Решение по делу № 3а-754/2019 от 07.10.2019

010а

3а-754/2019

УИД 24OS0000-01-2019-000746-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск     14 ноября 2019 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Храпенковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коренева А.А., Коренева Д.Н. о признании недействующим в части приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года N В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов»,

УСТАНОВИЛ:

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее – Решение от 7 июля 2015 года № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее – Правила землепользования и застройки).

Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.

Решение от 7 июля 2015 года № В-122 было подписано Главой города Красноярска и опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании «Городские новости» № 102, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования – 15 июля 2015 года.

Коренев А.А., Коренев Д.Н. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, с учетом уточнений (л.д. 22-23), просили суд признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122, в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером

Заявленные требования мотивированы тем, что вышеназванный земельный участок находится в собственности административных истцов. С целью приведения границ земельного участка в соответствии с фактическими границами землепользования административные истцы обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером

Письмом от <дата> г. административным истцам было отказано в заключении соглашения по перераспределению земельного участка. Полагают, что основанием для отказа послужило нахождение указанного земельного участка в границах двух территориальных зон – зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение №1 к Правилам землепользования и застройки).

Указали, что нахождение земельного участка в границах двух территориальных зон противоречит положениям Градостроительного и земельного кодексов, поскольку, не отвечает требования нахождения земельного участка только к одной территориальной зоне, а установление двух территориальных зон препятствует административным истцам использовать земельный участок по своему усмотрению.

Земельный участок был сформирован и постановлен на кадастровый учет 28.02.2007 г. При разработке и утверждении Правил землепользования и застройки должны были учитываться сложившаяся планировка территории и землепользование. Оспариваемыми Правилами в отношении земельного участка административных истцов в результате установления двух территориальных зон изменен правовой режим использования этого земельного участка, который противоречит требованиям закона и налагает ограничения на использование земельного участка, в связи с чем, нарушаются права административных истцов, как собственников земельного участка.

В судебное заседание представители административных ответчиков Красноярского городского совета депутатов и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административных истцов Кореневых по доверенности Демина Е.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры администрации г.Красноярска по доверенности Митрякова О.В. заявленные требования не признала в полном объеме, просила суд отказать в удовлетворении административного иска. Суду пояснила, что установленные в границах земельного участка территориальные зоны соответствуют функциональному зонированию участка.

Прокурор Юдина В.В., в своем заключении полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

Проект Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение от 7 июля 2015 года № В-122 принято уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).

Как установлено судом, в общей долевой собственности административных истцов Коренева Д.Н., Коренева А.А. (по 1/2 доли у каждого) находится земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации жилого дома, общей площадью 665 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>, <дата>.

<дата> в адрес административных истцов Департаментом муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска было направлено письмо в котором Кореневу А.А., Кореневу Д.Н. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в границах двух территориальных зон (л.д. 21).

Согласно сведениям из ИСОГД от <дата> в отношении земельного участка с кадастровым номером указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

При этом, следует учитывать, что зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. К видам разрешённого использования данной зоны относится автомобильный транспорт (код - 7.2); земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0); обслуживание автотранспорта (код - 4.9) и др.

Следовательно, градостроительный регламент указанной территориальной зоны не предусматривает такие виды разрешенного использования, которые позволяют использовать (эксплуатировать) земельный участок для личных нужд физического лица.

Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером относится к двум территориальным зонам (Ж-1, ИТ), то Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от 7 июля 2015 года № В-122 в части установления нескольких (двух) территориальных зон в границах одного земельного участка с кадастровым номером противоречит предписаниям установленным в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Несостоятельными являются доводы административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов о соблюдении процедуры принятия Правил, учитывая, что муниципальные правовые акты должны не только приниматься в установленном порядке, но и не противоречить по своему содержанию Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Не могут быть также приняты во внимание доводы о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска, мотивированные ссылкой на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и на то, что оспариваемые Правила землепользования и застройки, не препятствуют административному истцу использовать земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования, так как установлением двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером создается неопределенный правовой режим этого земельного участка, возникают определенные ограничения на его использование по назначению, чем нарушаются права административного истца, как правообладателя вышеуказанного земельного участка.

Ссылка административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов на установление в необходимых случаях на земельном участке зон общего пользования, возможность изъятия спорного земельного участка для муниципальных нужд (для строительства автомобильной дороги) сама по себе не опровергает изложенных ранее выводов. В данной части суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно пункту 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2017 г. N 52-пнст утвержден предварительный национальный стандарт Российской Федерации ПНСТ 247-2017 "Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения", который применяется наравне с действующими стандартами в области организации дорожного движения и может быть основой при проектировании объектов улично-дорожной сети и организации удобного и безопасного дорожного движения (пункт 1.1).

В пункте 3.1 указанного предварительного национального стандарта определено, что улично-дорожная сеть - это предназначенная для движения пешеходов и транспортных средств совокупность улиц, дорог общего пользования, внутриквартальных и других проездов, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, а также мосты, эстакады, подземные переходы, набережные, площади, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств, уличные автомобильные стоянки с инженерными и вспомогательными сооружениями, а также иные объекты, оборудованные техническими средствами организации дорожного движения в пределах красных линий градостроительного регулирования.

Элемент улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221, - улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, куда вошли: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.

Изложенное соотносится с понятием территории общего пользования, приведенным в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, где сказано, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к категории линейных объектов.

Реконструкция линейных объектов предусматривает изменение параметров таких объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.1 статьи 1 ГрК РФ).

В силу пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

С учетом вышеприведенных норм градостроительного законодательства, определение в документах градостроительного зонирования территории общего пользования, в том числе в связи с планируемым размещением в ее границах автомобильной дороги, не влечет установление в отношении такой территории самостоятельной территориальной зоны и градостроительного регламента.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд полагает признать недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к двум территориальным зонам, а также обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Коренева А.А., Коренева Д.Н., – удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации жилого дома, общей площадью 665 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, к двум территориальным зонам.

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда     Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 25 ноября 2019 года.

3а-754/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Коренев Александр Александрович
Ответчики
Красноярский городской Совет депутатов
Коренев Дмитрий Николаевич
Другие
Демина Евгения Юрьевна
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Регистрация административного искового заявления
26.07.2020Передача материалов судье
26.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2020Судебное заседание
02.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее