Решение по делу № 3а-78/2016 от 02.02.2016

Дело № 3А-78/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2016 года                        г. Красноярск                                    

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

с участием прокурора Моргуна О.В., представителя Законодательного Собрания Красноярского края Дамовой Е.С., представителя Губернатора Красноярского края Савельевой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-78/2016 по административному иску прокурора Красноярского края о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими отдельных положений Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края» (в редакции Закона Красноярского края от 17 ноября 2015 года № 9-3875 «О внесении изменений в Закон края «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края»),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноярского края обратился с административным иском о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими отдельных положений Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края» (в редакции Закона Красноярского края от 17 ноября 2015 года № 9-3875 «О внесении изменений в Закон края «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края»), мотивируя тем, что в соответствии с пунктами 1, 3, 4, 7-10, 17, 20, 21, 22, 28, 29, 31, 35, 36, 38 статьи 1 оспариваемого закона приостановлено в 2015 - 2017 годах действие:

абзаца второго статьи 2 Закона Красноярского края от 24 июня 1997 года № 14-509 «О размере вознаграждения приемным родителям» (пункт 1);

пункта 3 статьи 17-6, абзаца пятого пункта 1 статьи 17-7 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (пункт 3);

абзаца шестого статьи 3 Закона Красноярского края от 08 февраля 2001 года № 13-1137 «Об установлении ежемесячных персональных пособий в Красноярском крае» (пункт 4);

подпункта «к» пункта 2 статьи 2, подпункта «к» пункта 2 статьи 3, пункта «ж» статьи 4, подпункта «а» пункта 3 статьи 4.1, подпункта «а» пункта 3 статьи 5 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» (пункт 7);

абзаца четвертого пункта 5 статьи 2, абзаца второго статьи 3.3 Закона края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов» (пункт 8);

подпункта «к» пункта 2 статьи 2, подпункта «е» пункта 2 статьи 3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (пункт 9);

абзаца пятого статьи 13 Закона Красноярского края от 28 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» (пункт 10);

абзаца первого статьи 2 Закона Красноярского края от 20 декабря 2007 года № 4-1068 «О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» (пункт 17);

пункта 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2568 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении вдов (вдовцов) Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы» (пункт 20);

пункта «в» статьи 14, подпункта «а» пункта 1 статьи 15, подпункта «г» пункта 2 статьи 17, подпункта «г» пункта 2 статьи 18 в части индексации размера ежемесячной денежной выплаты, абзаца третьего пункта 1 статьи 8, абзаца второго пункта 2 статьи 10, абзаца второго пункта 2 статьи 11, абзаца второго пункта 1 статьи 12, абзаца второго статьи 44, абзаца восьмого статьи 52, абзаца пятого пункта 1 статьи 62 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края» (пункт 21);

статьи 54.1 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» (пункт 22);

пункта 5 статьи 5 Закона Красноярского края от 08 июля 2010 года № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае» (пункт 28);

статьи 5 Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» (пункт 29);

пункта 3 приложения 4 к Закону Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5435 «О системе наград Красноярского края» (пункт 31);

пункта 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» (пункт 35);

статьи 6 Закона Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6418 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, и членов их семей» (пункт 36);

пункта 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 11 декабря 2012 года № 3-876 «О ежемесячном пособии на ребенка» (пункт 38).

Оспариваемыми нормами приостановлена индексация следующих выплат, предусмотренных законами края:

- вознаграждения приемному родителю (статья 1 Закона края от 24 июня 1997 года № 14-509 «О размере вознаграждения приемным родителям», принятого во исполнение пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ);

- единовременных денежных выплат гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7 лет и старше, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уволенных с военной службы в запас (статьи 17-6, 17-7 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», принятого во исполнение статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»);

- ежемесячного персонального пособия Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы, персональным пенсионерам союзного, республиканского и местного значения (статья 3 Закона Красноярского края от 08 февраля 2001 года № 13-1137 «Об установлении ежемесячных персональных пособий в Красноярском крае»);

- ежемесячных денежных выплат труженикам тыла, ветеранам труда, ветеранам труда края, пенсионерам, родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих (статьи 2 -5 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», принятого во исполнение статей 10, 20, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»);

ежемесячных денежных выплат родителям и законным представителям детей-инвалидов, осуществляющим их воспитание и обучение на дому, а также семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства, имеющих I или II группу инвалидности (статьи 2, 3.3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов», принятого во исполнение статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

ежемесячных денежных выплат реабилитированным, а также лицам,
признанным пострадавшими от политических репрессий (статьи 2, 3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», принятого во исполнение статьи 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»);

- денежных средств на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью патранатного воспитателя (статья 13 Закона Красноярского края от 2 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае», принятого во исполнение статей 1, 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

- ежемесячной денежной выплаты членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (статья 2 Закона Красноярского края от 20 декабря 2007 года № 4-1068 «О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»;

- дополнительного ежемесячного материального обеспечения вдов (вдовцов) Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (статья 2 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2568 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении вдов (вдовцов) Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы», принятого во исполнение пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 09 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);

- ежемесячных денежных выплат труженикам тыла, ветеранам труда Эвенкийского автономного округа, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, доплат к пенсии неработающим пенсионерам, выплат инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла к празднованию Дня Победы, доплаты к ежемесячному пособию на ребенка одиноким матерям, средств на обеспечение бесплатным питанием обучающихся, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем обучающихся, проживающих в интернатах (статьи 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 52 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края»);

- ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, неработающим пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, обучающимся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, пособия и выплат многодетным семьям, единовременной материальной помощи пенсионерам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выплаты в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне, ежемесячной денежной компенсации учащимся, имеющим право на получение бесплатного питания и страдающим хроническими заболеваниями, на предоставление бесплатного питания, выплату материальной помощи обучающимся в профессиональных образовательных организациях, материальной помощи выпускникам профессиональных образовательных организаций (статьи 10, 13, 15-17, 20, 21, 23, 25, 28, 42 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края»);

- ежемесячного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов (статья 5 Закон Красноярского края от 08 июля 2010 года № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае»);

-    единовременного пособия при рождении одновременно двух и более
детей, ежегодного пособия на ребенка школьного возраста, ежемесячного пособия семьям, имеющим детей, в которых родители (лица, их заменяющие) – инвалиды (Закон Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае»);

- единовременного материального вознаграждения женщинам, награжденным почетным знаком Красноярского края «Материнская слава» (Закон Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5435 «О системе наград Красноярского края»);

-    краевого материнского (семейного) капитала (статья 5 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае»);

- выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из подразделений особого риска и членам их семей (статья 2 Закона Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6418 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, и членов их семей»);

- ежемесячного пособия на ребенка (Закон Красноярского края от 11 декабря 2012 года № 3-876 «О ежемесячном пособии на ребенка», принятый во исполнение статей 2-4, 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

В результате приостановления индексации социальных выплат в условиях инфляции произойдет уменьшение объема данных выплат, что не позволит в полной мере обеспечить предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан и будет свидетельствовать о фактическом отказе государства в лице органов государственной власти края от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств о предоставлении поддержки гражданам, нуждающимися в особой социальной защите.

Федеральными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, которые установлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что объем финансирования соответствующих мер социальной поддержки не будет уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Дефицит бюджета не может служить основанием для утраты гражданами права на предоставление им государственных гарантий, поскольку регулирование бюджетных отношений должно осуществляться с учетом конституционных принципов и критериев. Законодатель же Красноярского края, принимая решение о приостановлении действия законов края в части индексации социальных выплат, соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки, вопреки приведенным выше положениям, не предусмотрел.

Просит признать не соответствующими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края» (в редакции Закона Красноярского края от 17 ноября 2015 № 9-3875 «О внесении изменений в Закон края «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края»):

пункты 1, 3, 4, 7-10, 17, 20, 28, 29, 31, 35, 36, 38 статьи 1;

пункт 21 статьи 1 в части приостановления в 2015-2017 годах действия пункта «в» статьи 14, подпункта «а» пункта 1 статьи 15, подпункта «г» пункта 2 статьи 17, подпункта «г» пункта 2 статьи 18 в части индексации размера ежемесячной денежной выплаты, абзаца третьего пункта 1 статьи 8, абзаца второго пункта 2 статьи 11, абзаца восьмого статьи 52 Закона края от 18 декабря 2008 года № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края»;

пункт 22 статьи 1 о приостановлении в 2015-2017 годах действия статьи 54.1 Закона края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» в части приостановления индексации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных пунктом 4 статьи 10, пунктами 2, 4 статьи 13, пунктом 1 статьи 15, статьей 16, пунктом 1 статьи 17, статьей 20, подпунктом «а» пункта 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 25, пунктами 1 - 4 статьи 28, пунктами «г», «и», «м», «р» статьи 42 Закона края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края».

В судебном заседании прокурор - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражных процесса прокуратуры Красноярского края Моргун О.В. настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Законодательного Собрания Красноярского края Дамова Е.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросу, находящемуся в совместном Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Законодательного Собрания Красноярского края, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу, не противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу и не нарушает права административного истца.

Представитель Губернатора Красноярского края Савельева С.Б., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать по аналогичным основаниям.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 46, пункту 1 статьи 58 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 (далее - Устав), Законодательное Собрание Красноярского края является органом законодательной власти Красноярского края.

1 декабря 2014 года на четвертом заседании седьмой сессии Законодательного Собрания Красноярского края большинством голосов присутствующих депутатов (47 присутствующих из 52 избранных) во втором чтении принят Закон Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края» (далее - Закон Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873), который был подписан Губернатором Красноярского края 16 декабря 2014 года и опубликован 19 декабря 2014 года на «Официальном Интернет-портале правовой информации Красноярского края» и в издании «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», № 50 (679).

В соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873 данный Закон вступил в силу с 1 января 2015 года.

В настоящее время Закон Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873 действует в редакции Закона Красноярского края от 17 ноября 2015 года № 9-3875 «О внесении изменений в Закон края «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края» (далее - Закон Красноярского края от 17 ноября 2015 года № 9-3875).

пунктами 1, 3, 4, 7-10, 17, 20, 21, 22, 28, 29, 31, 35, 36, 38 статьи 1 Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 года № 7-2873 (в редакции Закона Красноярского края от 17 ноября 2015 года № 9-3875) приостановлено в 2015 - 2017 годах действие:

абзаца второго статьи 2 Закона Красноярского края от 24 июня 1997 года № 14-509 «О размере вознаграждения приемным родителям» (пункт 1);

пункта 3 статьи 17-6, абзаца пятого пункта 1 статьи 17-7 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (пункт 3);

абзаца шестого статьи 3 Закона Красноярского края от 08 февраля 2001 года № 13-1137 «Об установлении ежемесячных персональных пособий в Красноярском крае» (пункт 4);

подпункта «к» пункта 2 статьи 2, подпункта «к» пункта 2 статьи 3, пункта «ж» статьи 4, подпункта «а» пункта 3 статьи 4.1, подпункта «а» пункта 3 статьи 5 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» (пункт 7);

абзаца четвертого пункта 5 статьи 2, абзаца второго статьи 3.3 Закона края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов» (пункт 8);

подпункта «к» пункта 2 статьи 2, подпункта «е» пункта 2 статьи 3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (пункт 9);

абзаца пятого статьи 13 Закона Красноярского края от 28 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае» (пункт 10);

абзаца первого статьи 2 Закона Красноярского края от 20 декабря 2007 года № 4-1068 «О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» (пункт 17);

пункта 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2568 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении вдов (вдовцов) Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы» (пункт 20);

пункта «в» статьи 14, подпункта «а» пункта 1 статьи 15, подпункта «г» пункта 2 статьи 17, подпункта «г» пункта 2 статьи 18 в части индексации размера ежемесячной денежной выплаты, абзаца третьего пункта 1 статьи 8, абзаца второго пункта 2 статьи 10, абзаца второго пункта 2 статьи 11, абзаца второго пункта 1 статьи 12, абзаца второго статьи 44, абзаца восьмого статьи 52, абзаца пятого пункта 1 статьи 62 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края» (пункт 21);

статьи 54.1 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» (пункт 22);

пункта 5 статьи 5 Закона Красноярского края от 08 июля 2010 года № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае» (пункт 28);

статьи 5 Закона Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» (пункт 29);

пункта 3 приложения 4 к Закону Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5435 «О системе наград Красноярского края» (пункт 31);

пункта 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» (пункт 35);

статьи 6 Закона Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6418 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, и членов их семей» (пункт 36);

пункта 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 11 декабря 2012 года № 3-876 «О ежемесячном пособии на ребенка» (пункт 38).

Оспариваемыми нормами приостановлена индексация следующих выплат, предусмотренных законами края:

- вознаграждения приемному родителю (статья 1 Закона края от 24 июня 1997 года № 14-509 «О размере вознаграждения приемным родителям», принятого во исполнение пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ);

- единовременных денежных выплат гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7 лет и старше, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уволенных с военной службы в запас (статьи 17-6, 17-7 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», принятого во исполнение статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»);

- ежемесячного персонального пособия Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы, персональным пенсионерам союзного, республиканского и местного значения (статья 3 Закона Красноярского края от 08 февраля 2001 года № 13-1137 «Об установлении ежемесячных персональных пособий в Красноярском крае»);

- ежемесячных денежных выплат труженикам тыла, ветеранам труда, ветеранам труда края, пенсионерам, родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих (статьи 2 -5 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов», принятого во исполнение статей 10, 20, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»);

ежемесячных денежных выплат родителям и законным представителям детей-инвалидов, осуществляющим их воспитание и обучение на дому, а также семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства, имеющих I или II группу инвалидности (статьи 2, 3.3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов», принятого во исполнение статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

ежемесячных денежных выплат реабилитированным, а также лицам,
признанным пострадавшими от политических репрессий (статьи 2, 3 Закона Красноярского края от 10 декабря 2004 года № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», принятого во исполнение статьи 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»);

- денежных средств на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью патранатного воспитателя (статья 13 Закона Красноярского края от 2 апреля 2005 года № 14-3365 «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае», принятого во исполнение статей 1, 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

- ежемесячной денежной выплаты членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (статья 2 Закона Красноярского края от 20 декабря 2007 года № 4-1068 «О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)»;

- дополнительного ежемесячного материального обеспечения вдов (вдовцов) Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (статья 2 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2568 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении вдов (вдовцов) Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы», принятого во исполнение пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 09 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);

- ежемесячных денежных выплат труженикам тыла, ветеранам труда Эвенкийского автономного округа, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, доплат к пенсии неработающим пенсионерам, выплат инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла к празднованию Дня Победы, доплаты к ежемесячному пособию на ребенка одиноким матерям, средств на обеспечение бесплатным питанием обучающихся, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем обучающихся, проживающих в интернатах (статьи 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 52 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края»);

- ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, неработающим пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, обучающимся по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, пособия и выплат многодетным семьям, единовременной материальной помощи пенсионерам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выплаты в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне, ежемесячной денежной компенсации учащимся, имеющим право на получение бесплатного питания и страдающим хроническими заболеваниями, на предоставление бесплатного питания, выплату материальной помощи обучающимся в профессиональных образовательных организациях, материальной помощи выпускникам профессиональных образовательных организаций (статьи 10, 13, 15-17, 20, 21, 23, 25, 28, 42 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края»);

- ежемесячного денежного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов (статья 5 Закон Красноярского края от 08 июля 2010 года № 10-4866 «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае»);

-    единовременного пособия при рождении одновременно двух и более
детей, ежегодного пособия на ребенка школьного возраста, ежемесячного пособия семьям, имеющим детей, в которых родители (лица, их заменяющие) – инвалиды (Закон Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5393 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае»);

- единовременного материального вознаграждения женщинам, награжденным почетным знаком Красноярского края «Материнская слава» (Закон Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5435 «О системе наград Красноярского края»);

-    краевого материнского (семейного) капитала (статья 5 Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года № 12-5937 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае»);

- выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из подразделений особого риска и членам их семей (статья 2 Закона Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6418 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, и членов их семей»);

- ежемесячного пособия на ребенка (Закон Красноярского края от 11 декабря 2012 года № 3-876 «О ежемесячном пособии на ребенка», принятый во исполнение статей 2-4, 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 5, 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принцип поддержания доверия граждан к закону и государству предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Определение от 1 декабря 2005 года № 521-О и др.).

Приказом Росстата от 30 декабря 2014 года № 734 «Об утверждении официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен» инфляция определена как социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения покупательной способности.

В этой связи, применение индексации является необходимым элементом механизма правового регулирования, направленного на восполнение фактических потерь граждан от снижения установленного законом социального пособия.

Таким образом, индексация установленного законом размера социальной выплаты представляет собой неотъемлемую часть меры социальной поддержки, отказ от которой неизбежно повлечет существенное уменьшение объема социальной помощи, что в условиях ее приостановления на длительный период равносильно отказу государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату ежемесячных денежных компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако, объем социальных гарантий не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 5 июля 2005 года № 246-О).

Учитывая вышеизложенное, субъекту Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплаты денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Между тем, законодатель Красноярского края, приостанавливая действие законов края в части индексации социальных выплат, соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки вопреки приведенным выше положениям не предусмотрел. Внесение оспариваемыми нормами изменений в правовое регулирование вопросов предоставления социальных льгот не согласуется с вышеуказанными конституционными положениями, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и государству.

При изложенных обстоятельствах оспариваемые положения Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 года № 7-2873 (в редакции Закона Красноярского края от 17 ноября 2015 года № 9-3875) приняты с превышением полномочий Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края, противоречат вышеназванным нормам федерального законодательства, в связи с чем, их следует на основании части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу решения суда.

Доводы представителей Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края о том, что оспариваемый нормативный акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не могут быть приняты во внимание по обстоятельствам, изложенным выше.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Красноярского края – удовлетворить.

Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 года № 7-2873 «О приостановлении в 2015 -2017 годах действия отдельных положений Законов края» (в редакции Закона Красноярского края от 17 ноября 2015 года № 9-3875 «О внесении изменений в Закон края «О приостановлении в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов действия отдельных положений Законов края»):

пункты 1, 3, 4, 7-10, 17, 20, 28, 29, 31, 35, 36, 38 статьи 1;

пункт 21 статьи 1 в части приостановления в 2015-2017 годах действия пункта «в» статьи 14, подпункта «а» пункта 1 статьи 15, подпункта «г» пункта 2 статьи 17, подпункта «г» пункта 2 статьи 18 в части индексации размера ежемесячной денежной выплаты, абзаца третьего пункта 1 статьи 8, абзаца второго пункта 2 статьи 11, абзаца восьмого статьи 52 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2658 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края»;

пункт 22 статьи 1 о приостановлении в 2015-2017 годах действия статьи 54.1 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» в части приостановления индексации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленных пунктом 4 статьи 10, пунктами 2, 4 статьи 13, пунктом 1 статьи 15, статьей 16, пунктом 1 статьи 17, статьей 20, подпунктом «а» пункта 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 25, пунктами 1 - 4 статьи 28, пунктами «г», «и», «м», «р» статьи 42 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края»

Обязать Законодательное Собрание Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» в течение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда             Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 12 апреля 2016 года

3а-78/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор КК
Ответчики
Законодательное Собрание КК
Другие
Губернатор Кр кр
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
02.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
08.02.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.02.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2016[Адм.] Судебное заседание
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
03.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее