УИД: 45RS0024-01-2019-000428-55
Дело № 2-5/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Щучанский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Лушниковой Н.В.
при секретаре Быстрицкой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье Курганской области 18 февраля 2020 года гражданское дело по иску Петрова В.П. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щучанский» о признании расчета выслуги лет незаконным, включении периода прохождения службы в льготный стаж, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Петров В.П. обратился в Щучанский районный суд Курганской области с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щучанский» (далее - МО МВД России «Щучанский») о признании права на доплату в связи с особыми условиями труда. В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Щучанский». Службу в полиции прекратил ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением предельного возраста. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он являлся участковым уполномоченным на территории Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области, где располагалось государственное казенное учреждение «Песчанская областная туберкулезная больница» (далее — ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница»), в связи с чем его служба была непосредственно связана с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, ВИЧ, гепатитом. Выполняя обязанности участкового уполномоченного, он находился в непосредственном контакте с больными туберкулезом, так как в его должностные обязанности входил осмотр трупов и пресечение административных правонарушений и преступлений на территории туберкулезной больницы. Он подвергал свою жизнь и здоровье постоянному риску, но каких-либо доплат за вредные условия труда не получал. Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ст. 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», он обращался к начальнику МО МВД России «Щучанский» с заявлением о выплате ежемесячной надбавки, но ему было отказано. Считает, что нарушены его права на получение доплаты в связи с вредными условиями труда. С учетом изменения исковых требований просит признать незаконным произведенный МО МВД России «Щучанский» расчет выслуги лет для назначения ему пенсии, обязать МО МВД России «Щучанский» засчитать в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) период его службы в должности участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Щучанский» Курганской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 месяц за 1,5 месяца, взыскать с МО МВД России «Щучанский» недополученную компенсацию за неиспользованное право на положенные льготы и доплаты в связи с вредными условиями труда за период прохождения службы в размере 649 475 руб.
Истец Петров В.П. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МО МВД России «Щучанский» по доверенности Евстигнеева И.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указывала, что к возникшим правоотношениям сторон применение положений Трудового кодекса Российской Федерации не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации урегулированы нормами специального законодательства. Обращала внимание, что служба в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе, служба в полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемый в публичных интересах. Права и социальные гарантии сотрудников полиции закреплены Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу указанного закона права на надбавку за особые условия службы, связанной с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, у истца не имеется. Перечнем должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной пограничной службы (далее - Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ) от 30 мая 2013 года № 225/194/363/126/2330/777/292, должность участкового уполномоченного полиции не предусмотрена. Должностной регламент истца как участкового уполномоченного оказание противотуберкулезной помощи больным не предусматривал. За выполнение своих должностных обязанностей Петров В.П. получал соответствующие денежное довольствие. Расчет выслуги лет истца произведен законно и обоснованно. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица государственного казенного учреждения «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предоставленном письменном отзыве указывает, что согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда (до 1 января 2014 года - по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда). Полагает, что для возникновения права на установление повышенного размера оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должность истца по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) должна быть отнесена к работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Кроме того, должность истца должна входить в Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30- часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержденный приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ от 30 мая 2003 года № 225/194/363/126/2330/777/292.
Представитель третьего лица Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленным отзывам с исковыми требованиями не согласен, указывает, что право сотрудников органа внутренних дел, указанных в Перечне, на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительную оплату труда, возникает при условии их непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микробактериями туберкулеза, в учреждениях системы МВД России и при наличии в составе учреждения (структурного подразделения) специальных помещений (камер, изоляторов, палат) для больных туберкулезом. Должность участкового уполномоченного полиции на территории Песчаного сельсовета не предусмотрена Перечнем должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России, кроме того, данная должность не проходила аттестацию рабочего места. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно отзыву с исковыми требованиями не согласен, указывает, что исчисление стажа истца осуществлено в соответствии со специальным законодательством. Ссылку истца на ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и на Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» полагает несостоятельной, так как данные нормы при расчете выслуги лет истцу не применимы. Сведений о проведении на рабочем месте истца специальной оценки условий труда, без чего установление вредности незаконно, не имеется. Также указывает на то, что должность истца не содержится в Перечне должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержденном приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ от 30 мая 2003 года № 225/194/363/126/2330/777/292. Полагает, что гарантий, предусмотренных названным приказом, у истца не имелось, поскольку согласно приказу на основании указанного Перечня руководитель учреждения (организации) утверждает перечень сотрудников и работников учреждения, которым с учетом конкретных условий работы производится дополнительная оплата труда, в том числе, за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем. Кроме того, указывает, что истцом пропущен установленный Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок для обращения в суд для разрешения служебного спора.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонного) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным федеральным законом.
Согласно п. 7 ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе, надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 14 декабря 2009 года № 960, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, проходящим службу в особых условиях, установлено, что доплата за несение службы во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда осуществляется в зависимости от класса условий труда по результатам аттестации рабочих мест в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Закрепляя право на получение пенсии для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в ст. 18 названного Закона установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года № 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям, определив обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий.
Абзацем 45 подп. «г» п. 3 вышеназванного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а с 1 января 2001 года по Перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истец Петров В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
Из справки о прохождении службы в органах внутренних дел Петрова В.П. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в должности участкового уполномоченного милиции ОВД по Щучанскому району Курганской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в распоряжении УМВД России по Курганской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Щучанский»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности старшего участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Щучанский»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МО МВД России «Щучанский»; ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
С ДД.ММ.ГГГГ Петров В.П. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Согласно представленному ответчиком расчету на день назначения пенсии выслуга Петрова В.П. в календарном исчислении составила 25 лет 6 месяцев 2 дня, в льготном исчислении, с учетом того, что Петров В.П. является ветераном боевых действий, — 25 лет 9 месяцев.
С указанным расчетом истец не согласен и в измененном исковом заявлении просит признать расчет незаконным, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял охрану правопорядка среди больных туберкулезом, тем самым оказывал им противотуберкулезную помощь, в связи с чем спорный период службы должен быть исчислен в льготном порядке. Кроме того, полагает, что с ответчика в его пользу должно быть взыскано недоплаченное денежное содержание за работу в особых условиях.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
До ДД.ММ.ГГГГ деятельность участковых уполномоченных полиции регламентировал приказ МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», в силу которого основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции являлись профилактический обход административного участка; рассмотрение обращений граждан, индивидуальная профилактическая работа; прием граждан; отчеты перед населением о проделанной работе. Свою деятельность при несении службы участковый уполномоченный полиции осуществляет на обслуживаемой территории либо в служебном помещении, расположенном на административном участке — участковом пункте полиции. Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции).
Согласно должностному регламенту участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Щучанский» Петрова В.П. направлениями его деятельности при несении службы на административном участке являлись, в том числе, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений (пп. пп. 3.2, 3.3).
Согласно п. 4 должностного регламента участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В силу п. 19 должностного регламента участковый уполномоченный полиции Петров В.П. был обязан знать всех состоящих на профилактическом учете лиц, проживающих на закрепленном за ним административном участке, систематически проводить проверку данных лиц по месту жительства, проводить профилактическую работу с целью недопущения совершения ими преступлений и иных антиобщественных деяний.
Согласно паспорту на административный участок №, принятому истцом ДД.ММ.ГГГГ, административный участок составляет территория трех муниципальных образований: Песчанского, Николаевского и Пуктышского сельсоветов Щучанского района Курганской области. На административном участке находилось государственное казенное учреждение «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского учета».
Из устава ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница» (после переименования — государственное казенное учреждение «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода» (далее — ГКУ Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода») следует, что предметом его деятельности являлось оказание медицинской помощи лицам, больным туберкулезом, из числа бывших воспитанников детских домов, одиноких пожилых граждан, инвалидов, граждан, прибывших из мест лишения свободы, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в медицинском и социальном уходе.
Как следует из исследованных в ходе судебного разбирательства журналов учета дел об административных правонарушениях МО МВД России «Щучанский», истцом в ГКУ «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода» составлялись административные материалы.
Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ показал, что работал директором ГКУ «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода», истец Петров В.П., являвшийся участковым уполномоченным, 2-3 раза в неделю посещал учреждение для контроля поведения туббольных, чем оказывал содействие в их лечении, так как лекарственные препараты для лечения туберкулеза токсичны, в сочетании с алкоголем их токсичность усиливается.
Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ показал, что являлся начальником МО МВД России «Щучанский», истец Петров В.П. как участковый уполномоченный ежедневно посещал Песчанскую туберкулезную больницу, в которой находились больные, в том числе, освободившиеся из мест лишения свободы, в связи с чем там часто совершались административные правонарушения, обходил больницу, контролировал соблюдение порядка, тем самым, контактировал с туббольными и оказывал помощь в их лечении. Однако оплата Петрову В.П. за особые условия труда не производилась, так как это нормативно не было предусмотрено. Обращался ли Петров В.П. к нему с вопросом о назначении доплаты за особые условия труда, он не помнит.
Как следует из ответа на запрос суда ГКУ «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ №, ГКУ «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода» с ДД.ММ.ГГГГ реорганизован путем присоединения к ГКУ «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» и преобразован в 5 отделение для больных туберкулезом органов дыхания. С ДД.ММ.ГГГГ деятельность 5 отделения для больных туберкулезом органов дыхания ГКУ «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» прекращена. Специальная оценка условий труда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 5 отделении для больных туберкулезом органов дыхания ГКУ «Курганский областной противотуберкулезный диспансер» не проводилась. Протоколов оценки условий труда (аттестации рабочих мест) ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница», ГКУ «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ «Курганский областной противоправный диспансер» не имеется, сведения о их передаче при реорганизации ГКУ «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода» не имеется.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 года № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» Министерству здравоохранения Российской Федерации предписано совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации утвердить перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.
Приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ, ФПС РФ от 30 мая 2003 года № 225/194/363/126/2330/777/292 утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи (далее также — Перечень).
Пунктом 4.2 Перечня «Должности медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России» предусмотрены, в частности, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющих охрану, содержание и конвоирование больных туберкулезом; наименования учреждений (структурных подразделений) - подразделения охраны и конвоирования, имеющие в своем составе специальные помещения (камеры, изоляторы, палаты) для больных туберкулезом.
Согласно примечанию к п. 4 Перечня дополнительная оплата труда личному составу по п.п. 4.2, 4.3, 4.4 настоящего раздела определяется ежемесячно приказом руководителя (начальника, командира) учреждения (подразделения) за фактическое время (дни, смены) работы сотрудника (работника, военнослужащего, лица из числа гражданского персонала) в условиях контактирования с больными туберкулезом при исполнении служебных обязанностей по согласованию с вышестоящим медицинским учреждением (подразделением) и центром госсанэпиднадзора.
На основании п. п. 1, 3 примечания к Перечню дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, 30-часовая рабочая неделя и дополнительная оплата труда в размере не менее чем 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) предоставляются сотрудникам и работникам, предусмотренным данным Перечнем, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, право сотрудников органа внутренних дел, указанных в Перечне, на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительную оплату труда, возникает при условии их непосредственного участия в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России и при наличии в составе учреждения (структурного подразделения) специальных помещений (камер, изоляторов, палат) для больных туберкулезом.
Должность участкового уполномоченного полиции Перечнем должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России, не предусмотрена. ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница» (ГКУ Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода») в состав МО МВД России «Щучанский» не входило. Специальную оценку условий труда (аттестацию рабочего места по условиям труда) данная должность не проходила.
Приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. № 868 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым представляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии. Должность участкового уполномоченного в Перечень должностей, утвержденный Министром внутренних дел Российской Федерации, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, не включена.
Таким образом, судом установлено, что должность, занимаемая ранее истцом, не была включена в Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда, утвержденный приказом Минздрава РФ, Минобороны РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минобразования РФ, Минсельхоза РФ и ФПС РФ от 30 мая 2003 года № 225/194/363/126/2330/777/292.
Истец осуществлял службу, являясь участковым уполномоченным милиции, полиции на территории трех и более муниципальных образований, включающих ряд населенных пунктов. Его рабочее место на территории ГКУ «Песчанская областная туберкулезная больница» (ГКУ «Песчанский областной туберкулезный дом сестринского ухода») не находилось. Вопреки доводам истца охрану больных туберкулезом он не осуществлял, противотуберкулезную помощь не оказывал.
Аттестации рабочего места по условиям труда (специальной оценки условий труда) истца, по результатам которых возможно было бы установить характер условий его труда, не проводилось, с требованием о понуждении ее проведения в суд истец не обращался. В настоящее время возможность специальной оценки условий труда утрачена ввиду увольнения истца со службы.
Должность участкового уполномоченного в Перечень должностей, утвержденный Министром внутренних дел Российской Федерации, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, также не включена.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований и признания расчета выслуги лет незаконным, включении периода прохождения службы в льготный стаж, взыскании денежных средств не имеется.
За выполнение своих служебных обязанностей Петров В.П. получал денежное довольствие, в настоящее время получает пенсию по выслуге лет.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Петрова В.П. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щучанский» о признании расчета выслуги лет незаконным, включении периода прохождения службы в льготный стаж, взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Щучанский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.
Судья Н.В. Лушникова