Судья Дружинина О.Г. 30.05.2018 г.
Дело № 33-4688/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина В.И.,
судей Симоновой Т.В., Кузнецовой Г.Ю.,
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 30 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» на решение Пермского районного суда Пермского края от 05.02.2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» к Городничеву Евгению Валентиновичу, Городничевой Вере Николаевне, Г1., Г2. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ****; выселении без предоставления жилого помещения; снятии с регистрационного учета, возложении обязанности по сдаче жилого помещения в установленном законом порядке – оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Симоновой Т.В., пояснения ответчика Городничевой В.Н., представителя ответчика Замятиной И.В., заключение прокурора Третьяковой О.В., проверив дело, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» обратилось в суд с иском к Городничеву Е.В., Городничевой В.Н., действующим от своего имени и от имени несовершеннолетних Г1., Г2. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ****, выселении без предоставления жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности по сдаче жилого помещения в установленном законом порядке. В обоснование заявленных требований указано, что 27.09.2010 года начальником ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района» на основании договора найма служебного жилого помещения № ** военнослужащему Городничеву Е.В. на состав семьи из 4 человек была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: ****, в связи с прохождением военной службы. Указанное жилое помещение относится к государственной собственности, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации и отнесено к специализированному жилому фонду Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с решением начальника ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 23.03.2017 года №111 Городничеву Е.В. и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере ** рублей. Решением начальника отделения (г.Пермь) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 29.03.2017 года №10/10 Городничев Е.В. и совместно проживающие с ним члены семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. В соответствии с Соглашением о сдаче жилого помещения от 25.01.2017 года Городничев Е.В. обязуется в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет освободить служебное жилое помещение, сняться с регистрационного учета со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать жилое помещение, расположенное по адресу: ****. Поскольку в настоящее время положения действующего законодательства в части реализации жилищных прав военнослужащего и членов его семьи на получение жилищной субсидии на приобретение жилого помещения со стороны истца реализованы, ответчики подлежат выселению. По настоящее время в нарушение обязательства ответчики незаконно удерживают и проживают в служебном жилом помещении. Со ссылкой на положения ст.35, ч.1 ст.103 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации истец полагает, что ответчики подлежат выселению из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника - Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также создает препятствия для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы. Также со ссылкой на положения п.п.«к» п.14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года №25, просит возложить на ответчиков обязанность по сдаче жилого помещения в установленном порядке (по акту с передачей ключей от жилого помещения и закрытием лицевого счета в управляющей компании) представителю Министерства обороны Российской Федерации (собственника) – начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Истец Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещено.
Ответчики Городничев Е.В., Городничева В.Н., их представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом. Возражений не предоставило.
Третье лицо ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о необходимости отказа в удовлетворении иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, в обоснование доводов указывает, что судом неверно применены нормы материального права. Считает, что из системного толкования п. 1, п. 14, абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы. В связи с чем, предоставленная ответчику Городничеву Е.В. в установленном порядке жилищная субсидия, как военнослужащему-гражданину, и членам его семьи, с учетом данного им обязательства об освобождении служебного жилого помещения, влечет досрочное прекращение договора служебного найма спорного жилого помещения. Соответственно, выводы суда о сохранении за ответчиками служебного жилья на период прохождения Городничевым Е.В. службы являются несостоятельными. Более того, сохранение за ответчиками права пользования занимаемым жилым помещением повлечет нарушение прав других военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Само по себе приобретение Городничевым Е.В. жилого помещения за счет предоставленной субсидии не по месту прохождения военной службы не может являться обстоятельством, на основании которого может быть отказано в удовлетворении исковых требований.
На апелляционную жалобу от ответчиков Городничевых Е.В., В.Н., прокурора Пермской районной прокуратуры Пермского края поступили возражения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От ФГКУ «Центррегонжилье» Министерства обороны РФ на апелляционную жалобу поступил отзыв, из содержания которого усматривается, что доводы апелляционной жалобы учреждением поддерживаются.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что 27.09.2010 года между ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ» (наймодатель) и Городничевым Е.В. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения №**, согласно которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, являющееся государственной собственностью и находящееся на балансе ФГКЭУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ»: 3-комнатную квартиру общей площадью 73,4 кв.м., в том числе жилой 50,4 кв.м., расположенное по адресу: ****, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена Городничева В.Н., ** года рождения, дочь Г1., ** года рождения, сын Г2., ** года рождения. Договор заключается на период работы в МО РФ (л.д. 13-17).
Квартира по адресу: **** отнесена к служебным жилым помещениям, что следует из постановления главы муниципального образования «Пермский район Пермской области» от 12.10.2001 года №1236 (л.д. 18).
Семья Городничевых в составе: Городничева Евгения Валентиновича, ** года рождения, Городничевой Веры Николаевны, ** года рождения, Г1., ** года рождения, и Г2., ** года рождения, состоит в указанном жилом помещении на регистрационном учете с 14.02.2011 года по настоящее время (л.д. 19-29, 51 оборот).
Решением ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 23.03.2017 года №111 Городничеву Е.В. и совместно проживающим с ним членам семьи Городничевой В.Н., Г1., Г2. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере ** рубля (л.д. 30-31).
Платежным поручением от 28.03.2017 года №** подтверждается перечисление денежных средств в размере ** рублей на приобретение (строительства) жилья военнослужащему Городничеву Е.В. на основании решения ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 23.03.2017 года №111 (л.д. 32).
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение г. Пермь) от 29.03.2017 года №10/10 постановлено снять Городничева Е.В. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (л.д. 33).
25.01.2017 года между ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Городничевым Е.В. подписано соглашение о сдаче жилого помещения в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, в соответствии с которым Городничев Е.В. и члены его семьи обязуются не позднее четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет освободить занимаемое ими на основании договора найма служебного жилого помещения №** от 27.09.2010 года, расположенного по адресу: **** (л.д. 34-35).
05.08.2017 года ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в адрес Городничева Е.В. направлялось уведомление об освобождении указанного жилого помещения в 2-х недельный срок со дня получения уведомления (л.д. 39-40).
Выслуга лет Городничева Е.В. в Вооруженных силах Российской Федерации на 02.02.2017 года составляет 25 лет 6 месяцев, что подтверждается выпиской из послужного списка, справкой войсковой части №** Министерства обороны РФ от 02.02.2017 года №142 (л.д. 36-37, 38).
12.10.2016 года между майором Городничевым Е.В. и Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части ** заключен контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет с 12 октября 2016 года по 11 октября 2021 года (л.д. 64).
Принимая решение, суд руководствовался положениями Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.ст. 35, 93, 103, 104 Жилищного кодекса РФ, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку служебное жилое помещение предоставлено Городничеву Е.В. и членам его семьи в связи с прохождением военной службы по контракту, срок которого по настоящее время не истек, заканчивается в 2021 году, соответственно, право пользования служебных жилым помещением у Городничева Е.В. на момент рассмотрения дела, не прекращено. При этом, суд указал, что получение ответчиками жилищной субсидии само по себе не указывает на прекращение права пользования служебным жилым помещением, поскольку законодательно предусмотренных положений, указывающих на обязанность военнослужащего освободить жилое помещение до окончания срока службы, не установлено и истцом не приведено. Также суд пришел к выводу, что подписанное ответчиком обязательство об освобождении служебного жилого помещения, само по себе не указывает на прекращение у ответчика права пользования спорным жилым помещением, поскольку это условие не основано на законе.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выше выводами суда.
Как следует из абз. 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Приведенные нормы закона предусматривают возможность реализации права на жилищную субсидию для определенной категории военнослужащих - заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, при этом, реализация права на обеспечение жилым помещением носит заявительный характер, т.е. лицо по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, в том числе распоряжается ими (ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ), и такое право может быть реализовано военнослужащим как во время прохождения военной службы, так и при увольнении с военной службы.
Как усматривается из материалов дела, ответчику, как военнослужащему, заключившему контракт до 01.01.1998, была предоставлена жилищная субсидия в порядке абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая подлежала предоставлению именно для приобретения жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Основным условием при предоставлении жилищной субсидии в соответствии с абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» является использование данной субсидии исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых военнослужащий утратит основания для признания его нуждающимися в жилых помещениях.
Городничев Е.В. на основании поданного им заявления получил соответствующую жилищную субсидию.
Таким образом, получение названным военнослужащим жилищной субсидии во время прохождения военной службы является формой реализации права на жилое помещение по месту прохождения военной службы, которая в свою очередь является основанием для снятия военнослужащего с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, для освобождения занимаемого служебного жилого помещения, подлежащего передаче Министерству обороны Российской Федерации (пункт 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно ст. ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законами или иными правовыми актами.
В силу положений ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Таким образом, подписание Городничевым Е.В. соглашения 25.01.2017 о сдаче служебного жилого помещения в течение четырех месяцев после перечисления средств жилищной субсидии не противоречит действующему законодательству, несмотря на то, что прямо законом необходимость такого обязательства не предусмотрена.
С учетом вышеизложенного, те обстоятельства, что Городничев Е.В. до настоящего времени является военнослужащим, контракт с которым не окончен, а договор найма служебного жилого помещения содержит указание на то, что он заключается на период работы Городничева Е.В. в МО РФ, не являются основанием для сохранения за ответчиками права на использование служебного жилого помещения до окончания срока службы.
Более того, согласно п. 16 договора найма служебного жилья от 27.09.2010, он может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон, которое, как усматривается из материалов дела и изложено выше, между сторонами было достигнуто и не оспорено.
При этом судебная коллегия отмечает, что получение одновременно социальной выплаты и жилого помещения в пользование по договору найма служебного жилья, т.е. двойное обеспечение ответчиков жилым помещением, противоречит закону и заключенному между сторонами соглашению от 25.01.2017.
Положения ст.ст. 93, 104 Жилищного кодекса РФ, которые устанавливают необходимость обеспечения гражданина служебным жильем на период трудовых отношений на спорные правоотношения не распространяют свое действие, поскольку в данном случае они регулируются нормами специального закона, а именно ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п.п. к п. 14 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
С учетом изложенного, поскольку договор найма служебного жилья прекратил свое действие, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Городничев Е.В. и члены его семьи утратили право пользования служебным жилым помещением, реализовав право на жилищную субсидию по основаниям и в порядке, предусмотренным законом, соответственно подлежат выселению из него, в силу п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, ответчики Городничевы подлежит снятию с регистрационного учета по месту жительства по спорному адресу, а на совершеннолетних ответчиков необходимо возложить обязанность сдать жилое помещение и предоставить истцу сопровождающие данную процедуру документы.
Следовательно, выводы суда основаны на неверном применении норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в связи с чем решение суда подлежит отмене, с принятием нового об удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации в полном объеме.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 05.02.2018 г. – отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Министерства обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление правового обеспечения» - удовлетворить.
Прекратить право пользования к Городничева Евгения Валентиновича, Городничевой Веры Николаевны, Г1., Г2. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ****.
Выселить Городничева Евгения Валентиновича, Городничеву Веру Николаевну, Г1., Г2. из служебного жилого помещения по адресу: ****.
Обязать Городничева Евгения Валентиновича, Городничеву Веру Николаевну сдать в установленном порядке жилое помещение по адресу: **** начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Настоящее определение является основанием для снятия указанных лиц с регистрационного учета по адресу: ****.
Председательствующий:
Судьи: