Решение по делу № 2-4871/2018 от 15.03.2018

Дело № 2-4871/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2018 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Маргиной С.В.,

при секретаре Стряпихиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нохриной Е.В., Шемет Э.А. к Министерству финансов РФ, Финансовому управлению Курганской области о взыскании убытков, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Нохрина Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании убытков, судебных расходов. В обоснование исковых требований указала, что проживает по адресу <адрес> и является собственником указанной квартиры, с 2014 года квартира находится в долевой собственности с её четырьмя детьми. Семья Нохриной Е.В. имеет статус многодетной семьи, Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей предусмотрена скидка в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водоснабжением, водоотведением и электроэнергией. На обращения в Главное управление социальной защиты населения Курганской области, ОАО «Энергосбыт» - филиал ОАО «ЭК «Восток» Курганское управление были отказы в предоставлении данной льготы.

Просит суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Финансового управления Курганской области в пользу Нохриной Екатерины Валерьевны убытки в размере 29 924,31 руб., а также 1098 руб. - расходы по уплате государственной пошлины.

Шемет Э.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании убытков, судебных расходов. В обоснование исковых требований указала, что проживает по адресу <адрес> и является ее долевым собственником с 2009 года с её двумя детьми. Её семья имеет статус многодетной семьи, Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей предусмотрена скидка в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водоснабжением, водоотведением и электроэнергией. На обращения в Главное управление социальной защиты населения Курганской области, АО «Энергосбыт» - филиала АО «ЭК «Восток» Курганское управление были отказы в предоставлении данной льготы.

Просит суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Финансового управления Курганской области в пользу Шемет Элины Анатольевны убытки в размере 27 774,91 руб., а также уплаченную государственную пошлину в размере 1 033 руб.

Определением суда дела объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Финансовое управление Курганской области.

В судебном заседании истец Нохрина Е.В., Шемет Э.А. на удовлетворении исковых требований настаивали, дали пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области и Управления Федерального казначейства по Курганской области на основании доверенности Корякин Д.А. не согласился с иском по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление.

Представитель третьего лица ТСЖ «Анфиногенова 57» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении председатель правления ТСЖ ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ГУ СЗН по Курганской области в судебное заседание также не явился, представил отзыв на исковое заявление, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц ПАО «Курганская генерирующая компания» и АО «ЭК Восток» в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение вопроса оставили на усмотрение суда.

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что семьи Нохриной и Шемет являются многодетными. Семья Нохриной имеет четверых несовершеннолетних детей, семья Шемет имеет троих несовершеннолетних детей, что подтверждается свидетельствами о рождении и удостоверениями многодетной семьи.

Нохрина Е.В. и несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности истцу и её детям, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.07.2014 года.

Шемет Э.А. и несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности истцу и её детям, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.12.2009 года.

ТСЖ «Анфиногенова 57» является организацией, обслуживающей дом по адресу: <адрес>

Истцы обратились в АО «ЭК «Восток», ГУ СЗН по Курганской области с просьбой о предоставлении льготы в размере 30% по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей».

В исках указано, что истцы Нохрина Е.В. и Шемет Э.В. понесли убытки в связи с не предоставлением льготы, Нохрина Е.В. 29924, 31 руб. и Шемет Э.А. 27774,91 руб.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в редакции от 25 февраля 2003 г.) (далее по тексту Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. N 431), Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки, в том числе установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 7 июня 2013 г.) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда па общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Из положений абз. 2,3 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, из анализа положений вышеприведенных законодательных актов следует, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Курганской области, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе был принять нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки малоимущих многодетных семей за счет средств бюджета области, самостоятельно установив объем и виды мер социальной поддержки.

Соответствующий закон Курганской области от 6 июня 2007 г. № 253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства отцовства и детства в Курганской области» определил категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) и малоимущих семей (ст.ст. 9, 17 Закона).

Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. N 431 Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

Пунктом 2 письма Министерства финансов Российской Федерации РФ N 51, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29 июня 1992 г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» было предусмотрено финансирование мероприятий по предоставлению скидки на плату за пользование отоплением, водой канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории, за счет местных бюджетов.

Решением Верховного суда Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N ГКПИ 03 -139 п.2 письма Министерства финансов Российской Федерации РФ N51, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29 июня 1992 г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей» признан недействующим.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) относя защиту семьи, материнства, отцовства и детства и социальную защиту к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов относится к компетенции федерального и регионального законодателей, которые с учетом финансовых возможностей и бюджетных средств определяют социально значимые условия для предоставления социальных выплат.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили механизм реализации льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. N 431, и законом Курганской области от 6 июня 2007 г. N 253 не предусмотрены объем, порядок и условия предоставления многодетным семьям скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета, суд приходит к выводу об отсутствии оснований по предоставлению скидки в размере не ниже 30% ответчиком, на котором не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указом же Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» льготы для многодетных семей не установлены, а лишь предписано субъектам Российской Федерации установить такие льготы.

Поскольку льготы для многодетных семей в виде скидки не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта не установлены, оснований для взыскания с казны Российской Федерации убытков, причиненных не предоставлением указанной льготы, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Нохриной Е.В. к Министерству финансов РФ, Финансовому управлению Курганской области о взыскании убытков в размере 29924,31 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1098 руб.- отказать.

В удовлетворении исковых требований Шемет Э.А. к Министерству финансов РФ, Финансовому управлению Курганской области о взыскании убытков в размере 27774,91 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 1033 руб.- отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи на него апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья С.В. Маргина

2-4871/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нохрина Е.В.
Ответчики
РФ в лице Министерства финансов РФ
Другие
ОАО Энергосбыт
ТСЖ АНФИНОГЕНОВА 57
ГУ СЗН Курганской области
ОАО КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Дело на сайте суда
kurgansky.krg.sudrf.ru
21.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее