Гражданское дело №2-529/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Баргузин 23 июля 2015 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Сандаковой С.Ц.,
с участием прокурора – ст. помощника прокурора Баргузинского района РБ Михалевой Т.С.,
при секретаре Беспрозванных Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Баргузинского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельское поселение «Б» о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л :
Обращаясь в суд в интересах неопределенных круга лиц, прокурор Баргузинского района РБ просит обязать администрацию сельского поселения «Б устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, а именно ликвидировать путем сбора и вывоза бытовых отходов несанкционированные свалки, расположенные в местности «<адрес>», а именно: свалки размерами ориентировочно 1 м. на 7 м., расположенная напротив водонапорной башни; свалки размерами ориентировочно 5 м. на 10 м., расположенная в 300 м. от водонапорной башни; свалки размерами ориентировочно 5 м. на 10 м., расположенная в 500 м. от водонапорной башни.
Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проверки выявлены грубые нарушения администрациейМО СП «Бзаконодательства об охране окружающей среды, ненадлежащим образом организован регулярный сбор и вывоз отходов, что влечет за собой образование несанкционированных свалок и захламление прилегающих территорий поселения, и в свою очередь возникновения лесных пожаров.В ходе обследования территории местности <адрес>» МО СП «Б» выявлены нарушения обязательных требований санитарно- эпидемиологического, природоохранного законодательства в сфере обращения сотходами производства ипотребления.
В судебном заседании прокурор Михалева Т.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит обязать администрацию сельского поселения «Баянгольское» устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, а именно ликвидировать путем сбора и вывоза бытовых отходов несанкционированные свалки, расположенные в местности «Чебукчен».
Представитель ответчикав судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, доказательств причин неявки в судебное заседание также не представил, в связи с чем, суд в силу ст.233 ГПК РФ, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Представитель третьего лица Галсанов Б.Ч. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 1 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV«Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» определены понятия несанкционированной свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, и захламление земель - это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 указанного Закона Республики Бурятия запрещается выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках, захламление земель.Согласно п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «Об организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об организации местного самоуправления в РФ» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения. При этом часть 3 ст. 14 ФЗ РФ «Об организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вышеназванного закона вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896-III«Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» на основании части 3 статьи 14 Федерального закона настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 4 (за исключением вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения), 6, 13 (за исключением вопроса охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения), 15, 18, 22, 33.1, 33.2 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» дано понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. Факторами среды обитания являются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Инфекционные заболевания - это заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Устава МО СП «Б», утвержденного решением Совета депутатов МО «Б» от ДД.ММ.ГГГГ № 7, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст.ст. 51-53.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах (предупреждение лесных пожаров) и тушение пожаров в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Предупреждением лесных пожаров является противопожарное обустройство лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Согласно ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст.ст. 4, 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68- ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено понятие системы обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 № 417, установлены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. В соответствии с п. 9 указанных Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно п.п. 1 и 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414, настоящие Правила устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В нарушение вышеперечисленных требований действующего законодательства муниципальным образованием сельского поселения «Баянгольское» ненадлежащим образом организован регулярный сбор и вывоз отходов, что влечет за собой образование несанкционированных свалок и захламление прилегающих территорий поселения, и в свою очередь возникновения лесных пожаров.
В ходе обследования территории местности «<адрес>» МО СП «Б выявлены нарушения обязательных требований санитарно- эпидемиологического, природоохранного законодательства в сфере обращения сотходами производства ипотребления.
Так, в нарушение ст. 22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88, предусматривающего, что обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке;п. 3.2 СанПин 42-128-4690-88предусматривающего, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны(усовершенствованные свалки), поля компостирования,перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы – насливные станции или поля ассенизации, установлено наличие 3несанкионированных неконтролируемых свалок твердых бытовых отходов: свалка размерами ориентировочно 1 м. на 7 м., расположенная напротив водонапорной башни;свалка размерами ориентировочно 5 м. на 10 м., расположенная в 300 м. от водонапорной башни;свалка размерами ориентировочно 5 м. на 10 м., расположенная в 500м. от водонапорной башни.
Администрацией муниципального образования сельского поселения «Б» мероприятия по устранению выявленных нарушений законодательства до настоящего времени не проведены.Указанные захламления способствуют возгоранию лесных пожаров на территории муниципального образования, что в свою очередь являетсяугрозой населенным пунктам МО СП «Баянгольское» и МО «Баргузинский район».
Нарушения требований по обращению с отходами производства и потребления создают непосредственную угрозу окружающей природной среде, животным и людям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗосновными принципами государственной политики в области обращения сотходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Баянгольское», на благоприятную окружающую среду является следствием бездействия, то есть ненадлежащего выполнения требований действующего экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией сельского поселения «Баянгольское».
Статья 18 Конституции Российской Федерации закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. Способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав населения на благоприятную окружающую среду, так как захламление территории муниципального образования «Баянгольское» и наличие несанкционированных свалок способно повлечь загрязнение окружающей среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, связанные с лесными пожарами, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования прокурора Баргузинского района подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением взащиту неопределенного круга лиц.
Суд также считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины, т.к. иск заявлен к муниципальному образованию в интересах неопределенного круга лиц (п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Б устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, а именно ликвидировать путем сбора и вывоза бытовых отходов несанкционированные свалки, расположенные в местности «<адрес>», а именно:
- свалку размерами ориентировочно 1 м на 7 м, расположенную напротив водонапорной башни;
- свалку размерами ориентировочно 5 м на 10 м, расположенную в 300 м от водонапорной башни;
- свалку размерами ориентировочно 5 м на 10 м, расположенную в 500 м от водонапорной башни.
Заочное решение может быть пересмотрено Баргузинским районным судом РБ по заявлению неявившегося ответчика в течение 7 дневного срока со дня вручения ему копии данного решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья С.Ц. Сандакова