Судья Медведев М.В. УИД 16RS0042-03-2022-003485-12
Дело № 2-5839/2022
33-11979/2022
учёт № 116г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2022 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Никулиной О.В., Тазиева Н.Д.,
при секретаре судебного заседания Садыковой Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Ноздрина Анатолия Егоровича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 31 мая 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований Ноздрина Анатолия Егоровича к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Ремжилстрой» о перерасчете коммунальных услуг отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Ноздрина А.Е., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Ноздрин А.Е. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания (далее – ООО УК) «Ремжилстрой» о перерасчете платежей за коммунальные услуги.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Он имеет инвалидность, при этом в соответствии с законодательством города Москвы инвалидам предоставляется субсидия на оплату коммунальных услуг в размере 50 %. Однако в нарушение закона подобная субсидия ему не предоставляется. Кроме того в коммунальные платежи незаконно включена оплата дворника, вывоз мусора, мойка площадок, лифт, домофон. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд произвести перерасчет платежей за коммунальные услуги за период с января 2019 года по февраль 2022 года в размере 71.639,98 руб.
Истец Ноздрин А.Е. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика ООО УК «Ремжилстрой» - Шакирова Л.А. с иском не согласилась.
Суд в иске отказал в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ноздрин А.Е. просит решение суда отменить. Повторно оспаривает начисляемые ответчиком суммы на оплату жилищно-коммунальных услуг и ссылается на наличие субсидии на их оплату в размере 50 %.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО УК «Ремжилстрой» - Шакирова Л.А. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
Ноздрин А.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Представитель ООО УК «Ремжилстрой» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле и извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Часть 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что управление многоквартирным домом № .... по <адрес> осуществляет ООО УК «Ремжилстрой».
Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по квартире .... в указанном доме производится по лицевому счету № ...., собственником (нанимателем) указан Ноздрин А.Е.
Обращаясь в суд с данным иском, истец указал, что ответчиком неверно производится расчет по оплате за жилищно-коммунальные услуги, поскольку сумма оплаты является чрезмерно завышенной. Истец, как инвалид, имеет право на предоставление льготы в размере 50 %. В связи с этим он просил о перерасчете платежей за жилищно-коммунальные услуги за период с января 2019 года по февраль 2022 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что льготы, о предоставлении которых просит истец, законом не предусмотрены, при этом утверждение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также льгот на их оплату, в компетенцию ответчика не входят.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости и наличии оснований для отказа в удовлетворении иска.
На основании ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Аналогичные положения указаны в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
В силу ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Так, тарифы на содержание общего имущества многоквартирного дома в городе Набережные Челны утверждены: на 2019 год постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 24 декабря 2018 года № 7743 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Набережные Челны на 2019 год»; на 2020 год постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 24 декабря 2019 года № 6749 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Набережные Челны на 2020 год»; на 2021 год постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 18 декабря 2020 года № 7030 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Набережные Челны на 2021 год»; на 2022 год с 01 января 2022 года постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 19 января 2022 года № 162 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Набережные Челны на 2022 год» и с 01 мая 2022 года постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 06 мая 2022 года № 2345 «О внесении изменений в приложение к постановлению Исполнительного комитета от 19 января 2022 года № 162 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилых помещений жилищного фонда города Набережные Челны на 2022 год».
Размер взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июня 2013 года № 450 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 января 2018 года № 43 - 5,85 руб., в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 03 декабря 2019 года № 1097 - 6,11 руб., в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 2021 года № 506 - 6,38 руб. на 1 кв.м общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего пользователю помещения, в месяц.
Порядок и условия предоставления субсидий-льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года № 126 «О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан».
На основании приведенной выше ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется субсидия-льгота в размере 50 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без учета социального норматива.
При этом исходя из приведенных правовых норм предоставление соответствующих субсидий-льгот носит заявительный характер.
В силу п. 1.2. постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года № 126 «О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан» решения о предоставлении субсидий-льгот принимаются отделениями государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в пятидневный срок со дня поступления документов.
Контроль за назначением субсидий-льгот осуществляется территориальными органами Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая, что за оспариваемый период начисления за жилищно-коммунальные услуги на лицевой счет квартиры истца произведены в соответствии с установленными тарифами, истец в установленном законом порядке за получением субсидий-льгот в соответствующие органы не обращался, доказательств обратного не представлено, при этом ответчик не является органом, принимающим решение о предоставлении льгот, правовых оснований для удовлетворения иска у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны исковым требованиям, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат. Нарушений норм материального и процессуального законодательства судом не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 31 мая 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ноздрина Анатолия Егоровича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 05 сентября 2022 года
Председательствующий
Судьи