Судья - Коцур Т.Н.
Дело №-33-9761
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Горбуновой О.А.,
судей Овчинниковой Н.А., Степанова ИВ.,
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
при секретаре Сероваевой Т.Т.,
рассмотрела 29 октября 2014 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Чегодаева З.Н. на решение Пермского районного суда Пермского края от 14 сентября 2014 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления Чегодоева З.Н., члена территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района, о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по оповещению о своих заседаниях, обязании Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района оповещать о заседаниях комиссии, признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на заявление - отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения Чегодаева З.Н., представителя заинтересованного лица - Ермакова СВ., заключение прокурора об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чегодаев З.Н. обратился с заявлением в суд, просил:
- признать незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по оповещению о своих заседаниях,
- возложить обязанность на Территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района оповещать о заседаниях комиссии,
- признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на заявление.
В обоснование заявления указал, что 28.08.2014 года по электронной почте им в Территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК, комиссия) Пермского муниципального района направлена жалоба об отсутствии информации о заседании комиссии. До настоящего времени ответа на его заявление не поступало. Письменный ответ должен был быть дан в 5-дневный срок.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Чегодаев З.Н., указывая, что выводы суда основаны на факте извещения заявителя о заседании ТИК 28.08.2014 г., тогда как заседания проводились постоянно, он о них не извещался. Суд не исследовал должным образом доказательства по делу, не дал им надлежащей оценки.
В возражениях на апелляционную жалобу ТИК Пермского муниципального района просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
Согласно п. 4 ст. 20 указанного Закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что Чегодаев З.Н. является членом ТИК Пермского муниципального района с правом совещательного голоса, назначенным кандидатом в депутаты Земского Собрания Пермского муниципального района VI созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Коростелевым А.В., что подтверждается удостоверением, выданным 27.08.2014 года.
28.08.2014 г. Чегодаев З.Н. по электронной почте направил в адрес территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района заявление о необходимости его извещения о предстоящих заседаниях комиссии. Просил дать ответ в 5-дневный срок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления Чегодаева З.Н. в части признания незаконным бездействия ТИК Пермского муниципального района по оповещению о своих заседаниях, суд правильно исходил из того, что о дате и времени заседания комиссии, назначенной на 28.08.2014 года на 18-00, заявитель извещался телефонограммой, лично принял участие в заседании комиссии.
Ссылка в жалобе на не оповещение Чегодаева З.Н. о других заседаниях комиссии, на законность решения суда не влияет. В п. 1 ст. 30 ФЗ приведен перечень лиц, которые вправе присутствовать на заседаниях, к их числу относится заявитель. Вместе с тем, из указанной нормы закона не следует буквальная обязанность комиссии по личному оповещению под роспись каждого из перечисленных лиц. С учетом сжатых сроков избирательной кампании, обязанность оповещения, возложенная законом на комиссию, исполняется в пределах возможности, в данном случае - либо телефонограммой либо оглашением на предыдущем заседании комиссии даты и времени следующего. Наряду с изложенным, из объяснений, данных председателем ТИК Толстиковым А.А. в судебном заседании 14.09.2014 г., следует, что Чегодаев З.Н. во время избирательной кампании постоянно с 09:00 до 18:00 находился в помещении комиссии. Данное обстоятельство заявитель не оспаривает. Следовательно он, являясь членом избирательной комиссии, в силу изложенного, имел реальную возможность знать даты и время заседаний, участвовать в них. При таких обстоятельствах не имеется оснований считать, что заявитель не владел сведениями о назначенных заседаниях комиссии.
С учетом изложенного, незаконного бездействия комиссии суд обоснованно не усмотрел.
Правильно не усмотрел суд и необходимости возложения на ТИК Пермского муниципального района обязанности по оповещению заявителя о заседаниях. Указанное требование заявлено Чегодаевым З.Н. на будущее время. Поэтому оно не может быть удовлетворено, как не направленное на устранение нарушений его прав, существующих в настоящее время.
Незаконного бездействия Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района по ответу на заявление Чегодаева З.Н. от 28.08.2014 г. суд также обоснованно не усмотрел.
Указанное обращение по сути не является обращением о нарушении закона, в связи с чем не подлежит рассмотрению в сжатые сроки, предусмотренные п. 4 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Срок ответа на такое обращение исчисляется в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и составляет 30 дней. К моменту обращения Чегодаева З.Н. в суд этот срок не истек, то есть нарушения закона со стороны ТИК Пермского муниципального района не имелось. Следовательно, заявитель, вопреки ст. 3 ГПК РФ, обратился в суд в отсутствие нарушенного права. Его заявление не могло быть удовлетворено.
При рассмотрении дела все юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с достаточностью доказательств, исследованных судом, несостоятельны. Ходатайства об истребовании дополнительных доказательств заявитель, имеющий такое право в силу ст. 35 ГПК РФ, не заявлял. Суд, в компетенцию которого согласно ч. 2 ст. 152 ГПК РФ входит определение достаточности доказательств по делу, необходимости получения иных доказательств не усмотрел.
Других доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Чегодаева З.Н. на решение Пермского районного суда Пермского края от 14 сентября 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: