57RS0023-01-2021-001360-51
№ 2-899/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Артемова В.Д. к потребительскому гаражному кооперативу «Транзистор» о подключении электроэнергии,
установил:
Артемов В.Д. обратился с иском к потребительскому гаражному кооперативу «Транзистор» о подключении электроэнергии, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилого помещения – гаража и земельного участка под ним, общей площадью 25.54 кв.м. находящегося на территории потребительского гаражного кооператива (далее – ПГК) «Транзистор».
После выхода из числа членов указанного кооператива, электроснабжение гаража было прекращено. Просьба истца о подключении боксов к электроэнергии ответчиком проигнорирована.
В связи с чем, просил суд незаконными действия ПГК «Транзистор» по отключению подачи электроэнергии, обязать ПГК «Транзистор» восстановить подачу электроэнергии, заключить с истцом договор на поставку электроэнергии в соответствии с текущими тарифами на электроэнергию и оплату за фактически потребленную энергию на основании показаний приборов учета электроэнергии и взыскать с ПГК «Транзистор» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В судебном заседании истец Артемов В.Д. в судебном заседании исковые уточнил и просит возложить на ответчика обязанность по подключению электроснабжения, принадлежащего ему гаража.
Законный представитель ПГК «Транзистор» Зырянов Э.Н. и представитель ответчика по доверенности Паращак В.М. возражали против удовлетворения требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.
Представители третьих лиц ПАО «МРСК Центра» и АО «Орелоблэнерго» в судебное заседании не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит
к следующему.
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, что Артемов В.Д. является собственником нежилого помещения – гаража, общей площадью 27 кв.м., расположенного по адресу: г. Орел, кооператив по строительству и эксплуатации гаражей (в настоящее время ПГК) «Транзистор», гараж №***.
ДД.ММ.ГГ на основании решения правления ПГК «Транзистор» и личного заявления истца от ДД.ММ.ГГ, он был исключен из членов ПГК «Транзистор».
В июле 2019 г. произведено прекращение подачи электроэнергии в гараж, принадлежащий истцу.
Причиной отключения, как следует из письменного ответа от ДД.ММ.ГГ, явился выход истца из членов ПГК «Транзистор», что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
При этом ответчиком в материалы дела не представлены уведомление о прекращении подачи электроэнергии в гараж истца и акт о прекращении подачи электроэнергии.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ между ответчиком ПГК «Транзистор» и ООО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт» заключен договор энергоснабжения №***, согласно которому ООО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт» (гарантирующий поставщик) обязуется осуществлять продажу электроэнергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевая организация) оказывать услуги по передаче электроэнергии потребителю ПГК «Транзистор». Точки поставки электроэнергии потребителя находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности между ООО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт» и ПГК «Транзистор».
В судебном заседании сторонами не оспаривался тот факт, что гараж истца был обеспечен электроэнергией, технологически присоединенной к электрическим сетям кооператива в установленном порядке и присоединены к сетям ООО «ИНТЕР РАО Орловский энергосбыт», которое является поставщиком электрической энергии в ПГК «Транзистор». Оплата электроэнергии осуществляется кооперативом из общих средств, собранных членами кооператива, за суммарную потребленную кооперативом электроэнергию.
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Из пункта 2 статьи 546 ГК РФ следует, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются согласно пункту 3 статьи 546 ГК РФ в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – ФЗ «Об электроэнергетике») сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты.
Пунктом 7 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Во исполнение указанных положений федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которыми регламентированы основания и порядок ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе: в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности); выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии; удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций; выявление гарантирующим поставщиком факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
По смыслу приведенных выше положений закона правом на прекращение подачи электрической энергии обладает энергоснабжающая организация, при этом должен быть соблюден предусмотренный законом определенный порядок приостановления, либо прекращения подачи электрической энергии потребителю.
Законодателем установлен определенный перечень оснований для приостановления, либо прекращения подачи электрической энергии потребителю, при этом в данный перечень такое основание как выход из членов кооператива не включено.
Договор энергоснабжения между ПГК «Транзистор» и истцом не заключался.
Ответчик ПГК «Транзистор» не является ни гарантирующим поставщиком, ни другим лицом, которому вышеуказанными нормативными правовыми актами предоставлено право введения в отношении потребителей полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Сведения об имеющейся у истца задолженности по оплате за электроэнергию перед поставщиком электроэнергии в материалах дела отсутствуют. Наоборот сторона ответчика не оспаривала того обстоятельства, что такой задолженности у Артемова В.Д. не имеется.
ДД.ММ.ГГ в адрес истца АО «Орелоблэнерго» направило письменный ответ на его обращение о подключении электроэнергии, из содержания которого следует, что энергопринимающее устройство гаража по адресу: г. Орел, кооператив по строительству и эксплуатации гаражей «Транзистор» №***, имеет опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Орелоблэнерго» через сети ПГК «Транзистор».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по прекращению подачи электроэнергии в нежилое помещения – гараж №***, расположенный в ПГК «Танзистор», и возложении на ответчика обязанности произвести подключение к электроснабжению указанного нежилого помещения.
В силу части 5 статьи 198 ГПК РФ резолютивная часть решения должна содержать, в том числе указание на распределение судебных расходов.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истец при подаче иска государственную пошлину не уплачивал, поскольку освобожден от ее уплаты.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что иск удовлетворен, в доход бюджета муниципального образования «город Орел» подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Артемова В.Д. к потребительскому гаражному кооперативу «Транзистор» о подключении электроэнергии удовлетворить.
Обязать потребительский гаражный кооператив «Транзистор» осуществить подключение к электроснабжению нежилое помещение - гараж 443, расположенный по адресу: г. Орел, потребительский гаражный кооператив «Транзистор», гараж №***
Взыскать с потребительского гаражного кооператива «Транзистор» в доход бюджета муниципального образования «город Орел» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий: Е.Е. Бардина
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2021 г.