Дело №2-7654/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23октября 2023 года г.Казань
Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Гадыршина,
при секретаре судебного заседания И.Ф. Шайхаттарове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Содружество» о признании отказа в приеме на работу неправомерным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 в суд с иском к АО «Содружество»о признании отказа в приеме на работу неправомерным.
В обоснование исковых требований указано, что истец с ... была зарегистрирована в качестве безработной в ГКУ «Центр занятости населения ...» и была направлена на работу в АО «Содружество» на должность кассира (билетного) на железнодорожном транспорте. По результатам рассмотрения кандидатуры А.Е. ФИО1 было отказано в связи с несоблюдением санитарно-гигиенических норм при приеме на работу, а именно в связи с отказом от прохождения второй вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19.
ФИО4 отказ ответчика незаконным и необоснованным, поскольку на тот момент у истца была поставлена первая вакцина от ....
Руководствуясь изложенным, А.Е. ФИО1 просит суд признать отказ в приеме на работу неправомерным и нарушающим ее права.
В судебном заседании истец требования иска поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, с иском не согласился, заявил ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Также в соответствии с частью 2 статьи 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
При этом согласно части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от ... N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ N 52-ФЗ) среди прочего являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от ... N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее-ФЗ N 157-ФЗ) предусмотрено, что иммунопрофилактикой инфекционных болезней является система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок, а профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
В соответствие с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 ФЗ N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьями 10, 11 ФЗ N 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Разрешая по существу заявленные исковые требования, суд, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что истец как кандидат на вакантную должность кассира на железнодорожном транспорте при отсутствии медицинских противопоказаний, обязан был сделать прививку против новой коронавирусной инфекции, поэтому отказ в приеме на работу и действие работодателя АО «Содружество» по непринятию истца на работу, как лица, не выполнившего возложенную на него специальным Федеральным законом N 157-ФЗ обязанность, в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральным законом от 21.11.2011годаN 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), отнесенным в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации ко II группе патогенности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 715"Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу статьи 76 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положения Федерального закона N 157-ФЗ. Указанным законом установлены правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ.
Пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусматривает возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме, при этом в соответствии с пунктом 2 этой же статьи отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от ... N 825. Перечень содержит определенные виды работ, для выполнения которых предусмотрена обязательная иммунизация лиц против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок.
В целях реализации положений Федерального закона N 157-ФЗ приказом Минздрава России от ... N 1122нутверждены национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, которым определены категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Приказом Минздрава России от ... N 1122нв календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям включена профилактическая вакцинация против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, к каковым относятся и работники организаций транспорта, к которым относится А.Е. ФИО1.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции внесена Минздравом РФ в национальный календарь прививок по эпидемическим показаниям, указанная вакцинация проводится гражданами при существовании реальной угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач РФ и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РТ от ... N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в ..." для работников организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленных предприятий, строительства и проектирования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленностипроведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 является обязательным.
Согласно положениям Трудового законодательства и постановления Главного государственного санитарного врача РТ работодатель обязан отстранятьот работы сотрудников, которые отказались делать прививку при отсутствии медицинских противопоказаний, но подлежащих обязательной вакцинации.
Правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отказ ответчика соответствует конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
При указанных обстоятельствах отказ АО «Содружество» от ... в приеме на работу А.Е. ФИО1 является правомерным и в полной мере соответствует требованиям законодательства.
Тот факт, чтоПостановление Главного государственного санитарного врача РТ от ... N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в ..." утратило силу не свидетельствует о незаконности оспариваемого истцом решения, поскольку ответ об отказе в приеме на работу был дан в период действия Постановления от ... и выполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по РТ являлось обязательным для ответчика.
Также следует согласиться с доводами ответчика, изложенные в представленном отзыве, о пропуске А.Е. ФИО1 сроков исковой давности.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спором об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня вручения трудовой книжки.
Согласно статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, данных в ходе судебного заседания, право А.Е. ФИО1 на трудоустройство фактически было нарушено ... в день ее посещения отдела кадров АО «Содружество». С исковым заявлением ФИО3 лишь ....
Таким образом, ею был пропущен трехмесячный срок на обращение в суд. Доказательств уважительности пропуска срока исковой давности не представлено.
Как разъяснено в пункте 5 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации ... от ... «О применении судами Российской Федерации норм трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора, отсутствовали.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к акционерному обществу «Содружество» о признании отказа в приеме на работу неправомерным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ... Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения.
Судья Д.И. Гадыршин