Дело № 2-181/2023
УИД № 18RS0005-01-2022-002360-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 марта 2023 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
судьи Войтовича В.В.,
при секретаре Рогожниковой Е.М.,
с участием представителя истца - Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики - Березиной О.А., ответчика - Чувашева С.А., представителя третьего лица - казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» - Березиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Чувашеву С.А. о взыскании сумм пособия, полученного обманным путем в размере 54129,05 руб.,
установил:
Истец обратился в суд с указанным выше иском.
Требования мотивированы тем, что ответчик обманным путем получал указанное выше пособие.
Представитель истца - Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, представитель третьего лица КУ УР «РЦЗН» - Березинова О.А. просила суд иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик - Чувашев С.А. иск не признал, указал, что пытался дозвониться до службы занятости и сообщить о смене места регистрации, однако дозвониться не смог, трудоустроен он в спорный период не был, для трудоустройства его в центр занятости не вызывали, в августе 2020 года его пригласили в центр занятости, где он и пояснил, что у него изменилась регистрация по месту жительства. При регистрации в качестве безработного, для получения пособия по безработице он указал в заявлении адрес своей регистрации и фактический адрес проживания: <адрес>. Все сведения он указал достоверные, обманным путем пособие он не получал.
Заслушав представителя истца, третьего лица, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Разрешая гражданское дело, суд руководствуется положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком Чувашевым С.А. ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг «Работа в России» было подано заявление для регистрации в целях поиска подходящей работы. В заявлении ответчик указал, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, а также указал адрес своего фактического проживания: УР, <адрес>.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Чувашев С.А. признан безработным, ему назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16949,50 руб.
Как следует из материалов дела, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику было выплачено пособие по безработице в размере 54129,05 руб.
При личном обращении ответчика в КУ УР «Республиканский центр занятости населения» ДД.ММ.ГГГГ им был предъявлен паспорт, из которого следовало, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик снят с учета в качестве безработного, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ему прекращены выплаты пособия по безработице.
Постановлением дознавателя ОД Отдела полиции № Управления МВД России по <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Чувашева С.А. отказано в возбуждении уголовного дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159, ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. Из содержания постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ Чувашев С.А. забрал документы из Завьяловского ЦЗН и подал новые документы в Устиновский ЦЗН.
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики осуществляет функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики, в том числе по осуществлению переданного Российской Федерацией полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработным; организует и участвует в осуществлении деятельности в области содействия занятости населения по вопросам осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, регистрации граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрации безработных граждан (Постановление Правительства УР от 01.12.2017г. № 506 «О Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики» (вместе с «Положением о Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики»).
В соответствии с Уставом казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения», утвержденного приказом Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики от 20.02.2020г. № 26, учредителем учреждения является Удмуртская Республика. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Удмуртской Республики осуществляет Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики. Учредитель является главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики, выделяемых учреждению.
При указанных обстоятельствах, Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 3).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны в том числе, граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, перечисленные в статье 2 данного Закона (занятые граждане).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с пунктом 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (действовали в момент спорных правоотношений).
Согласно пункту 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подпункта «д» пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 (действовали в момент спорных правоотношений), снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм, то есть на истце.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Установлено, что перечисленные истцом ответчику суммы в виде пособия по безработице являются социальными выплатами в связи с потерей гражданином работы, их возвращение поставило бы безработного в трудное материальное положение.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением мер социальной поддержки в иной орган занятости населения, в том числе расположенный по месту своей новой регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Сама по себе перерегистрация по иному месту жительства не свидетельствует об отсутствии у гражданина права на получение пособия и не может влиять на возможность получения пособия по безработице, равно как и на размер указанного пособия, при этом ответчик не был проинформирован службой занятости об обязанности своевременно сообщать о смене места жительства, а истец возложенную на него обязанность по проверке предоставленных сведений не проверил на предмет их достоверности, в том числе, в порядке межведомственного взаимодействия.
На момент обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости Чувашев С.А. сообщил достоверные данные относительно места своего проживания, указав в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адрес, по которому он в установленном порядке был зарегистрирован по месту жительства, а потому ответчик имел право на постановку на учет в качестве безработного на территории Удмуртской Республики и на получение пособия по безработице. Кроме того, ответчик в данном заявлении указал фактический свой адрес проживания: УР, <адрес>.
Центр занятости не воспользовался своим правом и не проверил предоставленную ответчиком информацию на предмет ее достоверности.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что наряду с обращением к Центр занятости населения в <адрес> с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное по месту своей регистрации с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска и взыскании с ответчика сумм пособия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики (ИНН: №) к Чувашеву С.А. (паспорт №) о взыскании сумм пособия, полученного обманным путем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 54129,05 руб., - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судьей 3 марта 2023 года.
Судья В.В. Войтович