная мера социальной поддержки предоставляется в форме денежных компенсаций и выплат.
Прием документов, а так же производство денежной компенсаций и выплат осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов по месту жительства гражданина в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области.
В силу п. 14 «Положения о порядке расходования субвенций …», утвержденных постановлением Правительства РО от 09.12.2011 года № 212, компенсация на ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений, в том числе взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Организации, осуществляющие расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно, в срок до 20 числа, сообщают органам социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг.
Обмен информацией об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт, и коммунальных услуг осуществляется на основании соглашений, заключенных между органом социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области и организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации об имеющейся у граждан задолженности направляет получателю компенсации на ЖКУ в письменной форме или путем включения информации в платежный документ, содержащий сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги (при согласовании с организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг), уведомление о наличии задолженности, необходимости ее погашения и о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ в случае непогашения задолженности либо незаключении соглашения по ее погашению и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению (далее - уведомление) с первого числа месяца, следующего за месяцем повторного включения получателя компенсации на ЖКУ организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, и коммунальных услуг.
В случае, если в следующем месяце после направления уведомления получатель компенсации на ЖКУ повторно включен организациями, осуществляющими расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, в информацию об имеющейся у граждан задолженности по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области принимает решение о приостановлении выплаты компенсации на ЖКУ со следующего месяца, о чем в течение пяти рабочих дней уведомляет гражданина в письменном виде.
В решении указываются основания его принятия. Решение подлежит хранению в органе социальной защиты населения муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец Спорышев А.Ю. является инвалидом 3 группы.
Истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Александровская, д. 59, кВ. 2.
С 01.09.2017 года истец был включен в базу УСЗН г. Таганрога по категории инвалид 3 группы, по декабрь 2017 года получал компенсацию фактически произведенных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Согласно информации, предоставленной поставщиками услуг – МУП «Управления водоканал», ООО « Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» в октябре 2017 года и в ноябре 2017 года, Спорышев А.Ю. является должником по оплате услуг холодного водоснабжения с 01.10.2011 года, по услуге газоснабжения с 01.04.2012 года.
01.12.2017 года выплата компенсации на ЖКУ была приостановлена с 01.12.2017 года.
Согласно ответа МУП «Управления водоканал» задолженность по состоянию на 04.07.2018 года на 24.10.2018 года составляет 83040 рублей 61 копейки, задолженность перед ООО «Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону» по состоянию на 06.07.2018 года составляет 52290,82 рублей.
В обоснование возражений истец ссылается на то, что в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг отсутствуют сведения о размере задолженности, вместе с тем, указанные бланки квитанций заполняются собственником самостоятельно.
Истцом не представлено сведений о том, что с поставщиками услуг достигнуто соглашение по погашению задолженности.
Таким образом, поскольку статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и принятые на его основании подзаконные нормативные акты предусматривают, что субсидия предоставляется при отсутствии задолженности по оплате коммунальных платежей (либо при заключении соглашения об ее погашении), суд приходит к выводу о том, что прекращение выплаты субсидии являлся обоснованным. С учетом изложенного, не подлежат удовлетворению требования истца о признании за ответчиком права на предоставление мер социальной поддержки, возобновлении выплат и взыскании денежных средств.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые Спорышева Александра Юрьевича к УСЗН г. Таганрога, третье лицо – Министерство труда и социального развития Ростовской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по уплате ЖКУ, о взыскании компенсации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: .
Решение в окончательной форме изготовлено 13 ноября 2018 года