Решение по делу № 33-1390/2020 от 25.12.2019

Судья Гаврилова М.В. Дело № 33-1390/2020 (33-42895/2019)

50RS0035-01-2019-007744-97

2-5647/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 февраля 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 22 октября 2019 года по делу № 33-1390/2020 (33-42895/2019)

по иску В.О.А. к Министерству социального развитию Московской области о признании права на получение удостоверения, обязании выдать удостоверение,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Виноградская О.А. обратилась в суд с иском, уточненным при рассмотрении дела (л.д. 69), к Министерству социального развитию Московской области о признании за Виноградской Ольгой Александровной права на получение удостоверения лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, обязании выдать специальное удостоверение единого образца как гражданину, выехавшему добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы по п.6 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 №1244-1.

Свои требования мотивирует тем, что Виноградская О.А., 18.01.1991 года, родилась в г. Новозыбков Брянской области. Данный населенный пункт находится в загрязненной территории, относится к зоне отселения в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При рождении была вписана в документы родителей, проживала с рождения вместе с родителями. В г. Новозыбков проживала до 18 мая 2018 года, после чего выехала на постоянное место жительства в г. Подольск Московской области. Во время своего проживания в г. Новозыбков ей было выдано удостоверение чернобыльца, постоянно проживающего в зоне отселения. После переезда в г.Подольск истец обратилась в Подольское управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче ей специального удостоверения единого образца, как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 15 ноября 2018 года Министерством Социального развития Московской области ей был направлен ответ с отказом в выдаче удостоверения, поскольку не предоставлены документы, свидетельствующие о её проживании в г. Новозыбков с момента рождения и до 01 января 1994 года. Поскольку на тот момент в г. Новозыбков (по действовавшим на тот момент правилам) новорожденных детей отдельно не прописывали в жилые помещения, где проживали их родители, представить в Министерство требуемый ими документ она не имеет возможности. В связи с указанными обстоятельствами была вынуждена обратиться в суд.

Решением суда исковые требования Виноградской О.А. к Министерству социального развитию Московской области о признании права на получение удостоверения, обязании выдать удостоверение – удовлетворены. За Виноградской О.А. признано право на получение удостоверения лица, добровольно выехавшего из зоны отселения. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность выдать Виноградской О.А. специальное удостоверение единого образца как гражданину, выехавшему добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы по п.6 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 №1244-1.

Министерство социального развития Московской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просили решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца, представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.

Отменяя решение суда, судебная коллегия приходит к выводу, что иск был предъявлен первоначально к ненадлежащему ответчику и как следует из протокола судебного заседания от 22.10.2019 года после предъявления иска к надлежащему ответчику судом не производилась замена лиц в нарушении ст.41 ГПК РФ.

В данном случае иск предъявлен к юридическому лицу.

В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.08.2015 N 642/29, Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п.4).

Подольское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 (ред. от 09.02.2012) "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъясняется, что замена ненадлежащего ответчика и действия, связанные с заменой, необходимо отразить в протоколе. Протокол совершения процессуальных действий должен соответствовать требованиям статей 229 и 230 ГПК РФ. Эти действия следует совершать по правилам статьи 152 ГПК РФ.

В данном случае из материалов дела следует, что иск первоначально предъявлен к Подольскому управления социальной защиты населения, в протоколах как досудебного заседания 10.10.2019 года, так и в судебном заседании 22.10.2019 года указан ответчик - Подольское управление социальной защиты населения, в материалах дела имеется уточненный иск к Министерству социального развития Московской области (л.д. 69,70). При этом из содержания протокола судебного заседания от 22.10.2019 года, следует, что вопрос о замене ненадлежащего ответчика судом, в том числе при вынесении решения судом, не обсуждался (л.д. 103,104).

В решении суда указан ответчик – Министерство социального развития Московской области.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что спор разрешен судом в отношении лица, которое к участию в деле в установленном законом порядке не привлечено и статус ответчика не приобрело.

В связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, предъявленное к Подольскому управлению социальной защиты населения Московской области, поскольку указанное территориальное структурное подразделение не может выступать в суде как ответчик, не являясь юридическим лицом и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. В суде апелляционной инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика - Подольского управления социальной защиты населения на надлежащего - Министерство социального развития Московской области.

В суд апелляционной инстанции истец и представитель ответчика явились.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, судебная коллегия исходила из следующего.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации, подразделяются на категории, среди которых законом выделены граждане, постоянно проживающие на территории зоны отселения до их переселения в другие районы (п. 9 ст. 13) и граждане, переселенные (переселяемые), в том числе, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы (п. 6 ст. 13).

Из положений данного Закона усматривается, что законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом.

Специальные удостоверения единого образца выдаются гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации на основании Приказа МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России от 11.04.2006 года N 228/271/63н «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанный порядок предусматривает выдачу удостоверений как гражданам, постоянно проживающим на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, так и гражданам, переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения.

Так как меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, для вышеуказанных категорий граждан различаются, то выдача удостоверений единого образца предусматривается по различным основаниям.

Как следует из Закона, после добровольного переселения гражданина из радиоактивно загрязненной зоны (в данном случае - зоны отселения), его статус изменяется.

Законом помимо категорий граждан и мер социальной поддержки, также установлены специальные условия предоставления мер социальной поддержки, которые распространяются в обязательном порядке на граждан, проживавших на радиоактивно загрязненной территории после установленного Законом времени.

Часть 1 ст. 22 Закона предусматривает меры социальной поддержки "гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона...", то есть гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Законодателем в части второй указанной статьи прямо установлены условия предоставления мер социальной поддержки иным категориям граждан, а именно, проживавшим и выехавшим с территории зоны отселения ("...гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение...").

Кроме того, ч. 3 ст. 22 настоящего Закона не предусматривает предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в ст. 7 настоящего Закона.

Зонами радиоактивного загрязнения, в соответствии со ст. 7 Закона являются: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, законодателем определены меры социальной поддержки проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, и согласно пункту 9 части первой статьи 13 Закона специальные удостоверения, выдаваемые гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны отделения, подтверждают право указанных граждан на получение мер социальной поддержки только в период их постоянного проживания (работы) в соответствующей зоне. В случае выезда указанных граждан из зон радиоактивного загрязнения эти граждане утрачивают право на получение мер социальной поддержки как проживающие в зоне отселения и, следовательно, приобретают другую категорию в соответствии с Законом (например, выехавшие добровольно, эвакуированные, переселенные), учитывая нормы действующего законодательства (в данном случае необходимо учитывать нормы части 3 статьи 22 Закона - условие проживания до 1 января 1994 года).

Согласно п. 4 Порядка, для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган, указанный в пункте 3 настоящего Порядка, по месту жительства с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации); для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении; документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения: выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения гражданам принимается уполномоченным органом в течение месяца со дня подачи гражданином заявления (п. 5).

Как следует из материалов дела, истец родилась 18 января 1991 года в г.Новозыбков Брянской области.

Виноградской (Шупиковой) О.А. в материалы дела представлена справка о заключении брака 06.10.2012г. с Ившиным А.Ю. №1993, согласно которой истцу после заключения брака присвоена фамилия «Ившина», а также представлена копия свидетельства о заключении брака 29.06.2018г. с Виноградским А.А., из которой усматривается, что истцу присвоена фамилия «Виноградская».

18.05.2018 года Виноградская О.А. зарегистрировалась по месту жительства в г. Подольске.

16.08.2018 г. гр. Виноградской О.А. в Подольское управление социальной защиты населения было подано заявление о выдаче специального удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС в период с 18.01.1991 г. по 18.05.2018 г.

Письмом от 18.12.2018г. Подольского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области было отказано Виноградской О.А. в оформлении специального удостоверения в связи с тем, что проживание на загрязнённой территории до 1 января 1994 года не подтверждено (л.д.23-25).

В ответ на запрос Управления были представлены карточки прописки на Шупикову Веру Михайловну с указанием периода ее регистрации по месту жительства. Данные карточки содержат также сведения о том, что у гр. Шупиковой В.М. есть дочь - Шупикова Ольга, 18.01.1991 г.р. Также были представлены карточки регистрации на Шупикову О.А. с отметками о регистрации по адресу: г. Новозыбков, ул. Рошаля, д. 33, кв. 52 в период с 26.11.1999 г. по 23.01.2013 г. и карточка регистрации на Ившину О.А. с отметками о регистрации по адресу: г. Новозыбков, ул. Советская, д. 3, кв. 6 в период с 23.01.2013 г. по 18.05.2018 г.

25.03.2014г. Ившиной (в настоящее время Виноградской) О.А. выдано удостоверение постоянно проживающей в зоне отселения в г.Новозыбков Брянской области (л.д.14).

Согласно справке №98 от 21.01.2019г., выданной ООО «Региональный информационно-расчетный центр» Брянской области, Ившина (в настоящее время Виноградская) Ольга Александровна, 18.01.1991 г.р., была зарегистрирована в <данные изъяты> по месту жительства по адресу: <данные изъяты>. Была зарегистрирована совместно с матерью по <данные изъяты> с 18.01.1991г. по 25.10.1993г.; с 25.10.1993г. по 26.11.1999г.- <данные изъяты>; с 26.11.1999г. по 23.01.2013г.-<данные изъяты>, <данные изъяты>; с 23.01.2013г. по 18.05.2018г.-<данные изъяты>, кв.6 (л.д.15).

Из справки, выданной МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида г.Новозыбкова» 27.08.2019г. за №27, усматривается, что Шупикова (в настоящее время Виноградская) Ольга Александровна, 18.01.1991 г.р., посещала МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида г.Новозыбкова» с 01.07.1993 года по 28.08.1997 года (л.д.18).

Также, как следует из представленной ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» справке от 28.05.2019 года, мать истицы – Шупикова В.М. работает в указанной больнице с 01.04.1986 года по настоящее время (л.д.19).

Как следует из поквартирной карточки, мать истицы Шупикова В.М., 06.05.1967 года рождения, родилась в г.Новозыбков Брянской области, в 1990 году прибыла с <данные изъяты>, в квартиру по адресу: <данные изъяты> (л.д.72 оборот).

В суде апелляционной инстанции истица пояснила, что её мать Шупикова В.М. родилась в г.Новозыбков и всегда до настоящего времени проживает в нем. Истец родилась в г.Новозыбков, и с момента рождения до 2018 года проживала в нем.

Оценивая указанные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что проживание истца со дня её рождения до 01 января 1994 года в г.Новозыбков Брянской области подтверждается представленными в материалы дела документами.

Поскольку имеющимися доказательствами бесспорно подтверждается, что истец постоянно проживала на загрязненной территории, в том числе, до 01 января 1994 года, судебная коллегия считает, что в соответствии с положениями Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 истец имеет право на получение удостоверения лица, добровольно выехавшего из зоны отселения в соответствии по п.6 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 №1244-1.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Подольского городского суда Московской области от 22 октября 2019 года отменить.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать В.О.А. удостоверение единого образца, как гражданину, выехавшему добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы по п.6 ст.13 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-1390/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Подольское управление социальной защиты населения
Виноградская О.А.
Суд
Московский областной суд
Судья
Мизюлин Е.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее