Решение по делу № 33-6189/2022 от 01.08.2022

Дело № 2-1310/2022

Дело № 33-6189/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей: Устьянцевой С.А., Данилевского Р.А.,

при секретаре Мустафиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга, действующего в интересах ФИО1, к государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница» г. Оренбурга, министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности обеспечения медицинскими изделиями    

по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Оренбургской области

    на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года,

    заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ленинского района г. Оренбурга, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 24 августа 2021 года с диагнозом «сахарный диабет 1 типа» (без осложнений) со статусом «ребенок-инвалид» в ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга состоит на учете несовершеннолетний ФИО1 В результате прокурорской проверки по вопросу обеспечения льготными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями установлено, что по медицинским показаниям ребенку необходимы датчики (сенсоры) к системе непрерывного мониторинга уровня глюкозы «FreeStyle Libre» и лекарственный препарат «ГлюкаГен 1мг. Гипокит», в бесплатном обеспечении которыми ей отказано. Кроме того, необходимы иглы для шприц-ручек 4мм, тест-полоски для мониторинга гликемии в крови, тест-полоски на ацетон, которые выдаются в недостаточном количестве. Просил суд с учетом уточнения исковых требований обязать министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечивать несовершеннолетнего ФИО1, (дата) года рождения, за счет средств областного бюджета системой непрерывного мониторинга гликемии до отмены применения системы НМГ по медицинским показаниям и медицинским препаратом «ГлюкаГен 1мг. Гипокит» в количестве 1 упаковки в год до использования, либо до истечения срока годности; обязать ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга выписывать на имя несовершеннолетнего ФИО1 рецепты на бесплатное получение системой непрерывного мониторинга гликемии до отмены применения системы НМГ по медицинским показаниям и медицинским препаратом «ГлюкаГен 1мг. Гипокит» в количестве 1 упаковки в год до использования, либо до истечения срока годности.

Определениями суда от 29 декабря 2021 года, 19 января 2022 года, 16 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд ОМС Оренбургской области, министерство финансов Оренбургской области, ГАУЗ «ОДКБ».

Определением суда от 11 апреля 2022 года производство по делу в части требований об обеспечении иглами для шприц-ручек, тест-полосками на глюкометр, тест-полосками на ацетон прекращено в связи с отказом истца от иска.

    В судебном заседании помощник прокурора Самедов Р.М., законный представитель ФИО1ФИО13 исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области Кистанкин Т.А., действующий на основании от (дата) , представитель ответчика ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга Рыжкова Н.Г., действующая на основании доверенности от (дата) , в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.

В судебное заседание представители третьих лиц Территориального фонда ОМС Оренбургской области, министерства финансов Оренбургской области, ГАУЗ «ОДКБ», не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга, действующего в интересах ФИО1, удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на министерство здравоохранения Оренбургской области обеспечить несовершеннолетнего ФИО1, (дата) года рождения, за счет средств областного бюджета датчиками (сенсорами) системы непрерывного мониторинга глюкозы в соответствии с медицинскими назначениями лечащего врача; возложил на ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга обязанность выписывать ФИО1, (дата) года рождения, рецепты для бесплатного обеспечения датчиками (сенсорами) системы непрерывного мониторинга глюкозы в соответствии с медицинскими назначениями лечащего врача. В удовлетворении остальной части требований отказал.

    В апелляционной жалобе представитель министерства здравоохранения Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

    Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области Дмитриевой Е.С., действующей на основании доверенности от (дата) , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Поповой Е.А., законного представителя ФИО1ФИО12, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Решение суда в части удовлетворения исковых требований к ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга, а также в части отказа в удовлетворении исковых требований лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем в силу положений абзаца первого части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не проверяется.

    Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, (дата) года рождения, является ребенком-инвалидом с подтвержденным диагнозом: сахарный диабет I типа. Согласно справке от (дата) инвалидность установлена на срок до 23 февраля 2038 года.

Заключением врачебной комиссии ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга от 18 февраля 2022 года несовершеннолетнему ФИО1 рекомендована установка НМГ 3 уровня и выше, ланцеты и тест-полоски (из расчета 4 шт. полосок и ланцетов в сутки), инсулиновые иглы (2 190 шт. в год), тест-полоски на ацетон 1 упаковка (50 шт. на год), показана шприц-ручка на 0,5 шага (один раз в год), «Глюкагон».

Согласно сообщению министерства здравоохранения Оренбургской области от 24 марта 2022 года решение об установлении системы НМГ ФИО1 принято, для чего следует обратиться к врачу-эндокринологу в медицинскую организацию по месту прикрепления.

    Согласно выписному эпикризу из ГАУЗ «ОДКБ» ФИО1 показан контроль гликемии системой НМГ.

    Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований в части, суд первой инстанции, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, Конституцией Российской Федерации (статьи 18, 41), положениями статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статей 7, 16, 37, 43, 80, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», приказом Минздрава России от 22 января 2021 года № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», исходил из того, что ФИО1 в связи с имеющимся заболеванием сахарный диабет I типа нуждается в непрерывном мониторировании глюкозы, при этом датчиками (сенсорами) системы непрерывного мониторинга глюкозы он не обеспечен.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

    Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения ФИО1 медицинскими изделиями, не входящими в Перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, а также о том, что спорные расходы не являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

    Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

    Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505, (далее также – Федеральная программа) определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

    В соответствии с Федеральной программой при оказании высокотехнологичной медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом в качестве средства суточного мониторирования гликемии могут применяться системы флэш-мониторирования глюкозы и иные системы непрерывного мониторирования глюкозы.

Согласно разделу VIII Федеральной программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Разделом V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Оренбургской области, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, в котором предусмотрено терапевтическое лечение сахарного диабета 1 типа в детском возрасте, сопровождающегося высокой вариабельностью гликемии в виде подтвержденных эпизодов частой легкой или тяжелой гипогликемии.

    Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет собственного бюджета данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.

    Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

    Система для мониторинга уровня глюкозы в указанный Перечень не включена.

    Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

    Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

    В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

    Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно Стандарту медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утверждённому Приказом Минздрава России от 22 января 2021 года № 22н, лечение сахарного диабета 1 типа у детей включает в себя исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.

    В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

    Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

ФИО1 относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Материалами дела подтверждено, что ребенок-инвалид ФИО1 нуждается в непрерывном мониторинге глюкозы, который невозможен без датчика (сенсора) для мониторирования глюкозы, не предоставляемого ему бесплатно в настоящее время в назначенном объеме.

    При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части удовлетворения исковых требований об обеспечении несовершеннолетнего ФИО1, (дата) года рождения, за счёт средств областного бюджета датчиками (сенсорами) системы непрерывного мониторирования глюкозы по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022 года.

    

33-6189/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Черединова Гулия Габдуллеевна законный представитель
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга
Ответчики
ГАУЗ Детская городская клиническая больница г. Оренбурга
Министерство здравохранения Оренбургской области
Другие
Государственное автономное учреждение здравоохранения Областная детская клиническая больница
Министерство Финансов Оренбургской области
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Устьянцева Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
02.08.2022Передача дела судье
31.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022Передано в экспедицию
31.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее