Дело №2-2105/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Морева Е.А.
при секретаре Абсалямовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора к Управлению ЗАГС Костромской области об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Буйский межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах защиты прав неопределенного круга лиц к Управлению ЗАГС Костромской области об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Отделение ЗАГС по г.о.г. Буй и Буйскому району осуществляющему свою деятельность по адресу: <адрес>, ул. 1917 года, <адрес>. является территориальным органом Управления ЗАГС <адрес>, находится в его подчинении и не обладает правами юридического лица. Проверка обеспечения доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – Отделению ЗАГС по г.о.<адрес> и <адрес>, осуществляющему свою деятельность по адресу: <адрес>, ул. 1917 года, <адрес> показала, что: перед входом в здание имеется отрицательный перепад высоты, оборудованный лестничным маршем, однако отсутствуют: пандусы и поручни, подъемные устройства у лестницы при входе в отделение; телефоны-автоматы или иные средства связи, доступные для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках перед входом в помещение ЗАГСа. Тем самым нарушаются права и законные интересы маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. <дата> руководителю управления ЗАГС по <адрес> прокурором внесено представление с требованиями принять меры по устранению выявленных нарушений, оборудовать лестничный марш перед входом в здание ЗАГС по г.о.г. Буй и Буйскому району пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильных групп населения. До настоящего времени требования прокурора не выполнены. Отделение ЗАГС по г.о.<адрес> и <адрес> не обеспечено пандусами и поручнями, подъемными устройствами при входе в здание отделения, телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит обязать Управление записи актов гражданского состояния <адрес> оборудовать здание Отделение ЗАГС по г.о.г. Буй и Буйскому району, осуществляющее свою деятельность по адресу: <адрес>, ул. 1917 года, <адрес> пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильных групп населения, в срок до <дата>.
В судебном заседании прокурор Андронова Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Управления ЗАГС по Костромской области по доверенности Корсакова Е.С. не возражал против удовлетворения исковых требований. Вместе с тем полагала, что срок для устранения выявленного нарушения явно недостаточен, поскольку необходимо определить смету работ, предусмотреть денежные средства в бюджете учреждения и произвести капитальные работы.
Представитель третьего лица Отделение ЗАГС по г.о.г. Буй и Буйскому району Управления ЗАГС Костромской области, в судебное заседание не явился, извещенны надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (п. 1, 3).
Согласно Закону Костромской области от 27.10.2014 года №575-5 ЗКО «О социальном обслуживании граждан в Костромской области» к полномочиям органов исполнительной власти Костромской области в сфере социального обслуживания относятся обеспечение условий доступности для инвалидов объектов (зданий, строений, сооружений и помещений), используемых организациями социального обслуживания Костромской области (п.9.1 ч.3 ст.9).
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр.
Так, согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 6.1.1 СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один выход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
В соответствии с п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,005 м.
Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +\- 0.03 м.
Как следует из материалов дела по результатам проверки, проведенной Буйской межрайонной прокуратурой в Отделении ЗАГС по г.о.г. Буй и Буйскому району, осуществляющему свою деятельность по адресу: <адрес>, ул. 1917 года, <адрес>, перед входом в здание имеется отрицательный перепад высоты, оборудованный лестничным маршем, однако отсутствуют: пандусы и поручни, подъемные устройства у лестницы при входе в отделение ЗАГС.
07.12.2020 руководителю управления ЗАГС по Костромской области прокурором внесено представление с требованиями принять меры по устранению выявленных нарушений, оборудовать лестничный марш перед входом в здание ЗАГС по г.о.г. Буй и Буйскому району пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ маломобильных групп населения. До настоящего времени требования прокурора не выполнены.
Анализируя вышеприведенные нормы права, принимая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно п.1 Положения об управлении записи актов гражданского состояния Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 20.04.2009 № 85 Управление ЗАГС является исполнительным органом государственной власти Костромской области, проводящим государственную и региональную политику в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Управление ЗАГС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Костромской области и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, структурными подразделениями аппарата администрации Костромской области, общественными объединениями (п.4).
В связи с изложенным суд считает необходимым обязать Управление ЗАГС по Костромской области оборудовать Отделение ЗАГС по городскому округу город Буй и Буйскому району, расположенное по адресу: Костромская область, г. Буй, ул. 1917 года, д.2, пандусом в соответствии с требованиями технического регламента.
С учетом положений п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до <дата>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Буйского межрайонного прокурора к Управлению ЗАГС Костромской области об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.
Обязать Управление ЗАГС Костромской области в срок до 01.05.2022 оборудовать здание Отделения ЗАГС по городскому округу город Буй и Буйскому району, расположенное по адресу: Костромская область, г. Буй, ул. 1917 года, д.2 пандусом, соответствующим требованиям технического регламента.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.А.Морев