Решение по делу № 2-875/2011 от 25.07.2011

Дело № 2-875/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Козьмодемьянск                                                                  19 августа 2011 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Шаховой К.Г.,

при секретаре Ивановой Л.В.,

с участием истца Дорониной А.Ю., ее представителя Мулгачева П.П., допущенного к участию в деле по ходатайству истицы,

представителя администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Морозовой О.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 г.,

представителя органа опеки и попечительства администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Шерстянниковой Н.А., действующей на основании доверенности от 12.04.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дорониной Александры Юрьевны к администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным постановления администрации № 146 от 12 мая 1999 г. и возложении обязанности обеспечить вне очереди благоустроенным жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Доронина А.Ю. обратилась в суд с иском к администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в котором просила признать незаконным постановление администрации г. Козьмодемьянска РМЭ от 12 мая 1999 г. № 146 «О закреплении жилья за несовершеннолетней Дорониной А.Ю.» и обязать ответчика обеспечить ее благоустроенным жилым помещением площадью не ниже социальных норм.

Иск мотивировала тем, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать истицы лишена родительских прав, отцовство не установлено. Постановлением администрации г. Козьмодемьянска № 146 от 12.05.1999 г. за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> но с этим она не согласна. В данной квартире кроме нее зарегистрировано еще 6 человек, при этом общая площадь жилого помещения составляет 38 кв.м, жилая - 24 кв.м. На момент закрепления за ней этого жилья она была несовершеннолетней, поэтому обжаловать данное постановление возможности не имела.

В 2003 г. истица окончила обучение в Профессиональном училище.

Постановлением главы администрации МО «Город Козьмодемьянск» от 19.05.2003 г. № 200 она поставлена на учет как сирота в очередь на получение жилья, где она состоит по настоящее время. В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истица полагает, что на нее распространяются дополнительные гарантии по социальной защите в возрасте от 18 до 23 лет.

В суде истица и ее представитель поддержали заявленные требования, просили суд их удовлетворить. Дополнительно представитель истицы Мулгачев П.П. пояснил, что вернуться в закрепленную за Дорониной А.Ю. квартиру невозможно, поскольку в нем проживает ее мать, лишенная родительских прав, жилое помещение не отвечает санитарным и техническим требованиям, а на каждого проживающего в нем приходится меньше социальной нормы жилой площади. По мнению истца, закрепленное за ней жилое помещение предназначено для временного проживания, на период нахождения ее на государственном обеспечении. При этом до 1999 г. жилье за истицей не было закреплено, что является нарушением порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Другого жилья у истицы нет, и при этом Доронина А.Ю. нуждается в предоставлении жилой площади, что подтверждается ее нахождением в очереди на получение жилья.

Представитель ответчика администрации ГО «Город Козьмодемьянск» в возражении против заявленного иска пояснила, что закрепленная за Дорониной А.Ю. квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью. Данным жилым помещением истица имеет право пользоваться, как и остальные проживающие в ней лица. Доводы истицы о том, что в указанном жилом помещении не соблюдены учетные нормы жилого помещения, не являются основанием для предоставления жилого помещения, т.к. в этом случае истица имеет право состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма. Требование о признании постановления администрации незаконным ответчик считает необоснованными, поскольку оно заявлено за пределами трехмесячного срока, предусмотренного для обжалования ненормативных актов органов местного самоуправления. Кроме того, ответчик полагает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственными полномочием субъекта Российской Федерации и должно возлагаться на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Представитель органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Город Козьмодемьянск» Шерстянникова Н.А., возражая против удовлетворения иска Дорониной А.Ю., пояснила, что в качестве основания для внеочередного получения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в госучреждениях, в приемных семьях, при прекращении опеки и пр., предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, истица не имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку имеет закрепленное за ней жилое помещение. Согласно постановлению администрации г. Козьмодемьянска № 200 от 19.05.2003 г. Доронина А.Ю. включена во внеочередной список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, поэтому будет обеспечена жильем согласно внеочередному списку. Постановление администрации г. Козьмодемьянска № 146 ото 12.05.1999 г. действовало на период пребывания несовершеннолетней Дорониной А.Ю. в госучреждении и утратило силу по достижении Дорониной А.Ю. совершеннолетия.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 № 17-ФЗ).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 № 17-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Во исполнение данного закона в Республике Марий Эл принят Закон «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» от 02 декабря 2002 года № 50-З.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 октября 2008 года № 287 утвержден Порядок предоставления субвенций из республиканского бюджета РМЭ муниципальным районам и городским округам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц, из числа детей-сирот, в возрасте 23 лет, не имеющих закрепленного жилого повешения. Согласно данному Порядку право на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья, за счет средств республиканского бюджета РМЭ на соответствующий финансовый год в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.

Как следует из приведенных выше норм Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на внеочередное получение жилого помещения социального жилого фонда предоставлено лицам, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения.

Судом установлено, что истица Доронина А.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ, тогда же согласно архивной выписке из протокола заседания исполкома городского Совета народных депутатов г. Козьмодемьянска от ДД.ММ.ГГГГ определена в Дом ребенка. Козьмодемьянским городским судом Марийской АССР 17 сентября 1991 года её мать Шершнева В.П. была лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе и истицы. Согласно справке Козьмодемьянского ЗАГС от 28.05.1999 г. сведения об отце записаны со слов матери.

В период с 01 сентября 1996 г. по 01 сентября 1999 г. истица воспитывалась в Семеновской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении (справка, выданная Семеновской специальной (коррекционной) школой-интернатом). Затем до 2003 г. обучалась в ГОУ «Профессиональное училище № 8» в г. Йошкар-Оле, также находясь на государственном обеспечении.

Постановлением Главы администрации г. Козьмодемьянска № 146 от 12 мая 1999 г. за несовершеннолетней Дорониной А.Ю. закреплено жилая площадь по адресу: <адрес>. С 15 мая 2003 г. Доронина А.Ю. постоянно зарегистрирована по адресу: РМЭ, <адрес>. Иного жилья, в том числе на праве собственности не имеет, что следует из ответов Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл от 01.03.2010 г. и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 1288 от 09.10.2008 г.

Таким образом, поскольку за Дорониной А.Ю. закреплено жилое помещение в г. Козьмодемьянске, право на которое в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сохранялось за ней на период пребывания в образовательном учреждении, в учреждении профессионального образования, право на внеочередное получение социального жилого помещения у истицы не возникло.

То обстоятельство, что жилая площадь закрепленного за истицей помещения недостаточна для проживания всех зарегистрированных на ней лиц, может являться основанием для постановки ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения на общих основаниях, но не является основанием для предоставления ей жилого помещения вне очереди в соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно учетной карточке очередника и объяснениям истицы 19 мая 2003 г. постановлением администрации № 200 от 19.05.2003 г. Доронина А.Ю. поставлена в льготную очередь на получение жилой площади. Согласно адресным справкам Отделения УФМС России по Республике Марий Эл по адресу: <адрес> настоящее время зарегистрированы кроме Дорониной А.Ю. 3 человека.

Доводы Дорониной А.Ю. о незаконности постановления администрации г. Козьмодемьянска № 146 от 12 мая 1999 г. суд находит несостоятельными. Данный акт издан в соответствии с действовавшими в том время положениями законодательства. Доронина А.Ю. по своему правовому статусу ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством подлежала обеспечению жильем, что и было сделано. При этом объяснения представителя истца о нарушении порядка закрепления жилья за несовершеннолетними суд полагает необоснованными. Таких нарушений суд не усматривает.

Утверждения Дорониной А.Ю. о том, что предоставленное ей жилое помещение не пригодно для проживания, не подтверждены материалами дела.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Ссылку истицы и ее представителя на заявление специалиста администрации Репиной Н.С. о том, что жилье, закрепленное за Дорониной А.Ю.непригодно для проживания, суд находит несостоятельной, поскольку указанное письмо не свидетельствует о признания жилья непригодным для проживания в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 12 вышеуказанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

На момент предоставления Дорониной А.Ю. жилого помещения проводилось его обследование специалистом городского управления образования (ГУО). Согласно акту проверки наличия и сохранности жилого помещения от 11 мая 1999 г. жилое помещение представляет из себя 2-х комнатную полублагоустроенную квартиру общей площадью около 50 кв.м, жилой - 24,8 кв.м.

В установленном законом порядке закрепленное за Дорониной А.Ю. жилое помещение непригодным для проживания не признано как на момент его закрепления за Дорониной А.Ю., так и на настоящее время. Доказательств обратного суду не представлено.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что истица с момента закрепления за ней указанного жилого помещения в квартире не проживала, не следила за его техническим состоянием, хотя вправе была это сделать.

Доводы Дорониной А.Ю. о том, что она не имеет возможности проживать в данной квартире, т.к. ее не пускают туда другие жильцы, подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Квартира была закреплена за Дорониной А.Ю. в установленном законом порядке, её право пользования данной квартирой никем не оспаривается, Доронина А.Ю. постоянно зарегистрирована по месту жительства в данном жилом помещении. Фактическое проживание в закрепленном за истцом жилом помещении других лиц является доказательством его пригодности к эксплуатации.

Суд находит неверным вывод истицы и представителя органа опеки и попечительства о том, что закрепленное за Дорониной А.Ю. жилое помещение носит временный характер и предоставлено только на период нахождения истицы на гособеспечении. Данный вывод основан на неправильном толковании закона, поскольку закрепление жилья за несовершеннолетним ребенком-сиротой либо ребенком, оставшимся без попечения родителей, на период нахождения его на полном государственном обеспечении является предусмотренной законом гарантией на обеспечение его жильем после окончания пребывания на государственном обеспечении. Следовательно, после окончания пребывания на полном государственном обеспечении у истицы сохраняется право пользования закрепленным за ней жилым помещением.

Суд учитывает заявление ответчика о пропуске истицей предусмотренного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срока на обращение в суд с заявлением о нарушении ее прав и свобод. Как следует из объяснений Дорониной А.Ю. об обжалуемом постановлении администрации она узнала в 2002 г. Однако в суд с настоящим заявлением обратилась 25.07.2011 г. Суд не может согласиться с доводами истицы о невозможности прежде обратиться в суд ввиду несовершеннолетия, поскольку об обжалуемом постановлении Доронина А.Ю. узнала, будучи совершеннолетней, задолго до фактического обращения в суд с настоящим иском. При таких обстоятельствах суд не находит у истицы уважительных причин для восстановления пропущенного ей срока для обращения в суд с требованием о признании решения органа местного самоуправления незаконным.

Таким образом, исходя из изложенных обстоятельствах, суд находит исковые требования Дорониной А.Ю. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Дорониной А.Ю. к администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании постановления администрации № 146 от 12 мая 1999 г. незаконным и возложении обязанности обеспечить вне очереди благоустроенным жилым помещением отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                           К.Г.Шахова

Мотивированное решение составлено 23 августа 2011 г.

2-875/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Доронина А.Ю.
Ответчики
Администрация МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск"
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
25.07.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2011Передача материалов судье
25.07.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2011Судебное заседание
10.08.2011Судебное заседание
19.08.2011Судебное заседание
19.09.2011Дело оформлено
19.09.2011Дело сдано в канцелярию
19.08.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее