РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2022 года город Салехард
Салехардский городской Ямало-Ненецкого автономного округа суд в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Лебедевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-543/2022 по иску Зарипова В.Ш, к ГУ МЧС России по ЯНАО о возложении обязанностей по восстановлению гарантий применяемых для класса условий труда на рабочем месте «Пожарный», по предоставлению в пенсионный орган сведений необходимых для досрочного назначения страховой пенсии, по начислению и уплате страховых взносов по соответствующим тарифам, для учета указанных взносов на его лицевом счете,
УСТАНОВИЛ:
Зарипов В.Ш. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по ЯНАО о возложении обязанностей по восстановлению гарантий применяемых для класса условий труда на рабочем месте «Пожарный», по предоставлению в пенсионный орган сведений необходимых для досрочного назначения страховой пенсии, по начислению и уплате страховых взносов по соответствующим тарифам, для учета указанных взносов на его лицевом счете.
В обоснование иска указано, что Зарипов В.Ш. работает в должности пожарного отдельного поста 1 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы ГУ МЧС РФ по ЯНАО. Имеет статус спасателя, присвоенный аттестационной комиссией при Правительстве ЯНАО №506 по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории ЯНАО, созданной постановлением Правительства ЯНАО от 18.03.2013 №-П, что подтверждается удостоверением личности спасателя №, книжкой спасателя серия 506 № (дата первичной аттестации: от 24.06.2005 протокол №, последующие аттестации: от 30.01.2012 протокол №; от 03.02.2015 протокол №; от 26.01.2018 протокол №; от 25.01.2021 протокол №). Решениями указанной выше аттестационной комиссии Зарипов В.Ш. аттестован на право ведения следующих видов аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров и ему присвоена квалификация «спасатель 3 класса». В соответствии со сведениями, указанными в п. 5 книжки спасателя (серия 506 номер 01068), Зарипов В.Ш. владеет специальностями пожарный-спасатель, газодымозащитник и выполняет поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. ФГКУ «1 Пожарная часть ФПС по ЯНАО» было аттестовано на право ведения аварийно-спасательных работ (свидетельство серия 506 № от 02.02.2018, регистрационный №) и, в соответствии с постановлением администрации МО г. Салехард от 10.03.2016 № «Об организации и ведении гражданской обороны на территории муниципального образования город Салехард», включено в перечень служб Салехардского звена территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с приказом МЧС России от 26.09.2019 № «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МСЧ России и дислоцированных в Уральском федеральном округе» ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» ликвидировано, с 01.01.2021 правопреемником является ГУ МЧС РФ по ЯНАО. Должность «Пожарный (боец, респираторщик)» код ОКПДТР (016-94): 16781 включена в список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с под. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 9 и ч. 9 ст. 12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, условия труда на рабочем месте пожарного относятся к опасному классу (4) условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений, поскольку, согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593, действие ч. 7 ст. 9 далее Закона № 426-ФЗ распространяется на работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. В 2018 году в ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» на рабочем месте Зарипова В.Ш. «Пожарный» код ОКПДТР (016-94): 16781 была проведена специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) на основании приказа № 33. 10.02.2019 Зарипов В.Ш. был ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда (Карта № 33 специальной оценки труда). В пункте 6 строки 040. «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на данном рабочем месте» карты № 33 СОУТ «Пожарный» (код: 16781) Зарипову В.Ш. установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 1 cт. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Однако, в противоречие установленному праву на досрочное назначение страховой пенсии (п.18 ч.1. ст. 30 Закона 400-ФЗ) и в нарушение указанных выше правовых норм (ч. 7 ст. 9 и ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ), в строке 030 «Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам» карты № 33 СОУТ «Пожарный» (код 16781) класс условий труда (графа «Итоговый класс (подкласс) условий труда») на рабочем месте пожарного был отнесен к классу 2 (допустимый). Между тем, условия труда у Зарипова В.Ш. фактически не изменялись, он также, как и ранее, работая в должности «Пожарный», в период с 2018 по 31.12.2021 участвовал в проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров в зоне чрезвычайных ситуаций, что подтверждается имеющимися записями в книжке спасателя. В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 428 НК РФ, для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В нарушение указанных выше требований закона, ГУ МЧС РФ по ЯНАО не применяло в течении 2018, 2019, 2020, 2021 дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующие опасным условиям труда на рабочем месте Зарпова В.Ш., при осуществлении указанных взносов в ПФР, тем самым были нарушены его права на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Зарипов В.Ш., не обладая специальными знаниями не был осведомлен об особенностях пенсионного законодательства и не знал, что назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, кроме прочего, обусловлено начислением и уплатой страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ. Зарипов В.Ш., руководствуясь информацией, содержащейся в пункте 6 строки 040. «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на данном рабочем месте» карты № 33 СОУТ «Пожарный» (код 16781), о том, что ему установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, имел разумные ожидания того, что работодатель выполняет все обязанности, возложенные на него законом, а в частности начисляет и уплачивает как страхователь страховые взносы по соответствующим тарифам. О нарушении своих прав Зарипову В.Ш. стало известно после обращения в УПФ РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. УПФ РФ направило запрос в ГУ МЧС РФ по ЯНАО от 25.08.2020 № 06/5610 о предоставлении справки, уточняющей особый характер и условия труда Зарипова В.Ш., необходимые для назначения льготной пенсии. ГУ МЧС РФ по ЯНАО оставило указанный запрос без ответа. Из письма УПФ РФ № 04/8329 от 03.12.2020 истцу стало известно, что периоды его работы в должности «Пожарный» с 01.01.2018 по 31.12.2019 не включены в его стаж для досрочного назначения страховой пенсии (п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона 400- ФЗ). Данная информация подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 01.02.2022, согласно которой, в стаж для досрочного назначения страховой пенсии не включены периоды его работы в должности «Пожарный» с 01.01.2018 по 31.12.2021. 09.02.2021 Зарипов В.Ш. обратился в Государственную инспекцию труда в ЯНАО с заявлением о несогласии с результатами оценки специальных условий труда на рабочем месте «Пожарный» (код 16781) и нарушении работодателем его прав. В результате проведенной государственной экспертизы условий труда, в целях оценки качества проведения СОУС на рабочем месте Зарипова В.Ш., Заключением № 1 от 22.03.2021 департамента социальной защиты населения ЯНАО установлено, что качество проведения специальной оценки условий труда на указанном рабочем месте не соответствует требованиям Закона № 426-ФЗ по следующим основаниям: «1. В нарушение требований части 7 статьи 9 - специальная оценка условий труда проведена без учета особенностей характера выполняемых работ. 2.В нарушение части 9 статьи 12 установлен класс условий труда 2 (допустимый)». Данное заключение в судебном порядке обжаловано не было. Письмом от 06.04.2021 № 89/7-173-21-ОБ/З Государственная инспекция труда ЯНАО уведомили Зарипова В.Ш. о том, что в адрес ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» направлено предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда на его рабочем месте, в связи с выявленными нарушениями требований Закона № 426-ФЗ. В 2021 году ГУ МЧС РФ по ЯНАО в структурном подразделении: 5 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС отдельный пост 1 пожарно-спасательная часть на рабочем месте «Пожарный» код ОКПДТР (016-94): 16781 была проведена внеплановая специальная оценка условий труда (Карта № 172 специальной оценки условий труда), по результатам которой класс условий труда (графа «Итоговый класс (подкласс) условий труда») на рабочем месте пожарного был отнесен к классу 4, в соответствии с действующим законодательством (ч. 7 ст. 9 и ч. 9 ст. 12 Закона № 426- ФЗ). 09.04.2021 года Зарипов В.Ш. был ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда (Карта № 172 специальной оценки труда). 15.10.2021 Зарипов В.Ш. направил в адрес ГУ МЧС России по ЯНАО претензию с требованием: предоставить в ГУ - УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО сведения о работе Зарипова В.Ш. в должности пожарного за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, с указанием особого характера и условий труда (опасный класс (4) условий труда), необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по основаниям предусмотренным п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; произвести в полном объеме начисление и уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ в ГУ - УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО за период работы в должности пожарного с 01.01.2018 по 31.12.2020, для учета указанных взносов на лицевом счете Зарипова В.Ш.; предоставить ему информацию о начислении и уплате страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ в ГУ - УПФР в г. Салехарде и Приуральском районе ЯНАО за период его работы в должности пожарного с 01.01.2021 по 01.10.2021, для учета указанных взносов на его лицевом счете. В письме от 20.10.2021 № ИГ-230-181 ГУ МЧС РФ по ЯНАО отказало в удовлетворении изложенных в претензии требований, мотивировав свой отказ тем, что для удовлетворения предъявленных требований не имеется правовых оснований, поскольку в период с 2018 федеральным государственным казенным учреждением «1 Пожарная часть федеральной противопожарной I службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» организовано проведение специальной оценки, проведенной ООО «Лаборатория труда», условия труда на рабочем месте были отнесены к 2 подклассу условий труда класса «допустимый». Зарипов В.Ш. полагает, что в результате того, что ГУ МЧС РФ по ЯНАО не применяло в период с 01.01.2018 по 31.12.2021 дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующие опасным условиям труда на его рабочем месте, при осуществлении указанных взносов в ПФР, были нарушены его права на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
С учетом заявления от 17.03.2022 Зарипов В.Ш. просил: возложить обязанность на ГУ МЧС России по ЯНАО восстановить гарантии, применяемые для класса условий труда на рабочем месте «Пожарный» код ОКПДТР (016-94): 16781, СНИЛС работника: 068-187-145 93 соответствующего опасному классу условий труда за период с 01.01.2018 по 31.12.2020; возложить обязанность на ГУ МЧС России по ЯНАО по предоставлению в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО сведений о работе в должности пожарного за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, с указанием особого характера и условий труда (опасный класс (4) условий труда), необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; возложить обязанность на ГУ МЧС России по ЯНАО произвести в полном объеме начисление и уплату страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса РФ для опасного класса (4) условий труда в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО за период работы в должности пожарного с 01.01.2018 по 31.12.2020, для учета указанных взносов на его лицевом счете.
В судебном заседании истец Зарипов В.Ш. и его представитель Воробьев О.А., действующий на основании доверенности, настаивали на удовлетворении требований иска с учетом заявления от 17.03.2022.
Представитель ответчика Бороздин М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, выступил по письменным возражениям на иск, просил применить последствия пропуска срока исковой давности, поскольку Зарипов В.Ш. был ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда 10.02.2019, срок для обращения в суд, три месяца, был пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица ГУ-ОПФР по ЯНАО в судебном заседании выступил по доводам письменных пояснений.
Представители третьих лиц департамента социальной защиты населения ЯНАО и ГИТ в ЯНАО в судебном заседании участия не принимали, извещены.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены и определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Установлено и сторонами не оспаривается то, что Зарипов В.Ш. работает в должности пожарного отдельного поста 1 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы ГУ МЧС РФ по ЯНАО. Имеет статус спасателя, аттестован на право ведения следующих видов аварийно-спасательных работ: поисково-спасательные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров и ему присвоена квалификация «спасатель 3 класса», владеет специальностями пожарный-спасатель, газодымозащитник и выполняет поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.
Должность «Пожарный (боец, респираторщик)» код ОКПДТР (016-94): 16781 включена в список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно- спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с под. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 9 и ч. 9 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ, условия труда на рабочем месте пожарного относятся к опасному классу (4) условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений, поскольку, согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593, действие ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ распространяется на работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
В 2018 в ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» на рабочем месте Зарипова В.Ш. «Пожарный» код ОКПДТР (016-94): 16781 была проведена специальная оценка условий труда на основании приказа №. 10.02.2019 Зарипов В.Ш. был ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда (Карта № специальной оценки труда). В п. 6 строки 040. «Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, занятым на данном рабочем месте» карты № СОУТ «Пожарный» (код: 16781) Зарипову В.Ш. установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 1 cт. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом, в строке 030 «Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам» карты № СОУТ «Пожарный» (код 16781) класс условий труда (графа «Итоговый класс (подкласс) условий труда») на рабочем месте пожарного был отнесен к классу 2 (допустимый).
09.02.2021 Зарипов В.Ш. обратился в ГИТ в ЯНАО о несогласии с результатами специальной оценки условий труда указанных в Карте №, приведенных в Карте №.
12.02.2021 ГИТ в ЯНАО в адрес департамента социальной защиты населения ЯНАО было направлено предписание с целью проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда рабочего места Зарипова В.Ш. в ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО».
Согласно заключению № от 22.03.2021 о качестве проведения специальной оценки условий труда, подготовленному департаментом социальной защиты населения ЯНАО, на основании представления ГИТ в ЯНАО от 12.02.2021 №-ОБ/1, в период с 16 февраля по 22 марта 2021, была проведена государственная экспертиза условий труда профессии «пожарный» (в Классификаторе ОК 016-94 (позиция 16781)) в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте Зарипова В.Ш.
Департаментом было установлено, что в 2018 году в ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО» на рабочем месте пожарного ООО «Лаборатория труда» была проведена специальная оценка условий труда. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписан и утвержден 29 декабря 2018.
В соответствии с заключением эксперта о проведении идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов от 13.10.2018 № на рабочем месте Зарипова В.Ш. определен перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям.
В карте специальной оценки условий труда № на рабочем месте пожарного, согласно протоколам проведения исследований (испытаний) и измерений, оценены факторы производственной среды и трудового процесса, влияющие на «работника: шум - 2 (допустимый) (протокол от 13.11.2018 № 10-33-ШМ), вибрация общая - 2 (допустимый) (протокол от 13.11.2018 № Ю-ЗЗ-ВО), световой среды - 2 (допустимый) (протокол от 13.11.2018 №-СС), тяжесть трудового процесса - 2 (допустимый) (протокол от 13.11.2018 №-ТТМ). Итоговый класс (подкласс) условий труда определен в соответствии с требованиями приложения № к Приказу №н и соответствует классу 2 (допустимый).
В графе «основание» строки 040 карты № указаны: в пункте 6 право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям п. 18 ст. 30 гл. 6 Закона № 400-ФЗ; в пункте 7 основание для прохождения медицинских осмотров по п.п. 8, 13 приложения № к Приказу №н.
В нарушение п. 19 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом №н, в графе «основание» пункта 7 строки 040 карты № не включены пункты 3.4.2, 3.5 приложения № к Приказу №н.
В соответствии с п. 19 Порядка, периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень факторов) и Перечнем работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские (обследования) работников, утвержденных Приказом №н.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники: подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 августа 2015 № 15-1/ООГ-4397, в отношении ряда факторов, указанных в Перечне факторов, таких как производственный шум, пониженная температура воздуха, световая среда, медицинские осмотры проводятся только при условии отнесения условий труда по соответствующему фактору к вредным условиям труда, о чем в графе «Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов» в скобках делается соответствующая пометка.
Остальные факторы, указанные в перечне, по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в связи с чем, предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся по факту их наличия на рабочем месте независимо от результатов оценки условий труда.
Выявление производственных факторов, указанных в Перечне факторов, является основанием для прохождения работниками периодических медицинских осмотров (обследований).
В нарушение требований ч. 7 ст. 9 и ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ класс условий труда на рабочем месте пожарного отнесен к классу 2 (допустимый).
Согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593 действие ч.7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ распространяется на отдельные категории работников, с учетом имеющихся особенностей трудовой деятельности, в том числе на работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом, вопросы установления класса (подкласса) условий труда указанной категории работников урегулированы положениями ч.ч. 9-11 ст. 12 Закона № 426-ФЗ.
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, класс (подкласс) условий труда устанавливается в соответствии с ч. 9 ст. 12 Закона № 426-ФЗ и относится к классу 4 (опасный) без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
По результатам лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса составлены протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений шума, вибрации общей, параметров световой среды, тяжести трудового процесса.
Департамент, по результатам проверки качества проведения специальной оценки условий труда, пришел к выводу о том, что качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте Зарипова В.Ш. по профессии «пожарный» (в Классификаторе ОК 016-94 (позиция 16781)) не соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» по следующим основаниями: в нарушение требований ч. 7 ст. 9 - специальная оценка условий труда проведена без учета особенностей характера выполняемых работ; в нарушение ч. 9 ст. 12 установлен класс условий труда 2 (допустимый).
Согласно письму Минтруда России от 08.06.2017 № 15-1/ООГ-1593, с учетом имеющихся особенностей трудовой деятельности отдельных категорий работников, в том числе работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ч. 7 ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено установление особенностей проведения специальной оценки условий труда в отношении таких рабочих мест.
В этой связи Минтрудом России были проведены консультации с МЧС России и иными заинтересованными организациями, по итогам которых принято решение о нецелесообразности разработки нормативного правового акта, устанавливающего особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах указанной категории работников, ввиду того что при исполнении своих трудовых обязанностей они находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью.
При этом вопросы установления класса (подкласса) условий труда указанной категории работников урегулированы положениями ч.ч. 9 - 11 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что установление класса условий труда 2 (допустимый) на рабочем месте Зарипова В.Ш. по профессии «пожарный» (в Классификаторе ОК 016-94 (позиция 16781)), являете неверным и противоречит требованиям положений Федерального закона № 426-ФЗ.
06.04.2021 ГИТ в ЯНАО в адрес ФГКУ «1ПЧ ФПС по ЯНАО» было вынесено предписание, которым юридическое лицо было обязано устранить нарушения, путем поведения внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте пожарного Зарипова В.Ш., в срок – 06.10.2021.
Согласно указанному предписанию ГУ МЧС России по ЯНАО приняло его к исполнению, при том, что оно адресовано ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО», и письмом от 20.10.2021 № ИВ-230-6979 сообщило ГИТ в ЯНАО о его выполнении.
Так, в письме указано, что в соответствии с приказом МЧС России от <дата> № «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Уральском федеральном округе», приказом ГУ МЧС России по ЯНАО от <дата> №-п «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России, дислоцированных в ЯНАО» 31.12.2019 произошла ликвидация учреждений, находящихся в ведении МЧС России, расположенных в ЯНАО и правопреемником всех учреждений выступает ГУ МЧС России по ЯНАО с 01.01.2020. В соответствии с приказом ГУ МЧС России по ЯНАО от 29.10.2020 № 780-п, было организовано проведение специальной оценки условий труда, согласно которой 09.04.2021 у пожарного Зарипова В.Ш. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 4, что отражено в Карте № 172.
Установлено, что установление в 2018 класса условий труда 2 (допустимый) на рабочем месте Зарипова В.Ш. по профессии «пожарный» (в Классификаторе ОК 016-94 (позиция 16781)), не позволило Зарипову В.Ш. реализовать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
В силу положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права, суд находит обоснованными требования иска о возложении обязанности на ГУ МЧС России по ЯНАО по восстановлению Зарипову В.Ш. гарантии, применяемые для класса условий труда на рабочем месте «Пожарный» код ОКПДТР (016-94): 16781, соответствующего опасному классу условий труда за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Иные требования иска, с учетом заявления от17.03.2022, являются производными, а потому также подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку Зарипов В.Ш. был ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда 10.02.2019, а в суд обратился лишь 07.02.2022, в то время как срок для обращения три месяца.
Частью 1 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Право работника обжаловать результаты специальной оценки условий труда предусмотрено ст.ст. 5, 26 Федерального закона № 426-ФЗ, которое не может быть ограничено трехмесячным сроком с момента его ознакомления с результатами специальной оценки условий труда, так как необеспечение работодателем проведения специальной оценки условий труда в полном соответствии с положениями Федерального закона № 426-ФЗ нарушает права работника в течение всего срока действия результатов специальной оценки условий труда.
Отклоняя заявленное стороной ответчика ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд исходит из того, что на момент обращения истца в суд за защитой нарушенного права трудовые отношения с ответчиком не прекращены, следовательно, срок для обращения в суд Зариповым В.Ш. не пропущен, так как нарушение его прав результатами специальной оценки условий труда носит и носило длящийся характер, и обязанность работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда в полном соответствии с названным Федеральным законом № 426-ФЗ сохраняется в течение всего срока действия результатов специальной оценки условий труда, в отношении работника, выполняющего работы по трудовому договору в соответствующих условиях труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зарипова В.Ш, к ГУ МЧС России по ЯНАО, - удовлетворить.
Возложить обязанность на Главное управление МЧС России по ЯНАО восстановить Зарипову В.Ш, гарантии, применяемые для класса условий труда на рабочем месте «Пожарный» код ОКПДТР (016-94): 16781, СНИЛС работника: 068-187-145 93 соответствующего опасному классу условий труда за период с 01.01.2018 по 31.12.2020;
Возложить обязанность на Главное управление МЧС России по ЯНАО по предоставлению в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО сведений о работе Зарипова В.Ш, в должности пожарного за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, с указанием особого характера и условий труда (опасный класс (4) условий труда), необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Возложить обязанность на Главное управление МЧС России по ЯНАО произвести в полном объеме начисление и уплату страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса РФ для опасного класса (4) условий труда в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО за период работы Зарипова В.Ш, в должности пожарного с 01.01.2018 по 31.12.2020, для учета указанных взносов на его лицевом счете.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова