Судья ФИО Дело <данные изъяты>
Уникальный идентификатор дела
50RS0<данные изъяты>-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Колотовкиной Е.Н., Алябушевой М.В.,
при помощнике судьи ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО к Государственному учреждению - Главное управление ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом, назначении страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов по оплате юридических услуг,
заслушав доклад судьи Колотовкиной Е.Н.,
установила:
Истец ФИО обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, включении в страховой стаж периода осуществления ухода за ребенком-инвалидом с <данные изъяты> по <данные изъяты>, принять документы, выданные на территории <данные изъяты> подтверждающие установление инвалидности ФИО, взыскании судебных расходов в размере 165 000 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> ФИО обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как мать ребенка-инвалида с детства ФИО, <данные изъяты> года рождения. Для назначения страховой пенсии по старости ФИО предоставила справку от <данные изъяты> <данные изъяты>, выданную Управлением Пенсионного фонда в <данные изъяты> Пенсионного фонда Украины, о том что у ФИО была установлена инвалидность с <данные изъяты>. Однако ответчиком указанная справка не была принята, в связи с чем в назначении пенсии истцу было отказано. Так как, ребенок истца ФИО скончался <данные изъяты>, то пройти переосвидетельствование инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации не представляется возможным.
Истец ФИО и ее представители в судебном заседании поддержали исковые требования, просили данные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. Полагала отказ в назначении истцу пенсии законным и обоснованным.
Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены частично. Суд включил в страховой стаж ФИО период с <данные изъяты> по <данные изъяты> - ухода за ребенком-инвалидом, обязал Государственное учреждение - Главное управление ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> назначить ФИО страховую пенсию по старости с <данные изъяты>, взыскал с Государственного учреждения - Главного управления ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> в пользу ФИО расходы по оплате юридических услуг в размер 15 000 руб. В удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> просит решение в части удовлетворенных судом требований отменить, в удовлетворении требований о включении в страховой стаж периода осуществления ухода за ребенком-инвалидом, назначении страховой пенсии и взыскании судебных расходов отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, третье лицо по делу не явились, были извещены надлежащим образом, заявления о переносе рассмотрения дела с документами подтверждающими невозможность участия в судебном заседании не поступали.
Судебная коллегия с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, возражения истца на апелляционную жалобу, находит обжалуемое решение подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> истец ФИО, обратилась в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <данные изъяты> <данные изъяты> истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». В страховой стаж, учтены следующие периоды: с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>. Страховой стаж составил 11 лет 05 месяцев 00 дней. Величина ИПК составила 18,918.
<данные изъяты> истец ФИО, обратилась в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как мать ребенка-инвалида с детства - ФИО, <данные изъяты> года рождения. Для назначения страховой пенсии по старости ФИО предоставила справку от <данные изъяты> <данные изъяты>, выданную Управлением Пенсионного фонда в <данные изъяты> Пенсионного фонда Украины, о том, что ФИО была установлена инвалидность с <данные изъяты>. Однако ответчиком указанная справка не была принята.
В 2016 году истцу ФИО в <данные изъяты> была назначена пенсия как лицу осуществляющему уход за ребенком-инвалидом с детства.
На территории Российской Федерации ФИО С.Г. зарегистрирована с <данные изъяты>. В 2021 году получила гражданство Российской Федерации.
Российская Федерация и Украина в числе других государств <данные изъяты> подписали Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного законодательства (далее - Соглашение от <данные изъяты>), в силу статьи 1 которого обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Данное соглашение со стороны Республики Украина не ратифицировано.
В соответствии со статьей 5 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (пункт 1). Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (пункт 2). Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (пункт 3).
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 Соглашения (статья 7 Соглашения).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) в числе иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, указан период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ).
В силу пункта 34 Постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> "Об утверждении подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности детей-инвалидов.
Из справки от <данные изъяты> <данные изъяты>, выданной Управлением Пенсионного фонда в <данные изъяты> Пенсионного фонда Украины следует, что сыну истца ФИО, <данные изъяты> года рождения с <данные изъяты> установлена инвалидность (инвалид детства до 16 лет), согласно медицинского заключения от <данные изъяты> <данные изъяты>.
По достижении ребенком истца возраста 16 лет в <данные изъяты> он признан инвалидом с детства третьей группы бессрочно, о чем <данные изъяты> выдана соответствующая справка.
<данные изъяты> ФИО, <данные изъяты> года рождения умер, о чем <данные изъяты> составлена актовая запись <данные изъяты>.
В 2016 году в <данные изъяты> истцу, в связи с уходом за ребенком-инвалидом, назначена пенсия по старости.
Решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от <данные изъяты> N 01-1/2-07 установлено, что статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством нового места жительства.
Доводы представителя ответчика о том, что сведения о признании ребенком-инвалидом ФИО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации отсутствуют, не были приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку сын истца умер <данные изъяты>, в связи с чем пройти переосвидетельствование инвалидности в соответствии с законодательством не представляется возможным, в связи с чем пришел к выводу о включении в страховой стаж ФИО периода осуществления ухода за ребенком-инвалидом с <данные изъяты> по <данные изъяты> и назначении страховой пенсии с <данные изъяты>.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, в апелляционной жалобе указанные требования не оспариваются и предметом апелляционного рассмотрения не являются.
Принимая во внимание частичное удовлетворение требований истца, сложность дела, количество судебных заседаний в которых принимал участие представитель истца, принцип разумности, суд взыскал в пользу истца расходы за услуги представителя в размере 15 000 руб.
Разрешая заявленные требования о включении в страховой стаж периода по уходу за ребенком-инвалидом с <данные изъяты> по <данные изъяты> и назначении страховой пенсии с <данные изъяты>, суд первой инстанции, исходил из обстоятельств подтверждения периода осуществления истицей ухода за ребенком инвалидом, исходя из представленных справок по месту назначения пенсии в <данные изъяты>, смерти сына истицы и невозможности осуществления переосвидетельствования по законодательству Российской Федерации.
С указанными выводами суда не согласна судебная коллегия.
Оснований для включения в стаж спорных периодов, в отсутствие доказательств признания ребенка истца инвалидом с детства в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку медицинские заключения о признании ребенка инвали<данные изъяты> группы, выданные иным государством, не отвечают требованиям российских нормативно-правовых актов о врачебно-социальной экспертизе, в связи с чем оснований для включения в страховой стаж спорных периодов, которые не относятся к бесспорным периодам до распада СССР, не имеется.
Судом первой инстанции не дана должная правовая оценка о наличии оснований для учета спорного периода в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Данное Соглашение не подлежит применению, поскольку право на пенсионное обеспечение с учетом этого спорного периода у ФИО производно от признания ее ребенка инвалидом детства в соответствии с нормами действующего в Российской Федерации пенсионного законодательства, так как каких-либо международных договоров о взаимном признании граждан инвалидами между Российской Федерацией и Республикой Украиной не имеется. Действующее законодательство Российской Федерации не отождествляет понятие страховой стаж и трудовой стаж, о чем указано в Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств.
Таким образом, нормы Соглашения 1992 года, а также Решение Экономического Суда СНГ от <данные изъяты>, в случае рассмотрения вопросов зачета в стаж периодов ухода за ребенком-инвалидом и назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" не могут быть применены.
Приказом Минтруда России от <данные изъяты> N 958н (действовавшим на момент обращения истца), утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно пункту 12 которого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Данные о том, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности подтверждается сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, или выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, поступившей в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального учреждения медико-социальной экспертизы (пункт 74 Перечня).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан государств - участников СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <данные изъяты>.
Статьей 1 Соглашения от <данные изъяты> предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников названного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
На основании пункта 7 Правил признания инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 95, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или Ш группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы (пункт 11 Правил).
В силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвали<данные изъяты> группы, ребенком инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1015 установлено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
Факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Указанный пункт 34 Правил был предметом оспаривания в Верховном Суде Российской Федерации. По итогам рассмотрения Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N АКПИ19-780 в решении, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N АПЛ20-24, указала, что Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами, и национальное законодательство иностранных государств может предусматривать иной порядок признания лица инвалидом. Следовательно, правовых оснований для принятия в целях пенсионного обеспечения документов об инвалидности, выданных иностранным государством, не имеется.
Граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе из стран СНГ, участником которого является Украина, признанные инвалидами в соответствии с национальным законодательством иностранных государств (за исключением граждан, инвалидность которым была установлена на территории Республик СССР до его распада, то есть до <данные изъяты>) имеют право на меры социальной поддержки только при условии признания их инвалидами в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как Российская Федерация не имеет международных договоров и соглашений о взаимном признании правил признания граждан инвалидами и принимая во внимание, что порядок признания граждан инвалидами в иностранных государствах и в Российской Федерации может быть различным.
С учетом положений действующего законодательства, регулирующих правила признания лица инвалидом и назначении страховой пенсии, у суда, не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований о включении спорного периода ухода за ребенком-инвадидом в страховой стаж и назначении страховой пенсии по основаниям п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как право истца на включение периода уход за ребенком-инвалидом в страховой стаж производно от подтверждения инвалидности сына в соответствии с нормами действующего в Российской Федерации законодательства, которое отсутствует и не может быть представлено, учитывая, что сын истицы <данные изъяты> умер.
В связи с тем, что при рассмотрении заявленного спора, по удовлетворенным судом требованиям, установлено нарушение норм материального, которые влекущих отмену судебного решения в части удовлетворенных требований истца.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в соответствии с действующим в настоящее время подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвали<данные изъяты> группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
В соответствии с пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1015, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
Правилами, в разделе IV, определены документы, необходимые для подтверждения иных периодов до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N АКПИ19-780, оставленным без изменения апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N АПЛ20-24, положения пункта 34 Правил, предусматривающие подтверждение факта и периода ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом и нахождения на инвалидности признаны не противоречащими требованиям Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от <данные изъяты> N 1015 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1131).
Раздел IV Правил определяет документы, подтверждающие иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж. Периоды ухода за ребенком-инвалидом согласно абзацу первому пункта 34 Правил устанавливаются решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления лица, осуществляющего уход, и представленных документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на иждивении, что соответствует порядку установления страховых пенсий, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях" (статья 21).
Положения абзаца третьего пункта 34 Правил, предусматривающие подтверждение факта и периода нахождения на инвалидности сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, или документами, поступившими от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, соответствуют Федеральному закону "О страховых пенсиях". Определяя условия назначения страховой пенсии по инвалидности, часть 2 статьи 9 данного Федерального закона предусматривает, что страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено Федеральным законом от <данные изъяты> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 9 статьи 3).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, участником которого также является <данные изъяты>, предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение (статья 3).
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (статья 6).
Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами, и национальное законодательство иностранных государств может предусматривать иной порядок признания лица инвалидом.
Следовательно, правовых оснований для принятия в целях пенсионного обеспечения документов об инвалидности, выданных иностранным государством, не имеется.
Нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин не регулируют вопросы пенсионного обеспечения и признания граждан инвалидами.
В целях обеспечения нормального функционирования финансового механизма обязательного пенсионного страхования, призванного обеспечить выплату пенсий застрахованным лицам в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда, часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяет, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно статье 7 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 37 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России N 59н, установлено, что при предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление инвалидности, в части определения причины инвалидности получателем государственной услуги, кроме документов, указанных в пунктах 28, 31 и подпункте "а" пункта 34 Административного регламента, представляются следующие документы:
а) сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое приводило к стойким ограничениям жизнедеятельности у получателя государственной услуги в возрасте до 18 лет - для установления причины инвалидности "инвалид с детства".
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что пенсионному органу истцом не было представлено требуемых документов того, что на момент спорных периодов с <данные изъяты> по <данные изъяты> устанавливалась инвалидность ФИО, 1988 года рождения, правовых оснований для включения в страховой стаж периодов ухода за ребенком-инвалидом не имелось.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право на пенсионное обеспечение у истца ФИО производно от признания ее сына инвалидом детства в соответствии с нормами действующего в Российской Федерации законодательства. Правовые основания для принятия в целях пенсионного обеспечения документов об инвалидности, выданных иностранным государством, отсутствуют. Поскольку при подаче заявления о назначении досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" ФИО не была представлена выписка из акта освидетельствования ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы Российской Федерации, то правовых оснований для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
С учетом отсутствия оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца, отсутствие назначений для назначения страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", равно как и страховой пенсии по старости на общих основаниях, в соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ отсутствуют основания для возмещения истице понесенных расходов на оплату услуг представителя.
Руководствуясь нормами пенсионного законодательства, судебная коллегия считает, что решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> подлежит отмене в части удовлетворенных судом требований о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом, назначении страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мытищинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить в части удовлетворенных требований о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом, назначении страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов по оплате юридических услуг.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО к Государственному учреждению - Главное управление ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о включении в страховой стаж периода ухода за ребенком-инвалидом с <данные изъяты> по <данные изъяты>, назначении страховой пенсии по старости с <данные изъяты>, взыскании расходов по оплате юридических услуг – отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> – удовлетворить.
Председательствующий
Судьи