УИД: 51RS0007-01-2024-001155-63 изготовлено 4 июня 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 г. г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.А.,
при секретаре судебного заседания Садыриной К.Н.,
с участием прокурора Пучковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением английского языка» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор города Апатиты в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением английского языка» (далее – МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты) об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
В обоснование заявленных требований указано, что Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) была проведена проверка соблюдения исполнения законодательства Российской Федерации в сфере антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты и требований статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В результате проверки было установлено, что в нарушение пункта 24 Требований обозначенный объект не оснащен отдельной системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В результате несвоевременного устранения выявленных нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности, здоровью неопределенного круга лиц (обучающихся образовательной организации, посетителей и работников) может быть причинен существенный вред, в связи с чем прокурор обращается в защиту законных интересов указанного круга лиц.
Просит обязать МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты в срок до 1 января 2026 г. оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Апатиты Пучкова А.Ю. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты в судебное заседание не явился, извещён, просит рассмотреть дело в его отсутствие, срок исполнения установить до 1 января 2027 г.
Представитель третьего лица Управления образования администрации города Апатиты Мурманской области о времени и месте судебного разбирательства извещён, не явился, возражений не представил.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпунктом «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ) установлено, что под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации (далее – Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу подпункта «б» пункта 13 Концепции одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с положениями статей 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу статей 2, 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, направленная на предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
Правительство Российской Федерации, в том числе, устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (ст.5 вышеуказанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019г. № 1421 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объекта (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее Требования), в соответствии с пунктом 1 которых данные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, иных объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - объекты (территории).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (подпункт «е» пункта 21 Требований).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, в ходе проведенной Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) проверки соблюдения требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 27 февраля 2023 г. установлено, что в нарушение пункта 24 Требований обозначенный объект не оснащен отдельной системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно паспорту безопасности на здание МБОУ СОШ № 6, расположенному по адресу: <адрес>, присвоена третья категория опасности.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и Устава МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является образование основное общее (85.13), расположено по адресу: <адрес>
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными актами Мурманской области, Уставом.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 13 февраля 2008 г., Выпиской из ЕГРН от 4 апреля 2024 г. здание, в котором расположено МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты, передано учреждению в оперативное управление.
Согласно статье 4 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку выявленные нарушения указывают на недостаточный уровень антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты, свидетельствуют об отсутствии безопасности условий пребывания на данном объекте. При этом исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью МБОУ СОШ № 6 г. Апатиты, выполнение мероприятий по оснащению отдельной системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории).
В свою очередь, допущенное ответчиком бездействие отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд соглашается со сроком для устранения недостатков, предложенным стороной истца до 1 января 2026 г., поскольку он является разумным и достаточным. Доказательств невозможности выполнения обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в установленный срок суду ответчиком представлено не было.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением английского языка» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности – удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением английского языка» (ИНН 5101740145, ОГРН 1025100510258), в срок до 1 января 2026 г. системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Апатиты «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением английского языка» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий А.А. Алексеева