Решение от 28.10.2020 по делу № 2-975/2020 от 17.03.2020

    Дело №2-975/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2020 года                                                                                        г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.А.,

при секретаре Хасановой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гурьевского района Калининградской области, обратившегося в защиту интересов МО «Гурьевский городской округ» и неопределенного круга лиц, к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, Рапавию Василию Михайловичу о признании недействительным формирования земельного участка, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки, с участием третьего лица Некрасовой Татьяны Васильевны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, которым просил признать недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1288 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес >; признать недействительным договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГ года между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и Рапавием В.М.; применить последствия недействительности указанной выше сделки – договора аренды земельного участка, возвратив земельный участок в распоряжение МО «Гурьевский городской округ».

Требования прокурора мотивированы нарушением порядка формирования и предоставления земельного участка, со ссылкой на то, что на предоставление земельного участка имелось несколько заявлений о его предоставлении, вместе с тем администрацией принято решение о предоставлении земельного участка ответчику Рапавию В.М. без проведения торгов, чем нарушены права граждан на участие в торгах на приобретение права аренды по результатам их проведения, в том числе нарушены права МО «Гурьевский городской округ» на поступление в местный бюджет доходов от продажи муниципального имущества, необходимых для решения вопросов местного значения.

В судебном заседании помощник прокурора Гурьевского района Штайн А.А. исковые требования поддержала по доводам и основания, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – Мануйлов С.А., действующий на основании доверенности, ответчик Рапавий В.М. возражали против заявленных исковых требований, ссылаясь на отсутствие нарушений порядка формирования и предоставления спорного земельного участка, отсутствие доказательств расположения спорного земельного участка в месте расположения ранее испрашиваемого Некрасовой Т.В. земельного участка. Обратили внимание на то, что в случае заинтересованности спорного земельного участка Некрасова Т.В. могла также обратиться с заявлением о его предоставлении в ответ на публикацию в газете, однако ею этого сделано не было.

Иные участники судебного процесса в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.

С учетом мнения участвующих в деле лиц, положений ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ года Рапавий В.М. обратился с заявлением вход. в администрацию Гурьевского городского округа о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1288 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес >

О предстоящем предоставлении в аренду земельного участка произведено информирование в газете «Наше время» от ДД.ММ.ГГ года.

Учитывая отсутствие возражений и повторных заявлений на информирование в газете «Наше время», постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года предварительно согласовано предоставление в аренду земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Рапавию В.М. рекомендовано провести работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровой карте территории от ДД.ММ.ГГ года, обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1288 кв.м с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, был образован из земель государственной неразграниченной собственности, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ года.

ДД.ММ.ГГ года на основании договора аренды указанный выше земельный участок был предоставлен в аренду Рапавию В.М. в порядке ст.ст. 39.4, 39.6, 39.8, 39.18 Земельного кодекса РФ на срок до ДД.ММ.ГГ года.

Договор аренды был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Калининградской области ДД.ММ.ГГ года.

Обращаясь с заявленными требованиями и настаивая на их удовлетворении, прокурор ссылается на то, что указанный выше земельный участок не мог быть сформирован в таком порядке и предоставлен Рапавию В.М. без торгов, поскольку входил в интересы иного лица – Некрасовой Т.В.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ года в администрацию Гурьевского муниципального района поступило заявление Некрасовой Т.В. вход о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью 1800 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства в пос. Высокое Гурьевского района Калининградской области.

В газете «Наше время» от ДД.ММ.ГГ года дана публикация о предстоящем предоставлении земельного участка.

ДД.ММ.ГГ года Некрасова Т.В. обратилась с заявлением в администрацию Гурьевского района вход. о выдаче справки об отсутствии возражений по земельному участку, информация по которому была опубликована в указанной выше газете.

ДД.ММ.ГГ года Некрасовой Т.В. было сообщено исход. , что, поскольку на публикацию в газете подано два заявления, то в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ администрации готовит земельный участок на торги в форме открытого аукциона.

Аукцион по продаже права аренды земельного участка проведен не был.

Вместе с тем, в силу ст. 29 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1-4 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ.

В п. 2 указанной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

На момент обращения Некрасовой Т.В. за предоставлением в аренду земельного участка на территории Гурьевского муниципального района действовал и подлежал применению Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденный Решением 25 сессии Гурьевского окружного Совета депутатов третьего созыва № 228 от 6 марта 2008 года (в редакции от 25 апреля 2008 года).

Порядком установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам или юридическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения животноводства, крестьянско-фермерского хозяйства, для эксплуатации хозяйственных построек и др. Управление и распоряжение земельными участками для целей, не связанных со строительством, осуществляет управление муниципального имущества администрации Гурьевского городского округа (далее - Управление). Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду, подают заявление в администрацию городского округа.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В 14-дневный срок с момента принятия соответствующего заявления Управление обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, размещает информационное сообщение о приеме заявлений от граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, на официальном сайте администрации муниципального района и опубликовывает в официальном печатном издании.

Срок приема заявлений составляет один месяц со дня опубликования информационного сообщения в официальном печатном издании. Соответствующая организация на основании заявления, с учетом зонирования территории, в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка. Проект границ земельного участка после соответствующего согласования с должностными лицами администрации Гурьевского городского округа, определенными муниципальным правовым актом главы администрации городского округа, утверждается начальником Управления. Глава администрации Гурьевского городского округа в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением утвержденного проекта его границ.

Предоставление земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, гражданам и юридическим лицам осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, в случае если в течение тридцати дней с даты публикации сообщения о земельных участках подана единственная заявка, за исключением случаев, установленных законодательством.

В случае если поданы две и более заявки, земельный участок для целей, не связанных со строительством, предоставляется на торгах (конкурсах, аукционах) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков.

Согласно положениями ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, действующими на момент обращения Рапавия В.М. с заявлением о предоставлении земельного участка, был предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.

Согласно п. 1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с п. 2 указанной статьи к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Согласно п. 7 указанной статьи, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (п.п. 14, 15, 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).

Вместе с тем, как на момент обращения Некрасовой Т.В., так и на момент обращения Рапавия В.М. анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Прокурор в обоснование доводов о том, что Некрасова Т.В. и Рапавий В.М. претендовали на один и тот же земельный участок представил расположения земельного участка.

Вместе с тем, проанализировав представленную прокурором схему расположения земельного участка, материалы регистрационных и кадастровых дел земельных участков, суд приходи к выводу об отсутствии надлежащих, отвечающих требованиям ст.ст. 59,60 ГПК РФ, доказательств того, что испрашиваемый Некрасовой Т.В. земельный участок является земельным участком, предоставленным Рапавию В.М.

В представленной прокурором схеме указано на согласование предоставления земельного участка с , при этом согласование земельного участка площадью 1456 кв.м, по адресу: <адрес >, никакого указания на согласование земельного участка Некрасовой Т.В. в этой схеме не указано, а содержатся сведения в отношении Ганифаева А.Ф.о.

Кроме того, земельный участок с кадастровым номером по <адрес >, на праве собственности с ДД.ММ.ГГ года принадлежит ФИО9

При этом на момент обращения Некрасовой Т.В. с заявлением в администрацию Гурьевского района какой-либо схемы с указанием расположения истребуемого земельного участка представлено не было.

Более того, из самого содержания заявления Некрасовой Т.В. конкретное местоположение испрашиваемого земельного участка невозможно достоверно определить (18 соток в <адрес >).

Также площадь испрашиваемого Некрасовой Т.В. земельного участка (1800 кв.м) и площадь предоставленного Рапавию В.М. земельного участка (1288 кв.м) не совпадают.

Доказательств того, что в фактическом пользовании находится земельный участок Некрасовой Т.В., составляющий территорию спорного участка с кадастровым номером , границы которого сложились более 15 лет назад и закреплены на местности в виде единого ограждения, что участок входил в интересы Некрасовой Т.В., находился уже длительное время в ее фактическом пользовании, материалы дела не содержат, суду таких доказательств не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает недоказанным, что земельные участки, испрашиваемые Некрасовой Т.В. и Рапавием В.М., расположены в одном и том же месте, их площадь и конфигурация в значительной части совпадают.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что, в случае заинтересованности Некрасовой Т.В. в земельном участке, предоставлении в 2015 году именно земельного участка, испрашиваемого ею ранее, она лишена была права обратиться с заявлением в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области на публикацию в газете «Наше время» от ДД.ММ.ГГ года.

Обстоятельства, на которые в иске указывает истец, а также на которые он ссылался в ходе судебного разбирательства, исходя из установленных судом обстоятельств по данному делу, приведенных выше норм права, не дают суду правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░                                                                                               ░.░. ░░░░░░░░

2-975/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора Гурьевского района
Ответчики
Рапавий Василий Михайлович
Администрация МО "Гурьевский городской округ"
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Макарова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
gurievsky.kln.sudrf.ru
17.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.04.2020Предварительное судебное заседание
22.05.2020Предварительное судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
15.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее